Материалы

Молитва Синода (Adsumus)

Мы пред Тобою, Святой Дух,
мы собрались во имя Твое.
Ты, наш верный Советник,
приди к нам,
пребудь с нами,
войди в наши сердца.
Научи нас, куда нам идти;
покажи нам, как мы можем достичь цели.
Не позволь нам,
слабым и грешным,
потерять ориентир.
Не допусти,
чтобы неведение вело нас по ложному пути.
Дай нам дар распознания,
чтобы в свои действиях
мы не руководствовались предубеждениями и ложными соображениями.
Веди нас к единству в Тебе,
чтобы мы не сбились с пути истины и справедливости,
но в нашем паломничестве стремились к вечной жизни.
Этого мы просим у Тебя,
действующего во все времена и повсюду
в общении с Отцом и Сыном
во веки веков. Аминь.
Перевод П.Д. Сахарова

Что такое Синодальный процесс и синодальность?

Открытие епархиального этапа Синодального пути: встреча с архиепископом Павлом и доклад руководителя епархиальной Синодальной группы о. Кирилла Горбунова

Первый семинар для координаторов Синодального процесса в архиепархии

О. Иакинф Дестивель ОР. Поместный собор Русской православной церкви 1917-1918 гг. и соборность Церкви: взгляд католика.

О. Якуб Блащишин SVD о Синодальном пути

Свидетельства и размышления

Андрей Емец: Говорить и слушать

В третье воскресенье Адвента в Петербурге, в приходе Успения Пресвятой Девы Марии, прошла вторая межприходская Синодальная встреча. Темой для данной встречи бал предложен вопрос Слушания. «Как мы слушаем друг друга в общине/приходе/ поместной церкви, и какие конкретные трудности мешают нам в построении взаимопонимания между отдельными людьми, группами, духовенством, людьми посвященной жизни, мирянами. Как мы относимся к меньшинствам, людям с особыми мнениями, тем, кто отошел от церкви?» (из Подготовительного Документа). Читать дальше

Первая синодальная встреча Католического молодежного центра

Нам раздали инструкции к встречам. Звучит пугающе, но на самом деле это всего один листочек, на котором написан план и порядок встреч, а также предложенные 10 тем для обсуждения. Тут же появился простор для фантазии – оказывается, встречи не предполагают размышления по строго заявленным темам. Кроме того, что понимать их можно по-разному, приветствуется еще и предлагать свои. Некоторые участники загорелись, так что, я думаю, нас ждет немало интересных и оригинальных бесед. Читать дальше

Священник Штефан Липке о Синодальном пути: Идеальный момент для обращения – сейчас

В сентябре в Варшаве я принял участие в конгрессе, посвященном защите несовершеннолетних и уязвимых людей в Церкви. Там одна участница рассказала, что ее подруга была в шоке, увидев в Новом Орлеане храм, переделанный в ресторан. Эта участница ясно и верно сказала: если мы хотим, чтобы такое же произошло в центре Варшавы или Будапешта, то надеюсь, что ресторан будет хотя бы хорошим. А если нет, то необходимо заботиться о том, чтобы Церковь уверенно провозглашала благую весть о том, что Бог во Христе пришел спасти и исцелить людей, особенно малых и беззащитных. Читать дальше

Что такое духовное распознавание?

Христианское распознавание: о чем речь? О. Виктор Жук SJ

Духовное распознавание. С. Павла Бобер MSF (текст и видео)

Распознавание: добрый, злой… Игнатианский! Роб Марш, SJ

Стратегия доброго и злого духов. О. Виктор Жук SJ

11 шагов принятия решения на основе игнатианского метода. Джим Мэнни

Что необходимо помнить в общении с уязвимыми людьми?

1. Принятие
Большинство этих людей нуждаются в принятии. Поэтому позиция заботливого Наблюдателя в общении с ними – самая оптимальная (иначе говоря – заботливого Родителя напротив раненого Ребёнка). Несмотря ни на какие различия в мировоззрении, мировосприятии, разницу во мнениях и других вопросах, транслировать принятие.

2. Агрессия
Многие из этих людей с непростой историей, и как следствие, с большим багажом негативных эмоций, которые, даже при конструктивном диалоге будут время от времени выражаться. Очень важно помнить, что агрессия, которую раненый человек демонстрирует, даже если она направлена на нас – это следствие негативного опыта и история о нём, а не о нас.

3. Рецитация
Невозможно всех понять и все точки зрения вместить в себе, это факт. Чтобы человек себя чувствовал услышанным, можно использовать простой приём – повторить за ним его слова с поддержкой. Например, человек говорит «за все эти годы никто не позаботился обо мне», мы можем сказать – «я понимаю вас, что вы нуждались в заботе все эти годы». Так человек слышит, что его слышат, что его слова имеют значение.

4. Запрет на критику, советы и оценку
Если человек делится своим опытом, важно не критиковать – «я не понимаю, как так можно было», «вы что, не могли раньше сказать?» и так далее; не советовать – «я бы на вашем месте прочитал это и это», «если мы не научимся уважать это и это, то ничего хорошего не будет»; не оценивать никаким образом – «хорошо, что вы сделали это», «это неправильно, что вы не говорили это». И так далее. Позиция Заботливого Наблюдателя подразумевает слушание другого.

5. Акцент на то, что человек чувствует. Не обесценивать эмоции
Можно заметить в послании человека его переживания и дать по ним обратную связь – «представляю, как вам было сложно», «это может обижать, злить, если так происходит, я понимаю». Коротко и без углубления в подробности.

6. Манипуляции
Уязвимый человек может манипулировать нашими чувствами. По незнанию другого пути, по своей слабости или травмированности, неумению действовать иначе. Важно понимать, что эти манипуляции не делают его эгоистичным монстром, он транслирует таким образом свою рану, свою боль. Важно не включаться в эту игру, оставаться в стороне, держать доброжелательную, но стороннюю позицию, возвращать в русло обсуждаемой темы – мягко, но настойчиво.

7. Другой – важный
Когда говорит другой человек – важно слышать его. Казалось бы, пункт очевидный, но мы чаще всего ведём разговоры для того, чтобы высказаться самим, а вот слушать другого – редкое качество. Как сказал один психолог – «ведите разговор так, как будто кроме этого человека важнее никого для вас сейчас нет».

8. Поза, движения
Мы можем также и через внешний вид транслировать готовность слышать и понимать. Например, сесть в расслабленной открытой позе, смотреть на собеседника, не отвлекаться на телефон или других людей.

9. Не перебивать
Важно, чтобы у человека была возможность сказать свою мысль до конца (однако можно помнить о важности возвращать в заданную тему, если человек от неё отошёл, например, при случившейся паузе).
Очень интересная цитата из интернета: «Люди чаще всего не слушают другого, а ждут паузу, чтобы высказаться самому». Так вот у нас есть возможность транслировать другую реальность, в которой другой человек имеет значение. Уверена, что для уязвимого человека такое принятие отпечатается в памяти как один из лучших моментов.