Дорогие браться и сестры!
Сегодня мы празднуем Успение Богородицы или, как принято говорить в нашей латинской традиции, «Взятие на Небо Богородицы». Оба названия этого праздника важны и, надо сказать, по сути они обозначают одно и то же. Однако подчеркивают разные моменты Тайны, очень важной для нашего Спасения, для нашего земного пути. Сегодняшнее первое чтение говорит не столько о той жизни, о том будущем, а говорит о той борьбе, которая есть ежедневная наша жизнь. «Жизнь – это борьба», — говорил великий Иов. Но в этой борьбе, как подсказывает нам Иоанн в своем видении, которое мы слышали сегодня, у нас есть величайшее сопровождение – это компания Марии. Это сопровождение Жены, как Ее называет Иоанн в своем Евангелии и в Откровении.
Почему он использует это выражение, которое могло бы показаться далеким и абстрактным? Почему он не называет Марию Матерью Иисуса? Потому что он ссылается на первое пророчество, которое мы находим в первой книге Библии, в книге Бытия, где как раз говорится, что сатана (змей) будет искушать Женщину, именно Жену, а она будет попирать его голову.
Сегодня мы слышали в видении Иоанна, что эта Женщина опять борется с тайной зла. Это все то, что происходит в течение всей истории, и каждый из нас это прекрасно знает на своем опыте. Каждый раз мы призваны бороться со злом. Каждый день сатана нас искушает. Искушает самими разными искушениями. Самое худшее для нас – то, что он заставляет нас думать о своих недостатках, о своих грехах, в то время как святые, когда говорят о зле, говорят о грехе, говорят о слабостях человека, всегда смотрят на это в перспективе Спасения. Вот почему сатану, отца лжи, того, который постоянно лжет, можно победить только с помощью благодати, потому что сами мы не имеем сил, чтобы победить зло.
Однако сегодняшний праздник говорит, что зло побеждено, потому что Христос Воскрес, и Успение прямо связанно не только с Воскресением, но также с Вознесением Иисуса. Как мы пели сегодня в псалме, Мария – Царица находится одесную Царя, то есть одесную Христа. Точно так же как Иисус находится одесную Отца, как мы повторяем каждый раз, когда исповедуем нашу веру. Так вот Успение обозначает, что не только человечность Иисуса, но также человечность Марии уже участвует в этой славе. Мы это подчеркиваем, когда говорим, что Мария была взята на Небо душою и телом.
Это обозначает еще один момент – что Мария продолжает сопровождать нас таким же образом, как и Иисус. Когда Он вознесся, Он не перестал пребывать с нам. Вот почему в течение всей истории умножаются вмешательства Богородицы в историю человека. И вот почему мы можем так просто, нежно и по-семейному обращаться к Матери, обращаться к Марии. И если мы хотим жить во Христе, жить своей жизнью со Христом, то самый простой и прямой путь – это прийти к Иисусу через Марию. Аминь!
15 августа 2024 г.
Фото: Ольга Дубягина