Священник Эрих Финк: Ради синодальной Церкви

Папа Франциск призвал всю Вселенскую Церковь участвовать в «синодальном процессе» и формировать способность к синодальности. В своей статье священник Эрих Мария Финк объясняет, почему он считает эту инициативу положительной и пророческим знамением в истории Церкви. По его мнению, мы должны поддерживать «синодальный процесс», который может привести Церковь к миссионерскому обновлению, всеми силами. Негативный опыт «синодального пути» в Германии не должен нас деморализовать. Папа Франциск выбрал другой курс, который дарит надежду на действие Святого Духа в синодальности.

Так называемая «синодальность» Церкви — вопрос, близкий сердцу Папы Франциска. 17 октября 2015 года Папа Франциск представил всеобъемлющую концепцию «синодальной Церкви». 50-летняя годовщина учреждения Синода епископов предоставила ему подходящий повод. С motu proprio «Apostolica sollicitudo» — «С апостольской заботой» от 15 сентября 1965 г., св. Папа Павел VI создал инструмент Синода для вовлечения епископов со всего мира в исполнение своего служения Петра. Папа Франциск намеренно перенёс празднование юбилея на 17 октября, чтобы его можно было отметить вместе с участниками XIV Очередной Генеральной ассамблеи Синода епископов. Она проходила с 4 по 25 октября 2015 года по теме «Призвание и миссия семьи в Церкви и современном мире». В подготовку и проведение этого синода Папа Франциск уже тогда привлёк не только епископов, но и весь народ Божий.

Церковь третьего тысячелетия

По словам Папы Франциска, желание придать Церкви более синодальный облик в будущем глубоко соответствует воле Бога. И он даже видит в этом задание на всё тысячелетие: «Именно этот путь синодальности — это то, чего Бог ожидает от Церкви третьего тысячелетия». Папа осознаёт, что на этом пути Церковь ждёт длительный исторический процесс. Она должна медленно нащупывать свой путь вперед и постепенно находить дороги, которыми в сегодняшних условиях весь народ Божий может быть включён в развитие Вселенской Церкви. Папа Франциск больше не хочет довольствоваться концепциями, но хочет решительно взяться за это и предпринять конкретные шаги.

Поэтому он удивил Вселенскую Церковь, объявив расписание следующего Синода епископов. Этот 16-й Очередной Синод епископов включает в себя не только собрание и обсуждение епископов в Риме в октябре 2023 года, но и синодальный процесс всей Вселенской Церкви, который будет проходить в течение двух лет в три этапа. Речь идёт о епархиальной, континентальной и, наконец, вселенской церковной фазе, которые следует понимать как неотъемлемые части Синода. В наличии предварительных опросах и консультациях нет ничего нового, но до сих пор они рассматривались лишь как подготовительный этап, а не как настоящая часть самого Синода.

Недостатки «синодального пути» в Германии

Есть много критичных голосов по поводу инициативы Папы: всемирные консультации будут только делать вид, что весь Народ Божий участвует, а на самом деле желания верующих не учитываются; в конечном итоге только создают путаницу и не инициируют духовное обновление. Учитывая попытки Германии разобраться со скандалом о злоупотреблениях с помощью «синодального пути», опасения вполне оправданы.

Либеральные церковные чиновники используют «Синодальный путь» в Германии для насаждения своих собственных, в основном протестантских идей веры и церкви. С начала они требуют отмены целибата для священников, потом полного изменения нравственного учения Церкви. Требование благословения гомосексуальных пар используется как рычаг для этого. Рукоположенные должностные лица должны быть лишены власти управления церковной жизнью, также обсуждается возможность полного отказа от рукоположения. В то же время выдвигается требование о рукоположении женщин в священники.

Епископ Бертрам Майер (епархия Аугсбург) публично выразил опасения, что Церковь в Германии таким образом отделится от Всемирной Церкви. Он сказал буквально: «на синодальном пути католическая Церковь в Германии превратится де-факто в протестантскую региональную церковь».

Он ставит следующие вопросы:

• Разве мы больше не разделяем убеждения, что сакраментально понимаемый народ Божий — Церковь — обязательно нуждается в сакраментальном пастырстве? Это основа Католической Церкви. «Синодальный путь» не должен ни трясти, ни ломать этого. Потому что синодальность — это не исправление, а развитие и подтверждение иерархического сообщества.

• Хотим ли мы в будущем избирать наших пастырей только демократическим путём и назначать их на ограниченный период времени, чтобы мы могли снова лишить их доверия, если необходимо, большинством голосов? Временные епископы?! Если мы серьёзно стремимся к церкви без чина хиротонии, мы звоним в колокол смерти для себя: самоотречение епископов, священников и диаконов. Не дай Бог!

• Чего стоит Церковь без власти рукоположенных служителей? Какая польза в общественном и политическом дискурсе? «Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (ср. Мф 5:13). Я убежден, что если мы хотим Церковь без священного служения, мы сломаем ей шею. Она сутулая, изогнутая, не идёт прямо и искренне на своём пути. У неё больше нет сил плыть против течения. Её уносят волны народного мнения. Думайте дальше! Если бы священнику, епископу, папе пришлось зависеть в своей работе от аплодисментов большинства, к чему это привело бы? Давайте представим, как бы наш Спаситель жил на Святой Земле, если бы Он попросил апостолов заранее проголосовать за то, идти ли ему Крестным путём или нет. Барометр моего опыта церковной политики дает мне прогноз: 12 к 1 против Иисуса. Спаситель не выбрал путь голосования; Он выбрал крест — и тем искупил нас: в кресте есть спасение!

В Германии «синодальный путь» был неправильно установлен с самого начала. С одной стороны, члены собрания «синодального пути» не представляют голос народа Божьего, они происходят из истеблишмента, который не имеет «демократической» легитимности и не представляет верующих. Фактически верные прихожане не участвуют в дискуссии. С другой стороны, из-за ложного смирения епископы подчинились так называемому центральному комитету католиков и передали ему руководство «синодальным путём». Кроме того, епископы согласились обсуждать основополагающее учение веры и нравственности.

«Синодальный процесс» Вселенской Церкви

Папа Франциск с самого начала установил рельсы по-другому. Он очевидно хочет исправить заблуждения национальных синодальных экспериментов.

Лично я думаю, что Папа Франциск на самом деле устанавливает пророческий, исторический знак, стараясь формировать всё более синодальную Церковь. Я также разделяю его мнение о том, что синодальности нет альтернативы. Папе ясно, что предстоящий Синод — это эксперимент, который не может быть идеальным во всём. Но ради великой цели он рискует. На ум приходят слова Иисуса: «И оправдана премудрость чадами её» (Мф 11:19). Во времена Иисуса ни Иоанн Креститель, ни Он сам не могли полностью удовлетворить людей. И по сей день люди думают, что даже Бог должен танцевать под их дудку. Но, в конце концов, дело Божье окажется верным путём. Я верю, что история докажет правильность приверженности Папы Франциска.

Отправление с упованием на Святого Духа

Для Папы Франциска наиболее важной характеристикой синодального процесса является открытость работе Святого Духа. «На Синоде Святой Дух говорит языком тех, кто позволяет вести себя Богу, Который всегда удивляет; Богу, открывающего детям то, что он скрывает от умных и мудрых; Богу, Который установил для человека закон и субботу, а не наоборот; Богу, Который оставляет 99 овец, чтобы искать одну заблудшую овцу; Богу, Который всегда превосходит нашу логику и наши расчеты», — сказал Папа Франциск на открытии Семейного синода в 2015 году. Именно то, что верующие, пастыри и Папа выслушивают друг друга, создают «пространство для действия Святого Духа». Но непременным условием для этого является то, чтобы участники синода «отличались апостольским мужеством, евангельским смирением и доверчивой молитвой». И он подчёркивает: «Без слушания Бога все наши слова будут только „словами“, которые не насыщают и бесполезны. Если мы не позволим Святому Духу руководить нами во всех наших решениях, тогда они будут лишь «аксессуарами», которые прикрывают и скрывают Евангелие, а не подчёркивают его».

Тема предстоящего Синода епископов: «Ради синодальной Церкви: общение, участие и миссия». С одной стороны, синодальность сама по себе является содержанием обсуждения. Самопонимание Церкви как синодальной общины должно быть закреплено в сознании каждого. В частности, следует уточнить, что означают сообщество и участие. С другой стороны, Папа хочет, чтобы это разъяснение происходило синодальным образом, чтобы синодальность соблюдалась, чтобы развивалось чувство синодальных процессов и чтобы церковь была способна к синодальной жизни.

Установление курса «синодального процесса» Папой Франциском

Самое главное отличие «синодального процесса» Вселенской Церкви от «синодального пути» в Германии касается содержания. Папой Франциском всё нацелено на миссионерское призвание Церкви. В документе Синода это выражено так: «Действительно, синодальность возвращает нас к сути самой Церкви, к её конституирующей реальности и к ориентации на евангелизацию. Это способ быть Церковью и пророчество для сегодняшнего мира». Папа Франциск также подчеркнул это в своем обеспокоенном «Письме к странствующему народу Божьему в Германии», в аналогичном наставлении «Конгрегации по делам духовенства» под названием «Пастырское обращение приходской общины на служении евангелизационной миссии».

Папа Франциск видит угрожающие заблуждения Церкви в Германии в её «синодальном пути». Но ненастье над Германией не должно разрушить нашу надежду на то, что «синодальный процесс» Вселенской Церкви действительно может привести к миссионерскому обновлению. Папа Франциск видит настоящий кризис Церкви в том, что она всё меньше и меньше способна привлечь молодых людей к активному участию в церковной жизни и что ей становится всё труднее и труднее передавать свои сокровища веры людям сегодня. Этот кризис только усугубляется скандалом о злоупотреблениях и связанной с этим потерей доверия. Поэтому Папа хочет привести в движение динамику, способную преобразить Всемирную Церковь и сделать её более чувствительной к миссионерским заботам.

Папа Франциск снова и снова утверждает, что основанием «синодального процесса» является учение Второго Ватиканского Собора: «Все верные, имеющие помазание Святого (ср. 1 Иоанна 2:20, 27), не могут ошибаться в вере» (Lumen gentium, 12). Однако в то же время он подчёркивает ответственность преемника Петра с большой ясностью и подробностями: только cum Petro et sub Petro, то есть с Папой и под его руководством синодальный процесс может быть успешным. Это «не ограничение свободы, а гарантия единства. Действительно, согласно воле Господа, Папа является «вечным, видимым принципом и основанием для единства множества епископов и верующих» (Lumen Gentium, 23), цитирует Папа Франциск в контексте синодальности Церкви.

Папа Франциск также чётко указывает на роль епископов в синодальном процессе. Они обязаны следить за тем, чтобы обсуждения велись с верностью вере Церкви и чтобы не было предательства наследия, которое Церковь получила от Иисуса Христа через апостолов.

Перспектива будущего развития Церкви

Папа Франциск неоднократно сетует на ложный клерикализм, который не соответствует Евангелию и который необходимо преодолеть: «Но между вами да не будет так» (Мф 20: 25-27). Папа Франциск не видит решения преодоления клерикализма в Церкви в отмене целибата, не в рукоположении женщин, не в церковном руководстве со стороны мирян, а в преодолении эгоизма, в готовности формировать настоящий дух служения. Он видит ключ в синодальном исполнении священнического служения. Злоупотребление возникает из-за эгоистичных или даже нарциссических наклонностей. Решение — не в смягчении сексуальной морали, а в духовном формировании личности в духе беззаветной преданности. Синодальная Церковь не борется за власть, а служит вместе всем.

Это касается и служения Петра. Папа Франциск видит сложность, которой является юридический примат епископа Рима перед другими христианскими конфессиями. А единственный выход к восстановлению единства он видит через синодальное исполнение примата Папы как «слуги слуг Божьих» (servus servorum Dei).

То же самое относится и к безошибочности Папы, как это было принято на Первом Ватиканском соборе в 1870 году. Папа должен служить в синодальном стиле, а не диктовать свою волю сверху по приказу и без консультации. Франциск также видит в синодальности свет для мира, источник вдохновения для демократии и построения братской человеческой семьи.

В 2015 году Папа Франциск назвал учреждение Синода епископов «одним из самых ценных наследий» последней сессии Второго Ватиканского собора (Речь по случаю 50-й годовщины учреждения Синода епископов, 17 октября 2015 года). Приверженность Папы «синодальной церкви», с которой он хочет дальше развивать этот плод Второго Ватиканского Собора, уже можно описать как «одно из самых ценных наследий» нынешнего понтификата. Призыв к синодальности — решающий ключ к толкованию понтификата Папы Франциска и входящего уже сейчас в историю.

о. Эрих Мария Финк,
настоятель прихода Пресвятой Девы
Марии — Царицы мира (г. Березники, Пермский край)