Третий день паломничества в Калининградскую область: Черняховск и Советск

28 апреля участники епархиального паломничества в Калининградскую область посетили Черняховск и Советск, где познакомились с местными католическими общинами, узнали об истории этих мест и населявших их собратьев по вере.

Город Черняховск до 1946 года носил название Инстербург. До II мировой войны он принадлежал Восточной Пруссии, подавляющее большинство населения города составляли лютеране. В 1855 году в Инстербурге проживало всего около 50 католиков. В 1863 году в городе появился первый постоянный католический священник, а в 1865 была построена и освящена католическая часовня. Община росла и в 1902 году было выстроено здание нового храма в неоготическом стиле по проекту архитектора Фридриха Хайтмана. Интерьер доделывался вплоть до 1912 года. Храм был освящён в честь святого Бруно, покровителя Пруссии. В 1927 году приход святого Бруно насчитывал 1800 прихожан, 4% населения города.

После Второй мировой войны Инстербург вошёл в состав Калининградской области и получил новое название – Черняховск, в честь генерала И.Д. Черняховского. Храм был закрыт и  использовался как военный склад вплоть до начала 90-х годов. Примечательным был момент, что после возрождения общины в 1992 году и ее обращения в администрацию с просьбой о передаче храма в июле 1993 года храм был возвращен католикам, а не Православной Церкви, как это обычно случалось в Калининградской области с храмами христианских конфессий.

В возрожденном храме начали служить священники из Ордена францисканцев – Братьев Меньших Конвентуальных (OFMConv), которые восстановили храм вместе с гражданами Германии, которые некогда проживали в Инстербурге и были крещены в храме Св. Бруно. В 2000 году в нем был установлен орган, с этого времени в храме проходят органные концерты.

Здесь, в храме Святого Бруно, епископ Николай Дубинин отслужил Святую Мессу 5-го воскресенья Пасхи.

В проповеди владыка Николай обратился к евангельскому чтению дня, а именно – к символу виноградной лозы: «Образ винограда, виноградной лозы, был очень близок тем, кто слушал Иисуса. Но и мы можем представить, что имел ввиду Иисус. Лоза – это то, что укоренено в земле, что растет из года в год, и из которой произрастают ветви. <…>. Вот мы с вами есть эти ветви. <…>. Если человек подходит серьёзно к своей жизни, то он хочет принести плоды, оставить что-то после себя».

Далее, размышляя о том, как организовать свою жизнь так, чтобы она не была бесплодной, владыка напомнил истину, открытую нам Иисусом, которая заключает в себе два основных момента: «Первый – всегда пребывать на лозе, т.е. пребывать в Христе и со Христом. Через крещение Иисус «прививает» нас к духовной лозе, которая помогает нам жить и развиваться. Через крещение мы становимся братьями Христу, детьми Богу Отцу. <…> Иисус собирает нас в единое мистическое тело, питая нас Своими Телом и Кровью. И второй – чтобы приносить плод, лоза должна очищаться от всего, что мешает ей плодоносить. Да, это больно, но необходимо», — заметил епископ Николай. – «Мы должны отказываться от своих привязанностей, которые отделяют нас от Христа. Через наставления, через сложные жизненные ситуации Иисус “отсекает” все ненужное, помогая сохранить все доброе в наших душах. Чем больше мы очищены, тем сильнее мы, тем больше плодов мы приносим. И этими плодами могут наслаждаться другие. Это и есть образ нашей Церкви».

«Когда мы встречаемся, мы видим, что это не просто идея, а жизнь нашей Церкви. И за это мы должны благодарить Господа. <…> Наша жизнь и наше общение должны стать пребыванием в Господе. Единство с Ним дает нам возможность приносить добрые плоды. И примером такой плодоносной жизни со Христом и во имя Христа являются наши святые покровители.

Пусть наша встреча в этом храме, встречи в этом паломничестве помогают нам углубляться и укрепляться в единстве со Христом и свидетельствовать о Нем в нашей повседневной жизни», – завершил проповедь владыка Николай.

После окончания богослужения паломники познакомились с прихожанами, среди которых были и «ветераны» прихода – те, кто стоял у истоков возрождения католической общины Черняховска. После этого они были приглашены на обед в монастырь францисканцев, где братья рассказали им об истории и жизни монастыря. Затем они совершили небольшую историческую экскурсию по городу, увидели дом, в котором останавливался Наполеон, следовавший в Тильзит для подписания мирного договора, и другие исторические здания, а также памятники воинам – героям.

Следующей остановкой третьего дня стал г. Советск, прежнее название – Тильзит. Статус города он получил в 1552 году, когда прусский герцог Альбрехт Бранденбургский даровал поселению этот статус.

Тильзит – историческое место, где в 1807 году был подписан мирный договор между Александром I и Наполеоном.

В Советске паломников встретили настоятель храма Воскресения Христа о. Милош и о. Александр, которые рассказали о своём приходе и организовали краткую экскурсию по храму и городу. Паломники поднялись на колокольню, увидели место встречи Александра I с Наполеоном и дом, в котором останавливался российский император , а также прошли по исторической части города.

Текст и фото: Ольга Дубягина