«В новое измерение отношений со Христом мы входим через служение». Проповедь Архиепископа в Великий четверг

Дорогие собратья во священстве! Возлюбленные братья и сестры!

Церковь в священном пасхальном Триденствии торжественно празднует величайшую тайну нашего искупления. Вспоминание Тайной Вечери открывает пасхальное Триденствие.

Хотя Иоанн не говорит прямо о Евхаристии, в рассказе об омовении ног лежит смысл жертвы Иисуса, Который отдает нам Свое тело, Свою жизнь. Который проливает за нас Свою кровь.

Тайна воплощения и тайна Креста оказываются неразрывно связаны друг с другом, что является сутью слов апостола Павла о Евхаристии, как мы слышали сегодня. Для Павла Евхаристия – это буквально примирение, принимая Христа, на самом деле мы соглашаемся с тем, чтобы Он принял нас. Воплощенное Слово уже указывает на грядущую крестную жертву, которой мы приобщаемся в Святых Дарах.

Иисус становится человеком, чтобы отдать Себя на жертву Креста, ибо принесение в жертву агнца Ветхого Завета есть лишь жест, не предполагающий ответа.

В смерти и погребении Иисуса воплощение и пасхальный путь напрямую соотнесены с Евхаристией, в которой соединяются, пребывая в одном, воплощении и Пасха, в которой благодаря этому претворяется схождение Бога к нам и ради нас.

Так, Евхаристия оказывается в Центре христианского бытия, именно через Нее Бог действительно дарует нам манну, которой жаждет человечество, посылает нам единственный «хлеб», которым может внутренне питаться человек, дабы быть человеком.

Вместе с тем, однако, Евхаристия предстает как нескончаемая встреча Бога и человека, во время которой Бог отдаёт нам Себя во плоти, чтобы мы через причастие соприкоснулись с Ним и разделили с Ним тяготы Его пути.

После жертвенной Трапезы всем ученикам Христа вплоть до нас необходимо войти в новое измерение отношений со Христом. И в это новое измерение мы входим через служение, буквально через омовение ног друг другу.

Подобно тому, как Он был преображён Крестом и в этом обрёл новую телесность и новое человеческое бытие, проникнутое бытием Божиим, так и мы, приобщаясь Святых Даров, должны проходить через преображение нашей жизни, через крест, и таким образом мы как подлинные ученики, которые следуют за Учителем и Пастырем, предвкушаем новую жизнь в Боге и с Богом.

Христос мог бы выбрать другой путь, чтобы спасти нас. Но Он выбрал именно этот путь, знак служения и изобилия благодати и любви. Крест позволяет верующей Церкви вкусить эту сладость любви. Именно это отсутствие принуждения в выборе Христа позволяет вере удивлённым взглядом смотреть на путь, который выбрал Иисус.

Каждый раз, когда мы принимаем причастие, когда совершаем Евхаристию, каждый раз, когда приходим на богослужение, когда мы прикасаемся к этой частице хлеба, который есть Его Тело, к этому вину, которое есть Его Кровь, мы должны думать об этом изобилии, об этой тайне служения, об этой бесконечной воле отдачи Себя за меня, за каждого из нас.

Если мы начнём это делать, если мы немного чаще будем думать о горящей любви, скрытой под видом этих смиренных таинств, то и в нас возникнет желание отдавать себя в служении с большей щедростью, как это сделала Мария в Вифании, которая «потратила» немыслимое количество драгоценного мира, чтобы помазать ноги Иисуса в преддверии Его Страстей. Аминь!

Фото: Ольга Дубягина

Edit