17 января, вскоре после первой годовщины смерти Папы Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера), в Культурном центре «Покровские ворота» прошел вечер его памяти под названием «Господи, я люблю Тебя», в рамках которого состоялась презентация нового издания трилогии «Иисус из Назарета».
Открывая вечер, его ведущая Джованна Парравичини представила почетных гостей и докладчиков: митрополита Архиепархии Божией Матери в Москве Архиепископа Павла Пецци, председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония, посла Российской Федерации в Ватикане (2013-2023 гг.) Александра Алексеевича Авдеева, профессора Католического университета Милана Пьерлуку Адзаро.
Особыми гостями вечера стали представители Духовного управления мусульман Российской Федерации: Дамир-Хазрат Мухетдинов, Давлетшин Ильгизар Кенжогулович и Мария Святославовна Шаврина, а также представили дипломатического корпуса посольств Республики Польша (Славомир Лучак), Республики Словения (Патрик Рекса), священнослужители и монашествующие Католической и Русской Православной Церквей.
Свое краткое вступительное слово ведущая вечера Джованна Парравичини начала со слов, написанных 22 февраля 2022 года Папой Бенедиктом XVI в предисловии к русскому изданию трилогии «Иисус из Назарета»: «То, что Московская Патриархия вместе с Академией «Sapientia et Scientia» решили издать мою книгу «Иисус из Назарета» в трех томах, включив в издание сочинений на русском языке и таким образом, сделав ее доступной для русских читателей, <…> стало для меня приятным сюрпризом. <…> В этой книге мне хотелось развеять пелену тумана, которой окружили фигуру Иисуса многие Его толкователи». По мнению ведущей, эти слова наиболее полно отражают мечту автора книги. Далее Джованна отметила, что уникальность нового издания состоит не только в том, что одним из инициаторов издания была Московская Патриархия, но и в том, книга имеет три предисловия: Папы Бенедикта XVI, митрополита Волоколамского Антония и Государственного Секретаря Святого Престола кардинала Пьетро Паролина, после чего предложила к просмотру видеоролик, отснятый 10 июня 2010 года, в котором Папа Бенедикт XVI, выступая пред священнослужителями, говорит о сущности богословия в современном мире, которое, по мнению Папы, не должно затмевать Бога.
Далее с кратким словом приветствия к гостям вечера обратился один из почетных гостей, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир-Хазрат Мухетдинов, который сказал, что для него большая честь представлять мусульман России на этом вечере, и отметил 30 лет дружеских отношений с Католической Церковью в России.
Александр Алексеевич Авдеев, посол Российской Федерации в Ватикане с 2013 по 2023 годы, заметил, что он был малознаком с Папой Бенедиктом XVI ввиду того, что его собственное назначение пришлось на январь 2013 года, а уже в февраля этого же года произошло отречение Папы. «Я был последним российским послом, видевшим Папу Бенедикта XVI, и первым, кто увидел Папу Франциска». Далее Александр Алексеевич заметил, что в трудах Йозефа Ратцингера видно «недооцененное беспокойство за судьбу культуры современного мира, за ее будущее. Он говорит об опасности для современной культуры глобализации, которая влечет за собой примитивизацию культуры. Интеллект человека формируется сейчас информационным потоком, а не культурой. Люди меньше стали читать, исчезают поэзия и романы. Современный человек в год прочитывает не более 3-4 книг. Поэтому неслучайно беспокойство Папы Бенедикта XVI о том, какой будет культура будущего. И пока у нас нет ответа на этот вопрос. При этом Россия имеет богатый и интересный опыт межрелигиозного общения, построенного на братстве, на общей родине и общей культуре. Поэтому, читая эту книгу, мы будем находить не только вопросы, но и ответы на них. Главными из которых будет – укрепление межконфессионального братства».
Профессор Католического университета Милана Пьерлука Адзаро, подключившийся онлайн из Италии, поделился своими воспоминаниями о встрече с Папой Бенедиктом XVI, когда они вместе с Сергеем Сергеевичем Аверинцевым готовились к изданию книги. О том, как его потрясло радушие и смирение Папы и то беспокойство, с которым он говорил, что в современном мире слишком «велико искушение строительства христианства на наш вкус, лишая его притягательности. В современной Европе существует большое искушение стоить «удобное христианство», что для Ратцингера было неприемлемо. Потому что вера должна быть без «но» и без «если». Хотя такое христианство и порождает преследования, но оно порождает и любовь и притягательность», — отметил профессор Адзаро.
В начале своего выступления митрополит Волоколамский Антоний заметил, что был хорошо знаком с Папой Бенедиктом XVI, «неоднократно общался с ним и мог непосредственно наблюдать, какое значение тот предавал развитию взаимоотношений Католической Церкви с христианским Востоком в целом и Русской Православной Церковью в частности». Папа Бенедикт XVI рассматривал выстраивание отношений с Православием «как полноценный стратегический вектор, связанный оригинальным и глубоким видением миссии христиан в условиях XXI века. Формулировка этого вектора опиралась на солидную теоретическую базу», в том числе – на знания корпуса греческих святоотеческих тем первых веков христианской истории. И, как отметил митрополит Антоний, книга «Иисус из Назарета» является демонстрацией сокровищ мысли Святых Отцов неразделенной Церкви, которая была для Йозефа Ратцингера ключевым источником вдохновения и мерилом соответствия собственных богословских интуиций Священному Преданию. Митрополит Антоний отметил, что для Бенедикта XVI одним из важнейших аспектов его научной деятельности были невозможность компромисса с ложью, а также недопустимость следования искушению релятивизмом или отхода от признания учения Церкви абсолютным критерием истины.
Особое значение личности Бенедикта XVI, по мнению митрополита Антония, заключается в том, что «в течение своей долгой жизни он не только смог последовательно сформулировать и аргументировать подобно смелое и идущее в противовес с расхожими представлениями видение христианской миссии в современном мире, но и получил возможность исключительно много сделать для его воплощения в жизнь, пребывая во главе Католической Церкви. Именно столь редкое сочетание личных академических заслуг выдающегося богослова и занимаемого им высшего поста в церковной иерархии обусловило колоссальный международный успех книги «Иисус из Назарета», которую можно назвать «венцом всего богословского творчества Бенедикта XVI».
Говоря подробнее об этой книге, митрополит Антоний отметил, что она представляет человеку ХХI века «цельный, нередуцированный и неисчерпаемо глубокий образ Христа, являющийся подлинным ответом на всю совокупность вопросов как о направлении движения человеческой истории в целом, та и о смысле каждой конкретной жизни. <…> Этот труд ставит Богочеловека в центр дебатов нашей эпохи о культуре, политике, общественных отношения; о понятии справедливости и возможности подлинно универсальной этики; о соотношении частного и общего; о роли христиан в преображении мира, на первый взгляд, безнадежно погрязшего во зле, спирали насилия и беззакония. Бенедикт XVI с исключительной силой и интеллектуальной честностью свидетельствует о том, что Христос является подлинным содержанием всех самых глубоких устремлений человеческого сердца».
Митрополит Антоний отметил также высокое качество перевода, в полной мере раскрывающею богатство оригинального содержания, а также поблагодарил академию «Sapientia et Scientia» и всех, причастных к реализации данной масштабной издательской инициативы, за проделанный труд. «Искренне надеюсь на то, что вопреки доминирующим в отдельных регионах мира деструктивным тенденциям навязывания «культуры отмены», сегодняшнее мероприятие станет еще одним проявлением нашей готовности к свободному и творческому восприятию лучших проявлений традиционной богословской мысли христианского Запада. Убежден, что такая открытость представляет собой залог возможности продолжения процесса объединения усилий всех здоровых сил христианского мира во имя Иисуса из Назарета и в целях полноценного участия в созидании мира и справедливости», — завершил свое выступление митрополит Антоний.
Архиепископ Павел Пецци начал свой доклад с размышления о подражании Христу.Он заметил, что «для священника нет ничего важнее, чем погружаться в личность Иисуса, вживаться в Его жизнь. Христос — это центр, объединяющий всю реальность, ответ на все человеческие вопросы, исполнение всякого желания счастья, блага, любви, вечности, присутствующего в человеческом сердце».
Епископ отметил, что «дружба со Христом — это дар одновременно безвозмездный и необходимый. <…> отношения со Христом — это не то, что я должен интерпретировать, воображать или выбирать, — а это то, что предстает передо мной, и к чему я должен присоединиться».
При этом Архиепископ с сожалением заметил, что «мы живем в эпоху, когда фактически повсюду стараются «убрать» Христа из жизни общества, семей, людей». «И вот тогда, именно в эти моменты, Сам Христос — это наша надежда», – сказал владыка Павел. – «Мы надеемся не тогда, когда чувствуем себя сильными, и не потому, что у нас есть идеи, утопии или проекты на будущее. Наоборот, мы надеемся, потому что мы слабы, потому что мы осознаем, что все, что у нас есть, является даром». <… > Такова надежда тех, кто полностью доверяет себя Богу, кто смотрит только на Иисуса, кто просит Святого Духа о том, чтобы смотреть на все глазами Иисуса. Это значит, что Иисус становится центром нашей жизни».
Всему этому, как признался Архиепископ Павел, он вновь научился, читая «Иисуса из Назарета» Йозефа Ратцингера: «Всякая истинная любовь всеобъемлюща. Если мы не любим Иисуса всем сердцем, если мы оставляем что-то для себя, то не можем войти в тайну Его любви, Его жажды».
Владыка Павел также напомнил «пророчество» Бенедикта XVI, которое в полной мере можно отнести к настоящему времени: «Когда, по мнению многих, христианская вера перестала быть общим достоянием общества, а зачастую воспринимается как семя, подорванное и затуманенное «богами» и властелинами мира сего, то она с большим трудом сможет тронуть сердца речами или моральными призывами, а тем более общими напоминаниями о христианских ценностях. Одно провозглашение не достигает сердца человека, не затрагивает его свободу, не меняет жизнь. Привлекает прежде всего встреча с верующими людьми, которые своей верой и надеждой влекут человека к благодати Христа, свидетельствуя о Нем» [ср. Бенедикт XVI. Фатима, 20100513]». Поэтому, как сказал Архиепископ, «книга «Иисус из Назарета» показывает внутреннюю связь, глубокое «общение», которое соединяет Христа со всеми теми, кто веровал в Него и будет верить в Него, и свидетельствовать о Нем своей жизнью».
«Возвещение и общение — тесно связаны», — сказал владыка Павел. — «Иисус связывает общение и миссию: чтобы принести плоды, ученикам необходимо оставаться во Христе. Это значит, что наша миссия не является отдалением от Христа, от источника, потому что этот источник, Христос, уже находится там, куда Он отправляет нас. <…> Можно говорить, что миссия заключается в креативном, творческом расширении общения и единства, которыми мы живем. Если слабо наше общение, то слаба и наша миссия. <…> Возвещение Евангелия — это дело всей общины, всего общения, всей Церкви. И поэтому всегда, в каждую эпоху и во всех новых обстоятельствах необходимо создавать новые образы христианской жизни для епископов, священников, монашествующих и мирян внутри великого церковного предания. «Иисус из Назарета» предлагает всем нам прекрасную помощь, чтобы жить своими призванием и миссией», – завершил свое выступление владыка Павел.
В течении всего вечера памяти Папы Бенедикта XVI звучали отрывки из его книги. К ней же обратилась Джованна Парравичини в завершение встречи: «Моя книга «Иисус из Назарета» — о том, как приготовить сердце к решению следовать за Христом до конца. Я хочу пробудить в вас одновременно с познанием Иисуса любовь к Нему и через это найти путь к жизни, преодолевая все мирское», — этими заключительными словами из предисловия к книге, написанными ее автором, ведущая завершила вечер памяти Йозефа Ратцингера.
Текст и фото: Ольга Дубягина
Полный фотоотчёт (ВК): Презентация нового издания книги «Иисус из Назарета»