8 августа 2025 года отмечает 65-летний юбилей Архиепископ Павел Пецци, митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве. Так как его личный юбилей приходится на Святой Юбилейный год надежды, предлагаем вспомнить высказывания владыки Павла об этой христианской добродетели, к которой он не устает нас отсылать, и не только в этом году.
1. Чем не является христианская надежда
Христианская надежда – это не легкомысленный оптимизм и не плацебо для легковерных, это уверенность, укорененная в любви и вере, в том, что Бог никогда не оставляет нас в одиночестве и исполняет Свое обещание. Это не отрицание боли и смерти, это торжество любви воплощенного Слова, Сына Отца, Который всегда с нами, даже когда кажется, что Он далеко.
Из размышления на бдении подготовки к Рождеству, 2023 год
2. О надежде Девы Марии
Бог родил Того, через Кого всё сотворено, Мария же произвела на свет Спасителя всего. Бог родил Того, без Кого ничто не начало бы быть, Мария же — Того, без Кого ничто вовсе не было бы благим. В ней мы созерцаем надежду сверх надежды. Мария, родившая Сына, передала всей истории эту надежду, которая, победив смерть и зло, достигла и нас с вами. <…> Вся Церковь, сознавая свою избранность, продолжает неустанно провозглашать мир, любовь и добро, которые проистекают из этой надежды.
Из проповеди в торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, 2023 год
3. Братское общение питает надежду
Церковь, при всей своей хрупкости и слабости, остаётся самым прекрасным и прозрачным знаком, самым очевидным признаком того, что Христос воскрес и живёт среди нас, и сопровождает нас. Церковь — это единство между Его учениками, взаимная любовь между учениками. И по этой причине ничто так не питает надежду, как опыт братского общения, то есть опыт отношений, в которых конфликты и разделения действительно побеждены; опыт отношений, в которых уже начинает царствовать то общение, та взаимная любовь, которая уже присутствует на земле как отражение, предвкушение того совершенного общения, того пира общения, который будет райской жизнью. Братское общение — это дом нашей прочной надежды, потому что в общении заключен конечный объект надежды, то есть рай, вечная жизнь, счастье.
Из проповеди на общегородском Крестном пути в Москве, 2025 год
4. О местах надежды
Юбилей — это благодатное время, когда мы открываем двери своих сердец, своих семей и своих общин для Христа, и сами входим в то живое святилище, которым является Иисус, чтобы в Нём пережить опыт Божией любви, опыт радости общения с Богом и друг с другом в Нём. <…> Надежда, переживаемая таким образом, создаёт места надежды, жилища, обители, открытые не только для своей общины, но и для всех людей. Храм — это не гетто, и не убежище. Храм открыт для всех людей доброй воли, чтобы они могли искать и найти Бога.
Из проповеди на 25-летие освящения Кафедрального собора, 2024 год
5. О динамике надежды
Вот двигатель нашей надежды: возвращаться к Господу в нашей повседневной жизни, потому что Господь – истина и милость. Он ведет нас, Он сопровождает нас. И тогда «укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим» (Пс 25(24), 10.4) – вот подлинная динамика надежды, которая возвращает нашей хрупкой жизни бесконечную и вечную перспективу уже здесь и сейчас. Августин утверждает, что человек не сделал бы и шага, не будь он уверен в пути и его цели. Надежда – это якорь, закрепленный в потустороннем мире и ведущий нас к судьбе, к полноте, до которых мы не в состоянии дойти в одиночку.
Из проповеди на первое воскресенье Адвента, 2024 год
6. На чем основана наша надежда?
Надежда дарует нашей бедной жизни бесконечную, вечную перспективу. На это указывает символ якоря, который христианская иконография всегда использовала для обозначения надежды. <…> Надежда не устраняет бурю, но утверждает не поддающуюся буре точку опоры. Волны жизни могут бросать нас из стороны в сторону, но благодаря надежде не смогут погубить нас. Спросим себя: где брошен наш якорь? На чём или на Ком основана наша надежда? Как якорь крепко удерживает корабль на месте даже в бушующем море, так, по словам моего любимого автора Шарля Пеги, и маленькая надежда держит веру и любовь. Она мала, но именно благодаря ей мы можем идти вперёд.
Из послания на начало пастырского года 2024–2025
7. Надежда для всех
В Иисусе Бог являет Себя в образе человека, безоружного человека, чтобы каждый, если захочет, мог понять, что Бог хочет быть беспомощным, доступным для каждого. Его жажда спасения обращена к каждому человеку. Вот надежда для всех, для тех, кто уповает на Сына Божия, ставшего человеком в Иисусе из Назарета. И эта надежда не отдаляет нас от века сего, от повседневной реальности, в которой мы живём, но напротив — делает нас живыми по-настоящему!
Из речи на презентации нового издания книги «Иисус из Назарета», 2024 год
8. Как рождается надежда
Иногда достаточно взгляда, чтобы придать человеку надежду. Иногда достаточно заметить, что он нуждается в одежде, еде. Но самое главное – это иметь силу и смелость смотреть на ближнего, смотреть на того, кто рядом с тобой в семье, на работе и даже на улице, и тогда мир меняется. Тогда мы видим, что смерть побеждена. Тогда мы видим, как рождается новая надежда и как меняются все наши взаимоотношения.
Из проповеди на торжество Всех усопших верных, 2023 год
9. Основание надежды
Наша надежда основана на вере в воскресение Иисуса, которое побеждает наши страхи и наше отчаяние! Вера в воскресение — это то, что больше всего нужно сегодня и миру, и Церкви, да и каждому из нас.
Из проповеди на Мессе Навечерия Пасхи, 2022 год
10. Важность встречи со Христом
Чтобы заново открыть, новыми глазами увидеть мужа, жену, детей, друзей или коллег, чтобы вновь обрести смысл работы и учёбы, чтобы не терять времени и не поддаваться унынию и цинизму, одним словом, чтобы не потерять надежду, нам нужна новая встреча Христом, воскресшим и живым!
Из послания на начало пастырского года 2020-2021
* * *
Архиепископ Павел Пецци родился 8 августа 1960 года в городе Русси, в провинции Эмилия-Романья (Италия). В 1987 г. получил степень бакалавра философии в Риме. В 1990 г. — степень бакалавра богословия в Риме. 22 декабря 1990 г. рукоположен во священники в Братстве священников-мисионеров св. Карла Борромео.
С 1993 по 1998 гг. служил декан центрального региона Апостольской администратуры для католиков латинского обряда азиатской части России (нынешней Римско-католической Преображенской епархии в Новосибирске), был главным редактором «Сибирской католической газеты».
С 1994 г. является сотрудником Фонда «Христианская Россия», задача которого — популяризация на Западе наследия Русской Православной Церкви, издание и распространение христианской литературы в России.
В 2000 г. защитил докторскую диссертацию в области пастырского богословия («Католическая Церковь и новая евангелизация в Сибири») в Папском Латеранском Университете в Риме.
В 1998-2005 гг. — викарий настоятеля братства св. Карла Борромео. С 1998 г. — визитатор церковного движения «Общение и освобождение» (Communione e Liberazione) для России. С 2005 г. — ответственный Братства св. Карла Борромео в России.
С 2004 г. — преподаватель пастырского богословия в Католической Высшей Духовной Семинарии «Мария — Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге. В 2006-2008 гг. — её ректор.
21 сентября 2007 г. Назначен на кафедру Архиепархии Божией Матери в Москве с возведением в достоинство архиепископа-митрополита Российской Церковной митрополии. Рукоположен во епископа 27 октября 2007 г. в Москве.
11 января 2011 года избран председателем Конференции католических епископов России. Является им и сегодня.
Фото: Ольга Дубягина

