Человеческая жизнь – это выбор, а выбор – это всегда отказ. Желания людей не управляются мудрыми механизмами животных инстинктов (или управляются в очень слабой степени), и в этом богатство, но также и риск и драма существования. Человек должен самостоятельно и свободно устанавливать границы своих предпочтений; и поскольку наши потребности и желания настолько различны и порой настолько противоречивы, наши решения всегда предполагают отказ от некоторых привлекательных и желательных возможностей. Если свобода – это богатство человека, то в ее осуществлении, как мы уже говорили, есть некоторая драматичность из-за отказов, которые влечет за собой выбор; и есть риск, потому что наш выбор и наши предпочтения могут оказаться неправильными и способствовать не нашему благу, а нашему краху.
Трудность правильного выбора состоит в том, что потенциальные объекты наших желаний предлагают свой продукт, крича о благах, которыми они не всегда обладают, и обещая различные формы счастья, одетые в тысячу одежд, такие как удовольствие, благополучие, успех, власть, богатство… Все это отвечает определенным нуждам, но часто пытается завладеть нашим вниманием настолько, чтобы заставить забыть о других, более глубоких, более важных, хотя, как нам кажется, менее насущных потребностях.
Во всем этом самое важное благо, пожалуй, состоит в том, чтобы знать, как различать добро и зло, и в способности здраво выбирать из множества возможностей, предлагаемых нам ежедневно. Такова идея, вытекающая из первого чтения: Соломон, хотя и царь, считает себя слугой Бога, правящим на благо своего народа и, следовательно, находящимся в долгу и перед Тем и перед другим; с другой стороны, он признает себя молодым и неопытным. У Соломона были все причины, чтобы просить Бога именно о способностях выбирать добро и различать добро и зло. Потому что это блага, которые не могут быть приобретены на рынке, и только в некоторой степени они могут быть приобретены при обучении: это прежде всего дары, а не то, чем можно овладеть, поэтому необходимо просить их у Бога в молитве. Но, чтобы получить их, необходимо пожелать их, сделать их объектом нашего выбора.
Иисус сегодня представляет Царство Божье как благо, которое может выбрать человек. Но что такое Царство Божье, которое Иисус сравнил с семенами, что растут и приносят плоды, и которое Он теперь сравнивает со скрытыми сокровищами и драгоценными жемчужинами? Царство Божие – это не «вещь», не объект, не определенная социальная система, не «режим» теократического или светского типа, который ограничивается провозглашением определенных абстрактных ценностей. Царство Божье нужно понимать как действующее и развивающееся: оно означает «Бог царствует». Бог, начало и источник всякого добра, Он есть высшее благо, к которому человек может стремиться. Поэтому, когда Бог царствует в жизни человека, этот человек приобретает способность различать добро и зло, и ту меру, которая определяет подлинную ценность каждой вещи.
Царство Божье является центром проповеди Иисуса; оно – объект благовестия, а не рекламы, ошеломляющей своей крикливостью и яркостью. Иисус сравнил его с семенем, которое приносит плод, если находит хорошую землю, с уважительным словом, которое ищет диалога: «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах» (Ис. 42, 2). Сегодняшнее чтение подчеркивает его огромную ценность: оно похоже на сокровище, но это скрытое сокровище, которое нужно искать, к которому нужно стремиться. Потому что его ценность неисчислима, оно является источником радости, наполняющей того, кто его находит; но чтобы найти его, нужно сделать выбор: чтобы получить его, вы должны быть готовы продать все и купить поле, в котором это сокровище скрыто. Развивающийся и активный характер выбора Царства Божьего усиливается во втором сравнении: здесь Царствие Божье похоже не просто на драгоценную жемчужину, но, прежде всего, на купца, который его находит. Действительно, сокровище, которое мы находим, требует активного отношения, определенной позиции и решения с нашей стороны. Способность различать то, что действительно ценно в жизни, и выбирать соответственно, предполагая последующие отказы от чего-то, – это то, что отличает и определяет суть нашей жизни в конечном итоге.
Третье сравнение: сеть, брошенная в море, собирает всякую рыбу, хорошую и плохую. Это учит нас очень важной истине: и то, что сокровище скрыто, и то, что жемчужина требует трудного поиска, – это все не означает, что Царство Божье является чем-то эзотерическим и эксклюзивным, для посвященных или немногих избранных. Эзотерика, столь модная в наши дни, устанавливает различия, которые разделяют людей покатегориям. Но послание Царства Божьего обращается ко всем без различий. Сокровище спрятано, но поле открыто для всех. Отсюда и сравнение с сетью, которая собирает всевозможных рыб. Сеть – это Слово, с которым Бог обращается ко всем людям, не делая различий между ними. То, что отделяет хороших от плохих, зависит от нас самих, от того, какую позицию мы занимаем, – принимаем или отвергаем Слово.
Слово – это Иисус Христос. Он Тот, кто несет в Себе Царство Божье, потому что Он человек, в Котором царствует Бог. Он – скрытое сокровище, потому что спасительное Слово скрылось – стало плотью. Плоть Христова скрывает и в то же время носит в себе то сокровище, ради которого мы должны быть готовы продать все, чтобы купить поле. Принимая это решение, даже если оно сопровождается самоотречением, мы вовсе не отказываемся от себя, а, наоборот, в Иисусе, который стал «первородным между многими братиями» (Рим 8, 29), мы открываем свою реальность наиболее глубоко: мы открываем сокровище образа Божьего, скрытого в поле, которым является каждый из нас.
Слово, возвещающее нам Царство Божие, спасает, потому что оно высвобождает лучшее в нас, уникальность каждого из нас; и при этом оно не только не отделяет нас, но, наоборот, открывает нас по-новому для других, в которых, как мы знаем верой, по-своему тоже обитает образ Божий.
Выбор Царства Божьего, решение позволить Богу царствовать в нашей жизни, приняв в нем Иисуса, – это выбор добра, любви к Богу и к братьям, благодаря которому все служит нам во благо. И дело в том, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).
Иисус призывает нас принять радикальное решение в пользу блага, несравненно более ценного, чем все блага, к которым мы можем стремиться в этом мире. Как сокровище, спрятанное в поле, это благо не сразу видно; но тот, кто его находит, понимает, что стóит все продать, чтобы его приобрести. И дело в том, что это благо, которое является самим Иисусом Христом, заставляет все другие блага (старые и новые) обретать свою подлинную ценность, так что даже отказы от чего-то, неизбежно присущие любому принятию решений, приобретают позитивный смысл, способствуют достижению нашего безусловного и окончательного блага. Является ли Иисус и Его Евангелие сокровищем, за которое я готов продать все?