Священник Хосе Вегас: «Хлеб для жизненного пути, хлеб для жизни вечной»

Хлеб для жизненного пути, хлеб для жизни вечной Конец Пасхального времени означает возвращение к повседневной жизни. Мы покидаем оазис света и сталкиваемся с обыденными заботами и трудами. Повседневная жизнь часто бывает несколько серой и легко может стать могилой великих идеалов. Так может быть и в христианской жизни: Пасхальный свет гаснет под напором плоской и тесной реальности. Но литургическое возвращение к повседневности (в Галилею) говорит нам, что так не должно быть. Действительно, переход в повседневность означает Пятидесятницу, праздник Святого Духа, который считается третьей христианской Пасхой. Пасха означает «переход»: мы переходим к повседневной жизни, «просвещенные» Святым Духом, Духом любви, Духом Иисуса, Который с нами во все дни до скончания века.

Таким образом, литургия говорит нам, что повседневная жизнь – это не время, когда идут прахом наши идеалы, а поле, где эти идеалы должны воплощаться. Идеалы не должны быть просто прекрасными идеями, с помощью которых мы уклоняемся от реальности, это мир ценностей, которые должны обретать плоть в событиях, составляющих нашу жизнь. Воплощение, как и всякое включение в реальность, предполагает определенное умаление («кенозис»), но это также и конкретизация, которая придает реальный вес чистым идеалам. В нашем случае воплощением христианского идеала, всего послания Пасхи, является просто любовь, реализованная в мелочах повседневной жизни. Жить осмысленно, быть внимательным, придавать ценность тому, что мы делаем, уметь отказаться от разных прихотей, продиктованных нашим эгоизмом, быть выше наших настроений и состояний, чтобы обратить внимание на то, что действительно стоит внимания и на тех, кого мы действительно любим…, все это осуществляет, пусть и несовершенный, но идеал христианской любви. Все это возможно, и все это – плод Духа.
Пасха закончилась. Мы вернулись в повседневную жизнь, в Галилею. Но литургия, похоже, не хочет так быстро прощаться с тем светлым временем. Продолжаются вспышки Пасхального света. Первой, в воскресенье после Пятидесятницы, был праздник Святой Троицы. Вторая большая вспышка Пасхи – это Торжество, которое традиционно отмечается в четверг после воскресенья Троицы, и которое здесь перенесено на следующее воскресенье. Торжество, которое мы празднуем сегодня.

Праздник Тела и Крови Христовых и Его действительного присутствия в Евхаристии – это праздник, который говорит нам о присутствии необыкновенного Бога в обыкновенном мире, в повседневной жизни. Вся тайна воплощения, жизни, страстей, смерти и воскресения Иисуса Христа сосредоточена в близких нам и обычных для нас, и, наверное, таких привычных вещах, как хлеб и вино, – символах нашей немощи, которая нуждается в подкреплении повседневной пищей – хлебом, и нашего желания полноты жизни, которое мы иногда пытаемся предвосхитить в праздничные моменты: «вино, которое радует сердце человека» (Пс 104, 15).

Иисус, продлевает Свое присутствие в Церкви и в мире множеством способов (в общине верных, в Своем Слове, в пастырях, в страдающих братьях малых сих). Он захотел быть среди нас не только духовно, но и присутствует в особой материальной форме – в Его Теле и Его Крови, в таинстве Пресуществления хлеба и вина, в Евхаристии, в которую, кстати, все остальные вовлечены непосредственно. Таким образом, Он говорит нам, что Его близость не ограничивается определенными исключительными моментами, разрывающими нашу повседневную жизнь, а сопровождает и питает нас в нашем странствии по жизни всегда. Евхаристия – это пища для жизненного пути.

Текст Книги Второзакония напоминает нам, о каком пути идет речь. Это не путь, усеянный розами, а часто путь скорби, который полон трудностей, опасностей и лишений: путь, который испытывает нас. Но это и путь, на котором мы можем познать Божественное Провидение, дары, которые дает нам жизнь, блага, которые дают нам силы и питают нас, чтобы мы могли продолжать идти. Перед лицом нужды и трудностей у нас может возникнуть соблазн (и очень часто возникает) беспокоиться только о выживании, о том, чтобы обеспечить себя материальной манной, которая гарантирует, что мы не погибнем или не погибнем сразу: тянуть до последнего. Но если мы в пути, мы должны понимать, что мы идем куда-то, что путь имеет цель, смысл. Поэтому мы должны с благодарностью принимать манну, которая питает наше тело (все материальные блага), не забывая, что «не хлебом единым живет человек, но и всяким словом, выходящим из уст Божьих». Потому что не достаточно просто выжить (в хорошем состоянии или в плохом, в зависимости от благосклонности судьбы), но мы должны стараться жить хорошо, питать наш дух другим хлебом, богатеть высшими благами, которые мы также находим на этом пути как в качестве даров, так и в качестве требований: справедливость, бескорыстная щедрость, мир, взаимопомощь, прощение.

Иисус представляет себя как истинную манну, как живой Хлеб, сшедший с небес: Он – Слово, исходящее из уст Бога и помогающее нам не только выжить в беде, что хорошо, но и жить в соответствии с нашим достоинством образа Божьего и Его детей. Дело не в том, что Иисус презирает материальную манну, хлеб, который питает наше тело: давайте не будем забывать, что эти слова о хлебе жизни Он произносит после умножения хлебов, с помощью которых Он утолил физический голод своих учеников. Но это напоминает нам, что беспокоиться только о выживании недостаточно: сколько бы мы ни ели и не пили, как бы хорошо ни складывалась наша жизнь, в конце концов нас ждет смерть. Вот почему мы должны стремиться к пище, которая позволяет нам победить смерть, достичь полной жизни, участвовать в жизни Бога: пребывать во Христе, вечном Слове Отца, чтобы Он пребывал в нас, чтобы вместе с Ним мы могли жить в Отце.

Однако Иисус выражает все это таким образом, который может показаться нам чрезмерно грубым: накормить наш духа хлебом, сшедшим с небес, – значит есть Его Плоть и пить Его Кровь. Что это на самом деле значит? Уже ученики, которые были современниками Иисуса (и ученики первого поколения христиан, и потом в разных формах на протяжении всей истории) задавались вопросом: «как Он может дать нам есть свою плоть?» Подразумевает ли это какую-либо форму каннибализма? Перед лицом отвращения, которое вызывает эта возможность, сразу возникает соблазн чисто символического толкования. Якобы хлеб и вино на самом деле не являются Телом и Кровью Христа, но только «знаками», которые напоминают нам о Нем. Но вся церковная традиция пошла в обратном направлении и подтвердила фактическое присутствие Тела и Крови под видом хлеба и вина. Есть много библейских текстов, которые помогают нам понять эту тайну глазами веры, как это мощно обозначает св. Фома Аквинский в своем чудесном евхаристическом гимне «Tantum ergo»: «Et, si sensus déficit, ad firmandum cor sincerum sola fides súfficit/Præstet fides suppleméntum sénsuum deféctui» («И если недостает чувств, для укрепления искреннего сердца/достаточно одной лишь веры»; или в поэтическом переводе: «Видит вера вдохновенно недоступное очам!»). Для понимания этого мы смотрим на тексты, которые предлагает нам сегодня литургия.

Слова о хлебе жизни в Евангелии от Иоанна дополняет рассказ об учреждении Евхаристии, который мы находим в синоптических Евангелиях (ср. Мф 26, 26-29; Мк 14, 22-25; Лк 22, 15-20) и в Первом Послании к Коринфянам (11, 23-25). Но контекст этих слов такой же пасхальный, как и в других Евангелиях. Иисус говорит, что Его Плоть – это хлеб, который «Я дам вам», т.е. в будущем. Ясно, что речь идет не о приглашении к антропофагии, а о том, чтобы есть хлеб и пить вино, которые являются преданным за нас Телом и пролитой за нас Кровью. Таким образом, Иисус говорит о своей смерти и своем воскресении. Плоть, которую мы должны есть, и Кровь, которую мы должны пить, – это Плоть Его Тела, прославленная в пасхальной тайне. В этой пасхальной тайне мы действительно участвуем и через трапезу. Таким образом, в нашей обычной жизни присутствует необычное свойство Бога, спасение и полнота жизни, которые Он дал нам в Иисусе Христе, Его воплощенном Слове, в Его Плоти и Крови, преданной за нас.
Путь нашей жизни может быть нелегким и непростым, но на нем мы ежедневно получаем пищу, которая заставляет нас узнавать в наших лишениях лицо страдающего Христа и видеть в наших обстоятельствах (радостных или печальных, светлых или темных) свет триумфа Христа, провидческую заботу Бога Отца. И это помогает нам не только выжить, но и жить в определенной полноте, залоге будущей полноты: жить хорошо, жить в общении со Христом и в общении с другими, становясь братьями, потому что мы едим все один и тот же Хлеб, хотя нас много (разных, иногда расходящихся друг с другом) мы формируем единое Тело, Тело Христа, Которое является Церковью. Иисус приглашает нас приблизиться к Нему и даром принять участие в Его пире, причаститься Хлеба и Вина, которые Он благословил для нас, и которые являются Его Телом и Кровью, отданными за нас и преображенными. Таким образом, мы действительно участвуем в Его жизни и Его миссии, мы не только питаем наш дух, чтобы иметь возможность идти по жизни, но и становимся христианами – подобными Христу, способными отдавать себя, преображаться, становиться пищей, которая дает силы идти многим другим.

Как не принять этот дар, который Бог предлагает нам?