Дорогие братья и сестры!
Иоанн в своем рассказе о смерти и воскресении Иисуса сосредоточился на трех лицах, если исключить Пилата, – это Его Матерь Мария, это Петр и Иуда. Из них только Мария не произносит ни слова, Иуда же в тишине совершает свое зло, которое в истории осталось как самое тяжелое, трагическое предательство. И это после того, как Иисус призвал его. Но мы также знаем, что для Иисуса Иуда остался другом, как сообщает нам евангелист, Иисус обращается к нему называя его «друг Мой» после его предательского поцелуя.
Для Иуды же настоящим предателем является Сам Иисус, потому что все его ожидания о царстве, все его надежды о том, чтобы восстановить Царство Израильское рухнули. На самом деле, это также относится и к нам. Мы также иногда считаем, что Господь предал нас, только потому что Он не совершает, не творит то, чего хотим мы. Сколько раз мы чувствовали, что Господь как будто бросил нас, только потому что у нас нет того взора, чтобы видеть, что Господь не только сопровождает нас, но и несет нас на Своих руках. Сколько боли и страданий, Он, Господь, снимает с нашей жизни. Но мы этого не видим. Мы не видим всего этого, потому что слишком озабочены тем, чтобы наконец-то осуществились наши глубокие замыслы.
Потом есть Петр, который также предает Христа. Но для него это было нечто более худшее – то, что мы называем отречением. Для того, чтобы отречься от Иисуса, он должен говорить. Его не спасает молчание. Он всю свою жизнь был импульсивен в своих ответах. И вот также сейчас, он не может сдержать свой язык, ему приходится отречься. Однако его спасает готовность раскаяться. То есть готовность понять и принять свой грех. Он, который отрекся от Христа, не отрекается от своего греха. Он признает его, но он не начинает плакать над собою, а смиренно и мужественно продолжает обращаться к Господу, даже если ему трудно поднять глаза. Но даже на поднимая глаз, он видит взгляд Христа, обращенный на него, и он раскаивается.
Это та позиция, которую мы также может занять, это самая человечная позиция. Потому что не мы даруем себе жизнь, и все то, что мы делаем, это только потому, что Господь дает нам эту возможность. И в этом смысле обращение и покаяние – это тяжелый путь страданий, но, в конце концов, это радостный путь, когда мы оставляем все наши претензии, всю нашу гордыню. Тогда мы чувствуем себя освобожденными, и тогда начинаем созидать.
Петр, только начав собирать воедино то, что будет его призванием и миссией, а до этого разделяющий и расточающий это, только теперь начинает созидать. Сколько раз мы, выходя из исповедальни, переживаем этот опыт? Если мы искренне покаялись, тогда мы снова в самом деле приобретаем единство нашей личности, единство со всей общиной, со всем миром. Как часто после исповеди мы начинаем смотреть по-другому и на тех, кто, может быть, до этого момента был для нас врагом, или на тех, на кого мы вообще не обращали внимания.
И третье лицо, о котором хочу сказать, это Мария. Мария, как мы знаем, не говорит ни одного слова. Мария с самого начала только следовала за Своим Сыном, и в этой полной отдаче себя есть совершение того пророчества, о котором говорит Иисус, – те, кто следуют за Мной, сами становятся источниками живой воды. Мария под крестом становится Матерью Церкви, Она становится Матерью всех живущих, становится Матерью всех нас. И тогда и нам проще и легче следовать за Ее Сыном, следовать за Христом. И если мы живем готовностью принять тот крест, который Сам Христос дает каждому из нас, тогда в нас этот крест превращается в источник любви, источник радости, в источник ожиданий. Аминь.
29 марта 2024 г.
Полный фотоотчёт Ольги Дубягиной (ВК): Страстная пятница с Архиепископом Павлом Пецци