В Москве прошла первая встреча «Школы христианства» с Архиепископом Павлом Пецци

17 сентября в здании курии прошла первая встреча «Школы христианства», представляющей собой цикл из 7 катехетических встреч, которые будет проводить Архиепископ в течение всего пастырского года.

«Это место, где мы будем учиться, как глубже переживать нашу веру. «Мы» — потому что мы вместе, и у каждого из нас есть своя роль. Вы – ученики, я – учитель. Но в общении ученик-учитель происходит взаимное обучение и воспитание. Поэтому мы будем вместе учиться возрастать в нашей вере», — сказал владыка Павел.

В основе встреч «Школы христианства» заложена работа над текстом Апостольского обращения Папы Франциска «Evangelii gaudium» («Радость Евангелия»), которому в этом году исполняет 10 лет и в котором, как подчеркнул епископ в начале встречи, «указывается направление пути возвещения Евангелия в современных условиях. Любые высказывания Папы, направленные на возвещение Священного Писания, обуславливаются определенными обстоятельствами и условиями. Это слова, определяющие эпоху, в которой они были написаны».

Первое занятие началось с общей молитвы, текст которой завершает пастырское Послание епископов на этот пастырский год. Приглашая к совместной молитве, Архиепископ заметил, что «молитва дает нам необходимый настрой на правильное понимание сказанного».

Далее владыка подробно остановился на введении в Апостольское обращение «Evangelii gaudium», отметив, что «современный мир всячески навязывает нам потребительскую модель поведения, ввиду чего мы замыкаемся на себе, не видим проблем других людей и потому можем пропустить момент встречи со Христом. И если эта встреча не произошла, то наш путь в вере еще не начинался, а плоды нашего Крещения почему-то не действуют. <…>

Но нужно понимать, что если встреча все же состоялась, то она не происходит раз и навсегда. Встреча нуждается в постоянном обновлении, иначе мы рискуем остаться в прошлом. И тогда наше участие в жизни общины, Церкви является чем-то формальным. Тогда появляется вопрос: зачем ходить в Церковь? <…> Если ходим в Церковь не потому, что желаем встречи со Христом, а делаем это по привычке, значит, наши отношения со Христом нуждаются в обновлении – вот на что обращает наше с вами внимание документ, который мы начинаем читать».

Далее епископ рассказал о том, как Священное Писание будет помогать участникам катехизаций в процессе обучения, назвав его «инструментом», сопровождающим нас в пути и указывающим на присутствие Бога в нашей жизни: «Когда мы погружаемся в его тексты, в нас пробуждается желание быть в отношении со Христом. Мы ощущаем радость Иисуса от Его общения с Отцом. Это общение поддерживает Его в самые сложные моменты жизни. И Он щедро делится этим общением с нами, погружая нас в радость общения с Отцом».

Также владыка Павел подчеркнул, что Евангелизация — это не только слово, но и действие, которое производится ради другого, но также и ради нашей пользы: «Наша жизнь растет в той мере, в какой мы отдаем ее за других. Потому что в служении другим мы можем переживать встречу со Христом».

В качестве примера Архиепископ рассказал об увиденном во время паломничества в Сирию в этом году: «Меня поразила вера и надежда людей, которые остались в разрушенной стране. Они не жаловались, они не унывали, наоборот, они начинали возрождать общины. Четыре сестры, когда началась война, не только не покинули страну, но и приняли решение строить монастырь. Но вначале они решили построить дома для паломников. Их действия вызвали удивление у окружающих, но они продолжили свой труд и своим примером вдохновляли других остаться и созидать. Узнав у рабочих, которые им помогали в строительстве, что у них есть семьи, они выделили им участок земли под хозяйство. Это и есть живой пример встречи со Христом».

Перед заключительной частью встречи владыка предложил всем провести некоторое время в молчании, чтобы поразмышлять об услышанном, после чего он предложил собравшимся задавать вопросы и делиться своими свидетельствами.

Отвечая на вопросы о том, что важно в жизни общины и какова роль отдельных ее членов, как организовать общину, не замыкающуюся на себе, и какое место должны занимать в жизни общины дела милосердия, владыка заметил, что в любом деле очень важны два момента: смирение как распознание воли Бога и настойчивость, если мы действием в общении с Ним, когда мы во главу всегда ставим Бога. При этом мы должны помнить, что наше служение другим обогащает наши отношения со Христом. И поэтому так важно вовлекать в это служение других людей.

Касаясь вопроса о благотворительной деятельность, владыка особо почеркнул, что благотворительность — это не решение всех проблем, но она воспитывает бескорыстие. Однако деятельность общины не должна исчерпываться ею. Община должна быть живым примером встречи со Христом. И эта встреча будет помогать каждому из нас переживать сложные моменты в жизни.

Отвечая на вопрос, как подготовить себя ко встрече со Христом, если она у нас уже когда то была, владыка заметил, что очень важно не зацикливаться на пережитом нами опыте: «Встреча, которая уже произошла, никогда не повторится. Каждая встреча дает нам свой опыт, потому что изменяются обстоятельство вокруг нас, меняемся мы сами и наши чувства. Мы не должны представлять, какой она должна быть, опираясь на то, что уже были пережито. Мы должны быть готовы к новой встрече. Как пример, это Евхаристия – наше принятие Таинства всегда разное и зависит от многих обстоятельств, как внутренних, так и внешних».

Завершая встречу, Архиепископ Павел предложил участникам, готовясь к будущей встрече 5 ноября, которая будет посвящена рассмотрению первой главы Апостольского обращения, еще раз перечитать введение и ежедневно находить 10-15 минут, чтобы в молчании поразмышлять о прочитанном. «Это поможет лучше подготовиться к будущей встрече. Возможно, в минуты размышления у кого-то могут возникнуть вопросы по тексту или захочется поделиться своими свидетельствами о том, как прочитанное нашло отражение в их жизни».

Текст и фото: Ольга Дубягина