«Сила Евангелия». Готовимся к Рождеству с Папой Львом

В проповеди на Святой Мессе 23 декабря Архиепископ Павел Пецци поделился размышлениями Папы Льва XIV из недавно изданной в Италии книги «Сила Евангелия. Христианская вера в 10 словах». В Сочельник предлагаем всем верующим Архиепархии это размышление Папы из введения к его книге, чтобы подготовить наши сердца к празднованию святого Рождества.

Десять слов. Десять слов — это немного, но с них можно начать разговор о богатстве христианской жизни. Для начала я хотел бы выбрать три из этих десяти слов в качестве отправной точки для воображаемого диалога с теми, кто читает эти страницы: Христос, общение, мир. На первый взгляд, они могут показаться несвязанными между собой словами, даже несовместимыми. Но это не так. Их можно переплести воедино во взаимосвязях, которые я хотел бы исследовать с вами, дорогие читатели, чтобы вместе мы могли понять их новизну и значение.

Во-первых, центральное положение Христа. Каждый крещёный человек получил дар встречи с Ним [со Христом]. Его коснулись Его свет и Его благодать. [В центре проповеди Папы — Христос и встреча с Ним]. Вера — это именно это: не титанические усилия достичь сверхъестественного Бога, а скорее принятие Иисуса в нашу жизнь, открытие того, что лицо Божье недалеко от наших сердец. Господь — не магическое существо и не непостижимая тайна; Он приблизился к нам в Иисусе, в Человеке, родившемся в Вифлееме, умершем в Иерусалиме, воскресшем и живом сегодня. Сегодня! И тайна христианства – в том, что этот Бог желает соединиться с нами, приблизиться к нам, стать нашим другом. Чтобы мы могли стать Им.

Святой Августин пишет: «Понимаете ли вы, братья? Осознаёте ли вы благодать, которую Бог излил на нас? Удивляйтесь, радуйтесь: мы стали Христом! Если Христос — Глава, а мы — члены, то весь человек — Он и мы». Христианская вера — это участие в божественной жизни через опыт человечности Иисуса. В Нём Бог — уже не какая-то концепция и не загадка, а Личность, близкая нам. Августин испытал всё это в своём обращении, лично соприкоснувшись с силой дружбы со Христом, которая радикально изменила его жизнь: «И где я был, когда искал Тебя? Ты был предо мною: я же далеко ушел от себя, я не находил себя; как же было найти Тебя!».

Более того, Христос есть принцип общения. Всё Его существование отмечено этим стремлением быть мостом: мостом между человечеством и Отцом, мостом между людьми, с которыми Он встречался, мостом между Ним и теми, кто находится на обочине [на экзистенциальной периферии жизни и общества]. Церковь — это общение Христа, продолжающееся в истории. И это сообщество [община], которое живёт разнообразием в единстве.

Августин использует образ сада, чтобы проиллюстрировать красоту сообщества верующих, которое превращает своё разнообразие во множественность, стремящуюся к единству и не опускающуюся до хаоса и путаницы: «Есть, есть, братья, есть сад у этого Хозяина, и не только из роз мучеников, но и лилий девственниц, и плюща связанных браком, и фиалок вдов. Одним словом, возлюбленнейшие, ни один род человеческий [то есть, ни одно сословие, люди ни в каком жизненном положении] не отчаялись в своем призвании: за всех пострадал Христос. Истинно о Нём написано: Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим 2,4)».

Эта множественность становится общностью в едином Христе. Иисус объединяет нас, невзирая на наши личностные, культурные и географические особенности, язык и историю. Единство, которое Он устанавливает среди Своих друзей, таинственно плодотворно и обращено ко всем: «Церковь состоит из всех тех, кто пребывает в согласии со своими братьями и сёстрами и любит ближнего своего».

Христиане могут и должны быть свидетелями этого согласия, этого братства, этой близости в современном мире, отмеченном столь многими войнами. Это зависит не только от наших сил, но и от дара Свыше, дара Бога, Который Своим Духом обещал всегда быть рядом с Ним, живым рядом с нами: «Поскольку кто любит Церковь Христову, постольку имеет и Святого Духа».

Церковь, дом разных народов, может стать знаком того, что мы не обречены жить в вечном конфликте и можем воплотить мечту о примирённом, мирном, гармоничном человечестве. Эта мечта имеет основание: Иисус, Его молитва к Отцу о единстве Своего народа. И если Иисус молился Отцу, тем более мы должны молить Его даровать нам мир во всем мире.

И, наконец, от Христа и от общения происходит мир. Мир, который не есть плод угнетения или насилия и не связан с ненавистью или местью. Именно Христос, с ранами Страстей, встречает своих учеников, говоря: «Мир вам».

Святые свидетельствовали, что любовь побеждает войну, что только добро обезоруживает вероломство и что ненасилие способно уничтожить угнетение. Мы должны взглянуть в правде в глаза нашему миру: мы не можем терпеть структурную несправедливость, когда те, у кого есть больше, имеют всё больше и больше, и наоборот, те, у кого меньше, всё больше беднеют. Существует риск, что ненависть и насилие овладеют этим миром, и несчастья распространятся среди народов: именно стремление к общению, признание друг друга братьями, является противоядием от всякого экстремизма.

Отец Кристиан де Шерже, настоятель монастыря в Тибирине, причисленный к лику блаженных вместе с восемнадцатью другими монахинями и монахами в Алжире, которые приняли мученическую смерть от рук террористов, получил от Христа, в общении с Ним и со всеми детьми Божьими, дар писать слова, которые и сегодня говорят нам, потому что они исходят от Бога. Задаваясь вопросом, какую молитву он мог бы вознести Господу после столь тяжкого испытания, говоря о тех, кто насильно вторгся в монастырь, он писал: «Имею ли я право просить „разоружи его“, если я не начну просить „разоружи меня“ и „разоружи нас“, как общину? Это моя ежедневная молитва».

В той же стране Северной Африки, примерно 1600 лет назад, Августин заметил: «Плохие времена, трудные времена, — твердят люди; но давайте жить хорошо, и времена будут хорошими. Мы и есть времена: каковы мы, таковы и времена».

Мы можем формировать наше время через наше свидетельство, через молитву Святому Духу, чтобы Он сделал нас мужчинами и женщинами, сеющими мир вокруг себя, принимающими благодать Христа и распространяющими благоухание Его милосердия и любви по всему миру.

«Мы и есть времена»: не будем же впадать в отчаяние перед лицом насилия, свидетелями которого являемся; будем просить Бога Отца каждый день о силе Святого Духа, чтобы живое пламя мира сияло во тьме истории».