Продолжаем разбираться в итогах первой Генеральной Ассамблеи Синода о синодальности, отталкиваясь от того, что рассказали Архиепископ Павел Пецци и Оксана Пименова на встрече 9 ноября в Москве. Сегодня поговорим о разрыве между ожиданиями многих верующих от Синода, в частности, ожиданиями конкретных решений по спорным и неоднозначным вопросам, и тем, что реально обсуждали участники.
Отвечая на вопрос об этом разрыве, епископ сразу отметил, что “эти ожидания показывают, насколько на нас влияет общая ментальность, которую созидает власть и которая очень часто не имеет ничего общего с реальным положением дел”.
Владыка Павел напомнил, что на Мессе открытия Генеральной Ассамблеи 4 ноября Святейший Отец очень ясно сказал, что мир и власть не могут определять повестку дня Церкви. Более того, относительно Синода, никто и никогда не говорил, что он должен принять определенные решения относительно женщин, меньшинств, бедных и кого бы то ни было ещё. “Но это не значит, что решения не были приняты”, — добавил епископ. — “Наоборот, получил развитие подход, который уже 2 года в разных речах транслирует Папа, а именно, что решение определенных вопросов в жизни Церкви, если не происходит изнутри глобального осознания того, что есть Церковь, всегда будет находиться под влиянием этого мира”.
Как отметил владыка Павел, в программе обсуждений не было ни слова о рукоположении женщин, например, но в то же время это не означало, что об этом нельзя говорить. Если этот вопрос возникает изнутри идентичности конкретного человека, он обретает правильное русло, то есть, имея целью, чтобы Церковь могла лучше исполнять свою миссию в этом мире.
“Позволю себе сказать, что решения были, может быть, те, которых даже никто из участников Синода не ожидал. Например, то, о чём я говорил раньше: решение, что Церковь не только имеет определенную миссию, но сама является миссией. Это плод вынесения суждения о том, кто я и что есть Церковь”, — сказал епископ. — “Поэтому я не соглашусь с тем, что не было совсем никаких решений. Просто это были решения, которые ты замечаешь, только если входишь в перспективу Церкви”.
Организаторы Синода изначально имели в виду то информационное давление, под которым рискуют оказаться участники Генеральной Ассамблеи и предусмотрели ряд мер для защиты атмосферы открытости и доверия, столь необходимых для работы. Так Оксана Пименова рассказала о встрече перед началом Генеральной Ассамблеи, посвященной взаимодействию участников с медиа: “Организаторы пытались продумать, как сохранить атмосферу этого процесса и поддерживать доверие, необходимое для открытого слушания и открытого говорения. Они сказали: вас будут спрашивать, какие у вас ожидания. Но если вы исходите из позиции, что вы едете сюда с ожиданиями, которые либо оправдываются, либо нет, то это уже само по себе дискредитация метода. Потому что метод существует для того, чтобы этот процесс родился как что-то совместное, чтобы очистить себя от ожиданий и быть готовым вместе пройти этот путь, чтобы вместе рождать те решения, о которых говорил владыка Павел”.
Оксана призналась, что, когда она наблюдала за тем, что пишут в медиа, и тем, как на самом деле проходит процесс, у неё складывалось ощущение, что это буквально “две параллельные реальности”. Например, в том, какое место занимали в прессе те или иные темы, и какое место они занимали по-настоящему. “Было очевидно, что это действительно другая культура общения. Папа постоянно говорит о том, что Синод — это не парламент, это не место, куда мы приезжаем с определёнными интересами и смотрим, кого можем склонить на свою сторону, чтобы потом большинством продавливать какую-то повестку. Культура общения внутри Церкви — другая. Мы не занимаемся соперничеством, конфронтацией, поляризацией, перетягиванием на свою сторону, а как семья — в духе братства, сестринства, любви — пытаемся вместе проходить этот путь”.
Оксана сказала, что, находясь внутри этой атмосферы, ты видишь всё в ином свете, и это действительно действие Святого Духа. И благодаря этому она может утверждать, что “в современном мире есть надежда, что даже самые острые вопросы, в том числе внутри самой Церкви, могут быть в конце концов пройдены и решены в единстве, безо всяких расколов”.
В следующий раз мы поговорим о такой важной черте Синодального процесса и самой жизни Церкви, как инклюзивность, разберемся, чем она отличается от толерантности, и рассмотрим примеры, приведенные владыкой Павлом и Оксаной на этот счет.
Текст: Анастасия Бозио
Фото: Ольга Дубягина