Дорогие братья и сестры!
Очень красиво и полезно начинать новый пастырский год, исходя из прощения. Сегодняшние молитвы и Литургия Слова говорят нам об этом. Но мы слишком часто пренебрегаем этими подсказками, которые получаем из воскресных чтений. Мы знаем, Кто говорит в Священном Писании – это Господь Бог. Но мы, зная об этом, не обращаем на это внимания. Но если всерьез прислушаться к этим словам, то что мы видим? Мы видим, как Господь Бог наклонился к человеку и говорит нашим языком, Он говорит так, чтобы мы могли понять Его. Это есть первый аспект прощения.
В прощении мы ощущаем, что Бог стал одним из нас. В прощении мы достигаем ощущения того, что Бог с нами. Потому что, если правда, что никто не может сотворить что-то из ничего, то еще более чудесно то, что Кто-то может восстановить потерянное. Святой Амвросий говорит, что отдых для Бога — это прощение.
Сегодняшние чтения говорят нам еще об одном аспекте прощения, который мы не должны упускать. Мы слышали, что справедливость Божия наказывает человека, который грешит. И это правда! Однако в чем заключается справедливость Бога? Бог не радуется тому, что человек ошибается, заблуждается, идет своими путями и таким образом, теряет ориентир и вкус жизни. Бог не радуется тому, что мы теряем ежедневно смыл того, ради чего стоит жить этой прекрасной жизнью, которая нам дана как великий дар. Бог не радуется всему этому.
Бог радуется тому, что человек осознает все это. Но что значит осознавать, что жизнь имеет смысл, что стоит жить? Это значит возвращаться к Богу. И это было бы невозможно без прощения. Вот почему прощение восстанавливает нас, то есть смягчает наши сердца, чтобы мы снова обращались к Богу и таким образом снова приобретали этот вкус жизни. Как прекрасен опыт, когда мы выходим из исповедальни и в глубине нашей души в этот момент ощущаем, будто мы родились снова.
Сегодняшние чтения говорят нам еще об одном моменте прощения. Прощение всегда касается отношений. Когда наши отношения с Богом и людьми разрушаются, тогда необходимо другое действие, которое может восстановить эти отношения. Когда мы грешим, мы теряем общение с Богом и друг с другом. И тогда прощение восстанавливает это общение. Мы возвращаемся в отношения с Богом и друг с другом. Вот почему этот добрый, справедливый, терпеливый государь ставит наше прощение в зависимость от прощения брата. Не потому что Он слишком строгий, а потому что, если мы не прощаем брата, то это значит, что мы не в состоянии познать прощение, которое безвозмездно получаем от Бога. Но это также означает, что в прощении восстанавливается общение со всей реальностью, и когда мы находимся в этом общении, тогда хочется по-другому, по закону настоящей взаимной любви обращаться к людям и ко всей реальности. Аминь.
Фото: Ольга Дубягина