Речь Архиепископа Павла Пецци на презентации нового издания книги «Иисус из Назарета»

Ваше Высокопреосвященство, Митрополит Антоний,
Ваше Высокопреосвященство, Архиепископ Джованни,
Ваше Превосходительство, Александр Алексеевич,
Egregio Dottore Pietro Luca,
братья и сёстры,
гости и друзья!

Бывают моменты, времена, и даже целые эпохи, когда необходимо сосредоточиться на главном, на самом Христе. Сегодня, как я думаю, мы переживаем один из этих моментов.

Не хочу преувеличивать, но, скажу, что, по крайней мере для меня, эта книга Бенедикта Шестнадцатого стала большой поддержкой.

Поэтому для меня большая радость и честь участвовать в презентации нового однотомного издания на русском языке «Иисуса из Назарета» Йозефа Ратцингера, Бенедикта Шестнадцатого.

Хочу поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, Владыка Антоний, за то, что Вы согласились принять участие в этом событии.

  1. Подражание Христу

Бенедикт Шестнадцатый в специальном предисловии к этому изданию пишет, что «эта книга будет доступна русскому читателю, в частности духовенству».

Лично я думаю, что для священника нет ничего важнее, чем погружаться в личность Иисуса, вживаться в Его жизнь. Христос — это центр, объединяющий всю реальность, ответ на все человеческие вопросы, исполнение всякого желания счастья, блага, любви, вечности, присутствующего в человеческом сердце.

Жизнь священника — это, прежде всего, постоянное погружение в океан любви Богочеловека Христа. Личность Иисуса Христа — это на самом деле океан, в который мы никогда не перестанем входить и погружаться. Святой Павел говорит, что глубина этого океана не должна пугать нас, потому что ничто не может отдалить нас от познания и любви Христа [ср. Рим 8,38-39].

Как пишет Максим Исповедник в своём труде «Мистагогия»: «Христос — всё и во всех. Сам, одной простой и беспредельно мудрой силой Своей Благости всё заключает в Себе, подобно тому, как центр соединяет в себе прямые линии вследствие одной простой и единственной причины и силы.

И это для того, чтобы творения и создания единого Бога не были совершенно чуждыми и враждебными друг другу, чтобы не утратили они предмет и цель проявления своей любви, миролюбия» [Максим Исповедник. Мистагогия I,1,1].

Дружба с Христом — это дар одновременно безвозмездный и необходимый. Без неё я не смог бы плыть по морю Христову, особенно в самые бурные и трудные дни.

Потому что отношения с Христом — это не то, что я должен интерпретировать, воображать или выбирать, — а это то, что предстаёт передо мной, и к чему я должен присоединиться.

  1. Христос — моя надежда

«Христос жив. Он — наша надежда и самая прекрасная молодость этого мира!» [Франциск, Послание к XXXVIII Всемирному дню Молодежи], — написал Папа Франциск молодёжи. Мы живём в эпоху, когда фактически повсюду стараются «убрать» Христа из жизни общества, семей, людей.

И вот тогда, именно в эти моменты, Сам Христос — это наша надежда. Мы надеемся не тогда, когда чувствуем себя сильными, и не потому, что у нас есть идеи, утопии или проекты на будущее. Наоборот, мы надеемся потому, что мы слабы, потому что мы осознаём, что всё, что у нас есть, является даром.

Поэтому вслед за Павлом мы повторяем: мы также научились «жить в скудости, и жить в изобилии; научились всему и во всём; научились насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё можем в укрепляющем нас Иисусе Христе» [ср. Флп 4,12-13].

Такова надежда тех, кто полностью доверяет себя Богу, кто смотрит только на Иисуса, кто просит Святого Духа о том, чтобы смотреть на всё глазами Иисуса.

Это значит, что Иисус становится центром нашей жизни; потому что остаётся верным, что нельзя служить двум господам; нельзя любить никого (даже отца или мать) больше, чем Христа. Только сделав это, мы сможем полюбить всё, что заслуживает любви.

Иисус сразу же стал знаком противоречия: он привлёк пастухов и заставил трепетать Ирода. С Иисусом речь идёт не о том, чтобы делить людей на тех, кто прав, а кто неправ, кто хороший, а кто плохой, а о том, чтобы войти во взгляд Христа, взгляд любви. Всякая истинная любовь всеобъемлюща. Если мы не любим Иисуса всем сердцем, если мы оставляем что-то для себя, то не можем войти в тайну Его любви, Его жажды. Вот чему я снова научился, читая «Иисуса из Назарета».

Иисус во время Своей земной жизни жил этой радикальностью любви и говорил о ней; Он часами пребывал в безраздельной любви к Отцу, в полном, всеобъемлющем общении с Ним. Его восхождение к Иерусалиму, Его путь от деревни к деревне, от одного больного к другому, от одной толпы к другой — всё это происходило не от беспокойства, а от всеобъемлющего милосердия.

Поэтому Иисус умел наслаждаться даже «бесполезным» временем, умел отдыхать с друзьями. Всеобъемлющая любовь противостоит тоталитаризму власти. Ирод знает это, и поэтому Иисус вынужден бежать от него. Столкновение откладывается.

В Иисусе Бог являет Себя в образе человека, безоружного человека, чтобы каждый, если захочет, мог понять, что Бог хочет быть беспомощным, доступным для каждого. Его жажда спасения обращена к каждому человеку.

Вот надежда для всех, для тех, кто уповает на Сына Божия, ставшего человеком в Иисусе из Назарета. И эта надежда не отдаляет нас от века сего, от повседневной реальности, в которой мы живём, но напротив — делает нас живыми по-настоящему!

  1. Единственный, в ком спасение

В Деяниях святых апостолов мы читаем знаменитый ответ Петра: «Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» [Деян 4,9-12].

Бенедикт Шестнадцатый «пророчествовал» об этом моменте людям нашего времени, когда он говорил в Фатиме: «Когда, по мнению многих, христианская вера перестала быть общим достоянием общества, а зачастую воспринимается как семя, подорванное и затуманенное «богами» и властелинами мира сего, то она с большим трудом сможет тронуть сердца речами или моральными призывами, а тем более общими напоминаниями о христианских ценностях.

Одно провозглашение не достигает сердца человека, не затрагивает его свободу, не меняет жизнь. Привлекает прежде всего встреча с верующими людьми, которые своей верой и надеждой влекут человека к благодати Христа, свидетельствуя о Нём» [ср. Бенедикт XVI. Фатима, 20100513].

Книга Иисус из Назарета показывает внутреннюю связь, глубокое «общение», которое соединяет Христа со всеми теми, кто веровал в Него и будет верить в Него, и свидетельствовать о Нём своей жизнью.

Окончательным образом это утверждает начало Первого Послания Иоанна: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» [1Ин 1,4].

Субъектом воспоминания у Иоанна неизменно выступает «мы». В этом смысле можно сказать, что речь идёт об «общении памяти»: носитель воспоминаний передаёт их в круг учеников — вместе с ними, в лоне всей церкви, и вместе с нею.

Возвещение и общение — тесно связаны. Иисус связывает общение и миссию: чтобы принести плоды, ученикам необходимо оставаться во Христе. Это значит, что наша миссия не является отдалением от Христа, от источника, потому что этот источник, Христос, уже находится там, куда Он отправляет нас.

Апостол Павел предчувствовал это, когда Иисус, отправляя его проповедовать в Коринф, после «провала» миссии в Афинах, говорит ему: «не бойся, Павел, там у Меня есть большой народ». Думаю, что Павел не мог не вспомнить в очередной раз тот загадочный диалог вблизи Дамаска: «кто Ты?»; «Я — Христос, Которого ты гонишь». Но тогда Павел ещё не знал Христа, он знал только этих Его последователей.

Так вот, существует непрерывная связь между общением и миссией, между пребыванием и отправлением. Можно говорить, что миссия заключается в креативном, творческом расширении общения и единства, которыми мы живём. Если слабо наше общение, то слаба и наша миссия.

Эта миссия всегда одна и та же, но её необходимо постоянно обновлять и воплощать в условиях настоящей эпохи.

Возвещение Евангелия — это дело всей общины, всего общения, всей Церкви. И поэтому всегда, в каждую эпоху и во всех новых обстоятельствах необходимо создавать новые образы христианской жизни для епископов, священников, монашествующих и мирян внутри великого церковного предания.

«Иисус из Назарета» предлагает всем нам прекрасную помощь, чтобы жить своими призванием и миссией.

Спасибо за внимание!

Фото: Ольга Дубягина