Дневник паломника в Армению. День 5

День 5. Город Аштарак, монастырь Сагмосаванк, Армяно-Католический кафедральный собор (г. Гюмри)

Пятый день нашего паломничества начался и завершился свидетельствами. Мы направлялись в Аштарак, называемый городом 1000 церквей. Здесь находится большое хранилище древних книг. В дни празднований, посвящённых святым,  книги выносят для обозрения народом, их также используют на торжественных богослужениях, что позволяет  священнослужителям прикоснуться к ним.

Наш гид поделился собственным опытом «встречи» с одной из этих книг:   «Мне выпала великая честь читать Евангелие, и когда я начал читатьч я ощутил тепло, которое исходило от книги». Чуть позднее Геворг дал ещё одно свидетельство: «У моего друга была онкология головного мозга, он уже был присмерти и очень страдал, его тело было очень холодным. И настоятель храма упросил, чтобы у него была возможность прикоснуться к Евангелию. Такого никогда не делают,  но настоятель был очень настойчив и получил разрешение Патриарха. К умирающему принесли из хранилища Евангелие, стали читать, а мой друг коснулся его. Его тело постепенно начало согреваться. Он почувствовал себя лучше, мы даже подумали, что он стал выздоравливать. Через неделю он умер, но умер с ощущением  присутствия Бога рядом».

Первая наша остановка — мужской монастырь Сагмосаванк в одноимённом посёлке. (К слову, заметим, что в Армении, начиная с IV века, нет женских монастырей, но в Армянской Апостольской Церкви женщина может быть рукоположена в сан диакона, но её функции в алтаре «ограничены»).

В Средние века монастырь Сагмосаванк считался одним из самых богатых и известных духовных центров средневековой Армении.

По преданию, в IV в. Великий Григорий Просветитель увидев это место с холма Арагаца, решил строить монастырь, который расположился над ущельем реки Касах. Монастырь состоит из четырёх основных сооружений, примыкающих друг к другу церквей Сурб Сион, книгохранилища и большого притвора. Над входом в монастырь можно увидеть красные пятиконечные звезды. По одной из версий, их установили на месте звёзд Давида в 30-е годы ХХ века, чтобы охранить храм от разрушения.

В алтаре храма Св. Григория находятся  фрески XIV века. В советское время они были покрыты штукатуркой, что также предохранило их от вандалов. И только в 2015 году они были «открыты» итальянскими реставраторами.

С правой стороны от алтаря находится нижний алтарь, а над ним — келья, в которой монахи писали и переписывали книги. Источником света в храме являются стрельчатые окна и «открытый» купол.

Недалеко от храма расположена летняя резиденция Патриарха Армянской Апостольской Церкви.

Второй малой остановкой был Парк армянского алфавита, расположенный в основании холма, вершину которого венчает 33-метровый крест-орган, сделанный из полых труб, — Сурб Хач.

Армянский алфавит первоначально состоял из 36 букв, позже были добавлены ещё 3. Если его представить  в виде треугольника, вершина – буква «Ա» (А) — Бог, основание — буквы «Ս» (С) — Святой Дух и «Ք» (Х) — Христос.

Третья и главная остановка пятого дня нашего паломничества — Армяно- Католический кафедральный собор Святых мучеников в г. Гюмри.

Строительство собора было завершено в 2015 году. В этом же году Папа Франциск подарил собору камень из собора Святого Петра как символ единства. В 2016 г. во время своего визита в Армению Папа Франциск посетил собор.

В соборе Святых мучеников наша паломническая группа участвовала в Святой Мессе под предстоятельством Архиепископа Павла Пецци, который в проповеди сказал: «Сегодня мы посетили места, где какое-то время Григорий Просветитель вел свою миссионерскую и пастырскую деятельность. Он должен быть примером для каждого пастыря.

Мы слышали, что Григорий Просветитель подтвердил свою проповедь не только своей жизнью, но и мученичеством. Находясь в заточении, он служил народу своей молитвой. Это также приносило свои плоды.

Мы видели храмы, в которых на протяжении веков шла Литургия. Все это важно для нашей жизни.

Сегодня о. Сергий напомнил нам о двух  главных способах молитвы: молитве-погружении и молитве-общении. На самом деле, это одна и та же молитва. Она лишь зависит от условий, в которых мы живём, и от нашего осознания происходящего.

В храме или часовне мы собраны не нашим решением, нас собирает Христос. Если наше общение расширено тем общением, в котором Иисус живёт с Отцом, тогда наша молитва — это погружение, погружение в это общение. И мы видим, как меняется наша жизнь, как меняетсяся наш разговор с Богом. Наша молитва наполняется молчанием, мы хотим слушать Бога. Мы видим, как меняются наши взгляды на других и на Бога.

Паломничество, которое мы продолжаем, и которое близится к завершению, сегодня даёт нам толчок сосредоточиться на Христе, сосредоточиться, может быть, с удивлением, на нашем брате или сестре».

После окончания Святой Мессы состоялась обзорная экскурсия по городу. Мы посетили кафедральный собор Армяно-апостольской Церкви Божией Матери Семистрельной. Храм построен из чёрного туфа. В соборе хранится одноименная икона, которую почитают как чудотворную. Часовня, в которой находилась икона, была единственным местом, которое не было разрушено во время землетрясения 1988 года, сам храм был разрушен практически до основания, два купола собора, упавшие во время землетрясения, можно увидеть во дворе храма. Там же стоит памятник жертвам землетрясения.

Затем мы посетили дом-музей Фрунзика Мкртчяна.

Вернувшись в Кафедральный собор, паломники имели возможность поделиться тем, что пережили в эти дни, на вечере свидетельств. Многие выражали благодарность организаторам, делились переживаниями от участия в Святой Мессе. Другие говорили о том, чем стало для них это паломничество: «Это то лекарство, которое нужно для нашей души. Паломничество укрепляет веру, даёт силу нести тот крест, который каждый из нас несёт, даёт силы быть терпимее к другим».

Третьи задавались вопросом о том, зачем они отправились в это паломничество, и что оно дало им. «Только здесь я понял, что для меня важно общение, в котором мы пребываем», — сказал Алексей. «Я здесь затем, чтобы научиться выбирать самое ценное для меня и семьи», — призналась Елена. — «Я увидела, что является самым ценным для меня – смиряйся и люби». «Смысл этого паломничества лично для меня — это преображение в духе любви и доброты», — сказала Наталья.

Также паломники делились тем, что особенно поразило их во встрече с армянским народом. «Мне не хватает умения прощать, и здесь я получила пример прощения в людях, которые претерпевают столько трудностей, и они умеют прощать», — призналась Надежда. «В Армении меня поразили семейные отношения и то, как воспитывают детей. Это любовь и помощь», — заметила Анна. Елена сказала, что её поразил образ Девы Марии и отношение армянского народа к женщине: «Женщина, она мать, мать всего народа».

Епископ, поблагодарив всех за выступления, подчеркнул, что важно пережить общение не только на уровне эмоций, но научиться воспринимать себя в отношениях с Богом и с другими. «Как я воспринимаю себя: как человек, который ни в чем и ни в ком не нуждается, или я живу в общении?» — спросил владыка Павел. — «Поэтому очень важно осознать те переживания, которые были в эти дни, чтобы жить в отношениях с Богом и другими. Это  просто выгодно для нас – любить, переживать, действовать.

<…> Наша миссия — свидетельствовать об общении, которое мы переживаем сегодня. Ответ на все вопросы, которые мы имеем, мы можем получить через общение. Общение — это реальный взгляд на себя и на проблемы, которые  мы переживаем. Как говорил мой духовник, твои поступки — это свидетельство твоих отношений со Христом».

Вечер свидетельств и наш пятый день паломничества завершился в Кафедральном соборе общей молитвой.

Текст и фото: Ольга Дубягина