VII Общеепархиальная пастырская конференция

С 12 по 14 сентября в Санкт-Петербурге прошла VII Общеепархиальная пастырская конференция под названием «Обновление в общении». Она стала третьим из четырех Юбилейных конгрессов, запланированных Конференцией Католических Епископов Российской Федерации на Святой 2025 год и объединила 66 участников, включая делегатов других католических епархий.

На этой странице по поручению Архиепископа Павла Пецци публикуются все материалы прошедшей конференции.

Приветствие участникам Конференции о продолжении Синодального процесса
и паломничестве иконы «Спасение Римского Народа»
Апостольского Нунция в Российской Федерации архиепископа Джованни д’Аниелло

Ваше Высокопреосвященство дорогой Монсиньор Павел Пецци!
Ваше Преосвященство дорогой Монсиньор Николай Дубинин!
Ваши Преосвященства!
Дорогие священники и монашествующие!
Дорогие братья и сестры во Христе!

Я очень желал бы быть сегодня с вами и участвовать в съезде, посвященном продолжению Синодального процесса и в паломничестве иконы Богородицы «Спасение Римского Народа». Но, к сожалению, по причинам, не зависящим от моей воли, это не оказалось возможным. Что не означает, что я не присутствую, — так как духовно, через молитву, я соединен с вами и вместе с вами славлю Бога за это столь важное событие.

Хочу также передать вам приветствие Святого Отца Папы Льва XIV и заверить в его молитвенном о вас воспоминании. Охотно присоединяюсь к благословению Святого Отца, приветствуя всех вас, приехавших из различных епархий Российской Федерации, памятуя также о замечательном времени, проведенном с вами во время наших встреч и надеясь на их продолжение в будущем. Поручаю Господу и Богородице свое желание встретиться со всеми вами в ваших общинах на местах.

Время, которое мы переживаем, и путь, по которому вы продолжаете идти в эти дни, — есть драгоценный дар Духа Святого, зовущего Церковь к обновлению во взаимном слушании, в братской сопричастности и в свидетельстве любви.
Все это заставляет нас задуматься о смиренном отношении, открытости и готовности измениться изнутри от того, что мы делим с ближними. Синодальность требует образа Церкви — как тела, каждый член которого драгоценен, где общение не уничтожает различия, но оценивает их в перспективе единства.

Таким образом речь идет о зрелости веры и конкретных обязательствах, где мы призваны не быть пассивными наблюдателями, но вкладываться — каждый, согласно своим способностям и обязанностям, — в жизнь и выборы наших церковных общин. Другими словами, мы призваны быть Церковью идущих вместе, достоверным знаком братства.

Этот путь освещен присутствием Марии, Матери Церкви и лоном утешения и надежды, подающей мужество преодолевать с доверием любые трудности, которые нам могут встретиться.

Икона Богородицы «Спасение Римского Народа», которая в течение некоторого времени посещает различные Епархии страны, призывает прочитывать свою жизнь не как простое чередование событий, но как путь, сопровождаемый Богом через предстательство материнства Марии. Она напоминает, что Церковь — не просто институция, но Мать — хранящая, утешающая и воодушевляющая.

И именно поэтому и именно Марии я препоручаю труды и плоды вашей встречи, испрашивая у Нее, дабы поддерживала вашу приверженность в общении, в разделении и в миссии. Да ниспошлет она, Матерь надежды, преизобилие духовных плодов этой ассамблее и да благословит всех, кто напрямую или косвенно щедро отвечает на зов Ее любимого Сына, свидетельствуя таким образом о богатстве своих общин и опыта веры.

Да наполнит вас Бог надежды радостью и миром в вере, дабы силою
Святого Духа вас переполнила надежда (ср. Рим. 15, 13).

Благодаря вас за внимание, испрашиваю от сердца для вас и для ваших общин Божьего Благословения и Предстательства Непорочной Девы Марии!

Благодарю и от всего сердца всех вас приветствую!

Архиепископ Джованни д’Аниелло
Апостольский Нунций в Российской Федерации

Приветствие участникам Конференции Архиепископа Павла Пецци

Дорогие собратья в епископском служении,
духовенство, монашествующие, миряне,
дорогие братья и сёстры, участники VII Всеепархиальной пастырской конференции и Юбилейного всероссийского конгресса!

Мир вам!

Открывая это важное для всей нашей Церкви в России событие, я хотел бы вспомнить слова святого Папы Иоанна Павла II, обращённые в особенности к молодёжи по случаю Всемирного дня мира в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Эти слова остаются весьма актуальными и пророческими для нас сегодня. Папа писал:

«Мы живём в сложное время, когда над нами нависла угроза разрушительного насилия и войны. Глубокие противоречия настраивают различные социальные группы, народы и нации друг против друга. Есть множество ситуаций несправедливости … есть много людей, которым отказано в осуществлении их основополагающего права самостоятельно определять своё будущее. Мужчины и женщины страдают от недопустимого попрания их человеческого достоинства вследствие расовой дискриминации, гонений и пыток. Они становятся жертвами голода и болезней. Им не дают исповедовать свои религиозные убеждения или развивать собственную культуру…

Насилие и несправедливость пустили глубокие корни в сердце каждого человека, каждого из нас, в нашем повседневном образе мыслей и поведении. Достаточно вспомнить о конфликтах и разногласиях в семьях, между супругами, между родителями и детьми, в школах, в профессиональной деятельности, в отношениях между социальными группами и поколениями. Достаточно вспомнить случаи, когда нарушается основополагающее право на жизнь самых слабых и беззащитных людей.

Однако перед лицом этих и многих других проявлений зла у нас нет оснований терять надежду. Нынешний кризис может и должен стать возможностью для обращения и обновления нашего мировоззрения. Время, в которое мы живём, — это не только время опасностей и тревог. Это также время надежды» (Иоанн Павел II, Послание к XVIII Всемирному дню мира, 1 января 1985 г.)

Эти прекрасные слова Папы не только помогают нам судить о сегодняшней ситуации, но и открывают путь к будущему, показывают направления и шаги, которые нам предстоят. Поэтому в этом своём вступительном слове я не хотел бы добавить что-то новое к тем важным материалам для дискуссии, которые вы уже получили и которые представляют собой итог жизни и служения нашей поместной Церкви в течение последних лет.

Я лишь хотел бы обратить ваше внимание на некоторые указания для нашего общинного распознания в течение этих дней, исходя из «Направлений», которые были распространены Секретариатом Синода для применения Заключительного документа Синода в Поместных Церквах.

Документ Секретариата Синода приглашает нас «практиковать синодальность в рамках своего обычного пастырского служения». Само наше сегодняшнее собрание (вслед за пастырскими встречами в течение прошедшего пастырского года) уже является плодом синодальности. В тех общинах, где синодальность воплощалась, где открыто и творчески использовался метод общинного распознания, уже видны плоды в виде обновлённого миссионерского рвения. Мы не должны быть замкнуты, зациклены на наших собственных планах и ожиданиях результатов, но должны становиться всё более открытыми к тому, что Господь творит на наших глазах. «Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать?» (ср. Ис 43,19).

Эта наша встреча также открывает процесс применения Заключительного документа Синода, и, в этом смысле, она является прекрасной возможностью для того, чтобы развивать культуру слушания и принятия другого, потому что другой — это благо для меня, и потому что общение обогащает меня.

В процессе подготовки материалов для синодальных встреч и групп и в подведении итогов дискуссии в первый период подготовки к Синоду важную роль играла Синодальная епархиальная группа, за что я очень благодарен ее участникам. Затем, — в том числе из-за, на мой взгляд, недостаточно ясных указаний со стороны Секретариата Синода, — состав и круг задач этой группы сократились. Одновременно выросла значимость первого, временного, состава Епархиального пастырского совета. Моё предложение состоит в том, чтобы возложить на Пастырский совет обязанности синодальной группы нашей Архиепархии.

Заключительный документ Синода приглашает поместные Церкви искать и находить пути формации для того, чтобы содействовать действенному обращению наших общин. И первый путь, который предлагают «Направления» — это изучение Заключительного документа Синода и его общинное обсуждение. Моё предложение в том, чтобы этот документ обсуждался, — в том числе и не боясь критиковать его, — во всех наших приходах, и чтобы плодами этой дискуссии стали две или три пастырские встречи.

Вопрос формации, воспитания — это один из главных вопросов, над которым мы размышляли в разных инстанциях нашей Епархии. Может быть, в течение этих дней Дух Святой поможет нам открыть новые пути в этом отношении.

Отчёты групп о проделанной работе:

Заключительное слово Архиепископа на VII Общеепархиальной пастырской конференции

Хочу поблагодарить всех вас за плодотворную дискуссию в эти дни. Было поднято много вопросов, и это хорошо, но были также некоторые ясные ответы, и это также хорошо. Я не хотел бы потерять это богатство, очень важное для нашей поместной Церкви, и вообще для всей России. Я собираюсь написать Папе Льву, чтобы рассказать о том, что мы пережили в эти дни. Потому что я думаю, что и ему важно об этом узнать — кто знает, может быть, некоторые вещи, которые возникли в нашей дискуссии, могли бы обогатить и всю Церковь.

В своем заключительном слове я подчеркну только некоторые моменты; однако предстоящий пастырский год позволит нам глубже раскрыть различные аспекты. Поэтому прошу опубликовать приветствие Нунция, выступление о. Кирилла, моё вступительное слово, отчеты групп, и мои заключения. Затем будут разосланы указания, каким образом можно работать с этими материалами; но уже сейчас я предлагаю их вам как для личного размышления, так и для общинного распознавания в приходах и общинах.

Как было сказано в начале Конференции, наше собрание происходит по приглашению самого Христа, это Он привлекает нас к Себе. Это не какая-то административная организационная ассамблея, не совет директоров или ответственных филиалов какой-то организации; это Церковь, а в Церкви лишь Христос собирает нас и привлекает нас к Себе через эти собрания.

Девиз, который Папа Лев XIV избрал для своего Понтификата, звучит In illo uno unum, что в переводе значит: «В Нём (то есть во Христе) едином мы все едино». Это значит, что Сам Иисус Христос есть внутренняя ось нашего общения с Ним и между нами. Во время встречи с церковными движениями и новыми общинами, Папа Лев говорил «о единстве, которое имеет свое основание во Христе: Он привлекает нас к Себе, и, таким образом, Он созидает также единство между нами». Мы призваны сотрудничать со всей Церковью в этом единстве, в общении и ради миссии: вот главное послание синодальности.

В этом году исполняется сорок пять лет со дня опубликования первой энциклики Иоанна Павла II «Искупитель человека». Святой Папа начинает этот программный документ следующими словами: «Искупитель человека, Иисус Христос, есть центр космоса и истории. К Нему обращаются моя мысль и моё сердце в этот торжественный час, который переживает ныне Церковь и вся великая человеческая семья наших дней». Если Христос зовёт нас, то только оставаясь в Нём мы сможем быть полезными этому миру, мы можем осуществить миссию, которую полагает на нас Иисус, мы можем принести плод.

Иисус призывает тех, кого Он встречает, к радикальному обращению, преображению всей жизни. Если мы не воспринимаем это наше собрание как возможность личного и общинного обращения, то мы становимся хоть и церковными, но все-таки чиновниками — и нет ничего хуже, чем церковная бюрократия. И это обращение заключается в новой принадлежности ко Христу в лоне общения, которое определяет Сам Христос. Апостол Павел пишет общине Церкви в Риме: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12,1–2). В условиях, в которых мы живём сегодня, иногда бывает очень трудно сохранить это новое суждение из-за всё большего давления доминирующего менталитета. В этих условиях общинное суждение, беседа в Духе становятся для нас подобны свежему воздуху. Вот почему так важно и полезно развивать этот метод, как можно шире в наших встречах — разумеется, адаптируя его к нашим нуждам. Например, как вы видите, я стараюсь всегда подвести итоги, чтобы дать новый импульс нашему пути, чего мне иногда очень не хватало на Синоде — и я говорил об этом в секретариате Синода.

Учитывая предложенные во время дискуссии во время Конференции уточнения, я принимаю новый устав Епархиального пастырского совета, и хочу еще раз публично поблагодарить рабочую группу, которая готовил этот текст. Прошу генерального викария организовать выборы и предпринять другие необходимые шаги до начала Адвента, потому что в первое воскресенье Адвента я намерен издавать декрет, утверждающий создание Епархиального пастырского совета.

Также прошу генерального викария завершить работу по подготовке устава Приходского пастырского совета. Я знаю, что не могу обязать все приходы иметь такой совет — для этого необходимо, чтобы вся конференция епископов приняла такое решение, — но сейчас это не так важно. Я не хочу никого обязывать, но я хочу еще раз предлагать вашей свободе — сейчас я обращаюсь к настоятелям: исходя из того, что вы видели и слышали в эти дни, разве вам не выгодно иметь такой пастырский совет? И не просто формально, чтобы два-три раза в году встречаться и говорить о том, сколько свечей поставить на алтаре, или сколько еды приготовить на престольный праздник. А именно для того, чтобы вместе с этими людьми обдумывать, обсуждать и созидать пастырскую деятельность.

Вчера прозвучало, что от Архиепархии ожидаются четкие указания для того, чтобы понять, что сказать семьям. Но если не вы готовы думать о том, что хотите передать вашим семьям, — что это будет, кроме пустого повторения? Вот в чем мог бы вам помочь пастырский совет. Я хочу делать только одно замечание относительно того возражения, которое я часто слышу, что большинство наших приходов маленькие, и нам трудно даже просто собрать всех на Мессу, а тут надо еще найти какую-то группу для пастырского совета. У меня нет опыта служения настоятеля, но, когда я начинал свою миссию в Сибири, принадлежа церковному движению «Общение и освобождение», у нас родилась община. Она никогда не была многочисленной: в самые лучшие моменты это было около сорока человек. Однако, с самого начала, когда нас было десять – пятнадцать человек, из которых семь итальянцев, я сразу же избрал некоторых, и вместе с ними решал всё, что я делал. И я делился с ними также и всеми экономическими вопросами. Может показаться, что это были мелочи. Но знаете, какая свобода, — по крайней мере, для меня — в принятии решений, как использовать деньги?

Одновременно я также подтверждаю, что на Епархиальный пастырский совет будут возложены обязанности Синодальной группы Архиепархии. Для этого я вижу несколько причин. Первая из них, как я говорил уже в своем вступительном слове, в том, что фактически в течение последнего, по крайней мере, года Синодальная группа уже не действовала. И наоборот, формирующийся Пастырский совет начал исполнять некоторые обязанности Синодальной группы, то есть готовить материалы для пастырских встреч, поддерживать фасилитаторов, и другие вещи. Еще одна причина в том, что я не думаю, что в наших условиях нужно умножать структуры без крайней необходимости. И третья причина в том, что я не вижу, как по-другому мог бы работать Епархиальный пастырский совет, если не в духе и формате живого общения, то есть синодальности. Первой задачей новообразованного Пастырского совета будет подготовить, на основе текстов, прозвучавших на этой Конференции, материалы для пастырских встреч, где будет продолжаться беседа в Духе по тем различным вопросам, которые были сформулированы в эти дни.

Пастырская визитация — это важный инструмент. И я хотел бы подчеркнуть, что это именно «инструмент», поскольку она воспитывает наше чувство ответственности, или вернее со-ответственности, совместной ответственности. Прозвучал призыв, что визитатор должен быть отцом больше, чем надзирателем. Помимо того, что само слово епископ в буквальном переводе означает «надзиратель», я думаю, нужно сказать, что обе функции необходимы, и они соединяются в пастыре, как мы повторяем это каждый год на Святой Мессе освящения мира и благословения елеев. Но не будем забывать, что нет отца без сыновей и дочерей, и нет надзора без послушания. В этом смысле я бы сказал, что пастырская визитация — это хороший инструмент для воспитания ответственности во всех, кто в ней участвует. Благодарю тех, кто сделал свои замечания по поводу Пастырской визитации. В этом мире нет ничего совершенного. Не нужно думать, как говорил мой друг, поэт Т.С. Эллиот, что можно придумать системы настолько совершенные, что нам уже не нужно будет быть добрыми. Так что будем действовать, исходя из того опыта, который у нас есть. После окончательной дискуссии с деканами в конце сентября я намерен утвердить новый формат этого фундаментального инструмента для развития культуры отчетности, доверия, и принятия друг друга в единстве нашей поместной Церкви.

Мы продолжаем воспринимать культуру отчетности как контроль. Мне кажется, мы еще недостаточно поняли, что это, наоборот, способствует нашему росту. И особенно способствует в том смысле, что спасает нас от разделения в наших личностях между тем, что публично и тем, что приватно, между тем, что мы сохраняем только для себя, а то, что мы можем открыть другим. Другими словами, культура отчетности существует для того, чтобы способствовать единству нашей личности. И наверное, эта совместная ответственность могла бы стать ещё одной из тем для работы на пастырских встречах.

В этом смысле было сделано хорошее замечание, что пастырскую визитацию должен проводить именно епископ, правящий или вспомогательный епископ. И если это по каким-то причинам не получается, лучше отложить. Мы с владыкой Николаем приняли решение вернуться к норме, согласно которой все визитации приходов должны совершаться раз в пять лет. Это значит, что нам предстоит по шесть визитаций по течение года, а у каждого декана — по две визитации, которые он должен подготовить. Думаю, что это вполне приемлемо для всех.

Дискуссия о пастырстве призваний, очевидно, будет продолжаться; на этот вопрос мы не нашли исчерпывающих ответов. Слово «кризис» прозвучало для меня так ярко, пожалуй, впервые. Я думаю, что это большой шаг: не скрывать ситуацию, проблемы, свои кризисы. Я также думаю, что корни кризиса среди духовенства заключаются в недостатке восприятия жизни как призвания, и также в том, что часто священник вынужден жить и решать свои проблемы в одиночестве, не имея подлинных друзей, с которыми он мог бы обсудить свои вопросы, особенно если у него нет нормального доверия в отношениях с епископом. В любом случае нам необходимо будет столкнуться с этим вопросом; я намерен возвращаться к нему во время великопостных духовных упражнений для священников. Ещё в эти дни было сказано, что возможно нам предстоят какие-то радикальные изменения и решения по поводу подготовки кандидатов к священству; посмотрим, что Дух скажет нашему общению.

В ближайшее время нам предстоит продолжение этой темы: уже в этот вторник состоится дистанционная встреча с о. Якубом Блащишиным, посвященная жизни духовенства, включая также кризисы, выгорание, и сотрудничество между поместными Церквами в этом отношении. Затем содержание доклада о. Якуба вместе с итогами ОПК о пастырстве призваний станет материалом для продолжения дискуссии на пастырских встречах в октябре, после чего дискуссия продолжится на заседании ККЕР в ноябре.

Рядом с призванием к целомудрию стоит призвание к браку. И прежде всего необходимо твердо воспитывать нашу молодежь именно в том, что семья — это не какая-то естественная потребность человека, но это призвание. Без этой убежденности вряд ли мы сможем делать нужны шаги вперёд в пастырстве семей. Как это прозвучало во многих высказываниях, было бы полезно восстановить «центры семьи», однако таким образом, чтобы в них вошли, прежде всего, сами семьи при сопровождении духовенства и монашествующих. Скоро мы вместе с епископом Николаем начнем консультации, чтобы создать такие команды, которые должны быть прежде всего «координирующими центрами», согласно вашему совету. Эти центры могли бы также включать в себя психологические консультации, особенно для семей в кризисе, и также своего рода телефон доверия, или «сайт доверия».

Одновременно прозвучали два, как я считаю важных, заявления: что, во-первых, необходимо возобновлять или начинать катехизацию для родителей по воскресеньям во время катехизации детей; и, во-вторых, проводить своего рода «катехуменат» для тех, кто готовится к браку — это особенно важно для смешанных браков, и также для тех, кто готовится к браку после признанного недействительным брачного союза. Часто эти люди получают признание недействительности своего союза как раз из-за того, что у них не было серьезной подготовки к браку; затем через какое-то время они вновь венчаются, и очень скоро происходит развод. Но мы должны сопровождать их раньше, а не потом, и тогда они не отдалятся от общины, даже если произойдут такие вещи, как сепарация, развод. Я прошу Катехетическую комиссию изучить этот вопрос и разработать материал для этих двух видов катехизации, учитывая тот документ о подготовке к браку, который Дикастерия по делам семьи издала несколько лет тому назад. Между прочим, есть и моя небольшая брошюра, которую можно использовать.

Немного об экуменических и межрелигиозных отношениях. В целом, у нас складываются добрые отношения с христианскими деноминациями, и в некоторых случаях они носят вполне институционализированный характер. Прежде всего, нам стоит расширять именно инициативы снизу, как это бывает, например среди молодёжи, в особенно в области каритативной деятельности и культуры. Также, конечно, такие богословские институты, как семинария или Институт святого Фомы, могли бы развивать академические отношения. Особого внимания и развития заслуживает экуменизм мученичества.

Думаю, что было бы очень интересно услышать про конкретный опыт экуменических и межрелигиозных как раз в контексте отношений на работе, как об этом говорилось, ведь это как раз часть ежедневного экуменизма снизу. Кстати, смешанные браки — это также часть экуменизма снизу, необходимо услышать их вопросы и вместе искать конкретные пути решения. Иногда для того, чтобы продолжать путь вместе, надо идти на компромиссы. Здесь было очень уместно замечание: чего мы желаем — единства с другими, или того, чтобы продолжать жить каждый в своем мире? Ясно, что если мы не желаем единства, если мы не скорбим от разделений в теле Христа, то вряд ли мы примем инициативу. Чтобы у нас был экуменический взгляд, необходимо сначала жить своей идентичностью настолько, чтобы мы не боялись встречать другого, отличающегося от нас; без воспитания того, что другой — это благо для меня, нет и возможности увидеть хотя бы каплю истины, которая всегда есть в другом.

Христос пожелал стать «нуждающимся» с самого рождения и в течение всей Своей жизни: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8,20). Таким образом, Иисус учил Своих Тому, что миссия — это распространение бескорыстной любви. Каритативная деятельность, служение милосердия — это скромное, ежедневное великое свидетельство об этой миссии. Поэтому, исходя из некоторых указаний, вышедших из дискуссии в эти дни, я призываю настоятелей приходов, общин и движений заботиться о том, чтобы познакомить своих верующих с различными свидетельствами об этой деятельности, уже существующие на территории прихода, и призвать их принять участие в них; таким образом мы будем формировать наших верующих в этой бескорыстной любви, чтобы стать миссионерами этой любви. В этом же духе следует и дальше развивать такие мероприятия, как День бедных, не разделяя при этом «своих» бедных от «чужих», вспоминая слова пророка Исайи: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (ср. Ис 58,7). Свидетельства об этой каритативной деятельности могли бы стать содержанием ставшего уже традиционным семинара о социальной практике в январе 2027 года.

Может быть, не все согласятся, но в одном ряду с каритативной деятельностью я вижу служение на периферии наших общин. Это служение, равно как и каритативная деятельность, не является индивидуальным служением или служением для профессионалов. Оно касается всей общины, и поэтому разные инициативы должны приниматься в общинном суждении. Было очень правильно замечено, что необходимо сочувствовать боли людей, которых мы встречаем, интересоваться их жизненной ситуацией. В целом, я думаю, что это хорошая темя для обсуждения внутри приходских пастырских советов. Нам еще предстоит уточнить, что такое периферия в наших условиях, кого именно это касается, почему определённые люди находятся на периферии, каковы причины маргинализации? Это, я считаю, хорошое задание для формирующегося Епархиального пастырского совета.

Цифровое пространство — это также своего рода периферия, но уже огромная периферия. Что-то мы начали делать: в прошлом году прошел семинар для цифровых миссионеров; но, наверное, это тема, которую мы должны стремиться понимать и развивать, предоставляя инструменты для того, чтобы «встречать» людей, особенно молодёжь в этом пространстве, и дать им возможность живой встречи с Христом.

Завершая свои мысли и итоги, я хочу еще раз выразить благодарность всем вам за ваше столь активное участие. Благодарю модератора, фасилитаторов и секретарей, которые способствовали дискуссии в наших рабочих группах. Благодарю организаторов за их труд и особенно за спокойствие, в том числе за организацию литургических моментов нашей конференции. Прекрасно, что у нас есть что обсуждать, и есть мнения, которыми мы можем поделиться.

Комментарий Архиепископа о прошедшей конференции для ТВ «Благовест-Медиа»:

Видеосюжет Михаила Фатеева о прошедшей конференции для портала GAUDETE: