Дорогие братья и сестры! Мы слышали сегодня, что Иисус рассказал Своим ученикам притчу. Притчу о том, что дóлжно всегда молиться и не унывать. Прежде всего, обратим внимание на то, что Иисус обращается к Своим друзьям, ученикам, потому что Он хочет передать прежде всего им Свою заботу о молитве. Он знает, что потом Его ученики будут передавать эту же самую заботу о том, чтобы всегда молиться и не унывать, всему народу Божиему и новым верующим, которые в течение истории будут присоединяться к Церкви.
Это говорит нам о том, что молитва и уныние – два основных момента жизни христианина. Вы часто слышите от священников, что молитвенная жизнь важна, что нужно молиться, не пропускать молитву. Однако Иисус призывает нас здесь обратить внимание на нечто другое, более глубокое. Одно дело — это молитвы, которые мы можем и должны произносить. Другое дело — это молитва, которая должна быть постоянным состоянием нашей души. В Псалмах мы иногда слышим, как Псалмопевец говорит: даже когда во сне мое тело отдыхает, моя душа бодрствует. И душа бодрствует именно в молитве, даже если это молитва не вполне сознательная. Потому что даже во сне наша душа продолжает жаждать Бога. Мы никогда не перестаем жаждать Бога. Вот почему мы можем говорить о состоянии постоянной молитвы, о том, что можно всегда молиться.
Чтобы ощутить потребность в такой молитве… И посмотрите — потребность, а не долг молиться! Нам необходимо прежде ощутить нужду в том, чтобы просить. Для этой вдовы было жизненно важно то, о чем она просила. И это значит, что, если мы хотим сохранить постоянство в молитве, мы прежде всего должны ощутить свою слабость, свои ограничения, почувствовать, что мы в чем-то нуждаемся. А в чем мы нуждаемся? Дорогие братья и сестры, мы нуждаемся во всём. Потому что не мы сами даем себе жизнь. И те из нас, например, кто переживает трудности, болезни, особенно тяжелую болезнь, прекрасно это понимают. Наша жизнь не в наших руках, и значит мы должны постоянно просить о жизни.
Иисус добавляет, что мы можем просить обо всём. Конечно, при одном важнейшем условии, что мы готовы творить волю Божию. Сам Иисус в Гефсиманском саду, перед крестом, перед смертью просил у Бога Отца отодвинуть чашу боли и страдания. Но Он сразу добавил: пусть исполнится не Моя воля, а Твоя. Вот почему Иисус говорит, что нельзя унывать. Потому что в унынии мы теряем этот главный ориентир для нашей жизни: готовность или, если хотите, смирение творить волю Божию.
Конечно, Иисус прекрасно знает, что мы слабы, что наши руки, увы, очень часто опускаются, как руки Моисея. Поэтому Иисус дает нам Свою «компанию». Это, прежде всего, таинства: таинство Исповеди, таинство Евхаристии — это те таинства, которые сопровождают нас в пути, поддерживают нашу молитву, или вернее они сами являются самой простой формой молитвы. В таинствах мы ощущаем присутствие, сопровождение, или, как говорил Игнатий Лойольский, societas, «компанию» Иисуса в моей жизни.
Иисус также прекрасно знает, что корень забвения, уныния, корень нашей неспособности всегда молиться — это отсутствие веры. Дорогие братья и сестры, нам необходимо заботиться о том, чтобы наша вера не слабела, чтобы она не становилась холодной, чтобы вера горела в наших сердцах. Для этого нам на помощь сегодня приходит апостол Павел. Чтение из послания к Тимофею, которое мы сегодня услышали, — это слова последних лет его жизни. Конечно, в них чувствуется определенная усталость. Но эта усталость не мешает сердцу Павла гореть. Его сердце горит, как первый раз, когда он неожиданно, немыслимо в вере встретился с Иисусом Христом. Его сердце горит, как горели сердца учеников на пути в Эммаус, когда их сопровождал этот непонятно откуда взявшийся Странник. Таким же образом и я призываю всех вас к тому, чтобы ваши сердца горели верой.
В этом месяце мы особым образом вспоминаем главную цель — можно даже сказать, саму причину существования Церкви: это миссия, то есть, как говорит сегодня апостол Павел, передача огня, пламени сердца, которое горит ради любви Христовой, передача милосердной любви, передача того, что на самом деле может изменить сердце человека и весь мир, и это на самом деле это делает.
Также в этом месяце мы смиренно, как дети, обращаемся к Богородице. Пусть Богородица прострёт свой покров на всех вас, и пусть молитва Розария за нашу Церковь, за наше обращение и обращение всех, кто еще не знает Христа, сопровождает нас каждый день в этом месяце и в будущем. Аминь.