Фото Ольги Хруль

Проповедь архиепископа Павла Пецци на Мессе Пепельной Среды в московском Кафедральном Соборе

Дорогие братья и сёстры!

«Помни человек, что ты прах, и в прах возвратишься», — говорит священник, посыпая пеплом головы. О том же говорит и Псалмопевец: «Дай знать, Господи, о кончине моей и числе дней моих, какое оно, дабы я знал, как коротка жизнь моя. Вот, Ты отмерил мне дни, как пядью, и долгота жизни моей как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий» (Псалом 39).

Всё Священное Писание напоминает нам о нашей тварности, о том, что мы — создания Божьи. Иисус выразил эту истину нашего бытия следующими словами: «Без Меня вы не можете делать ничего» (Ин 15,5) — в буквальном смысле ничего. Вот почему для нас так важно помнить, что «не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек» (ср. Лк 4,4).

Но при том, что человеческое существование – это суета, прах, ничто, тем не менее, если человек живёт Словом Божиим, то он имеет в себе надежду, потому что уже в самом процессе молитвы обретает радость освобождения от греха:

«Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые. Отврати лице Твоё от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс 51,10-14; ср. Рим 8,20).

Это так, потому что «любовью вечной Я возлюбил тебя», говорит Господь каждому из нас словами пророка; «и простирая Свою руку к тебе, Я привлёк тебя к Себе, сжалившись над твоим ничтожеством» (ср. Иер 31,3).

Так вот, весь смысл того, что мы прах и в прах возвратимся, заключён в той любви, которая творит нас сейчас. В нашей вечной рассеянности мы забываем об этом, и это забвение питает нашу гордыню, нашу самонадеянность.

Однако, «любовью вечной Я возлюбил тебя», — это сильнее нашей рассеянности! Это и есть та неизреченная любовь Христова, которая снова и снова привлекает нас к Себе, и которую Он вновь предлагает каждому из нас в начале этого Великого Поста.

Поэтому, давайте найдём время, чтобы в молитве и посте оставаться перед взглядом Господа. Размышление над Словом Божиим поможет нам окунуться в живые отношения с Христом, которые мы можем открыть для себя в обыденной жизни, в сухой и часто не удовлетворяющей нас работе, в семье, где не всегда удаётся сохранить мир и радость, в отношениях, в которых бывает так трудно прощать и делать добро другому.

В Церкви Слово Божье становится живым и действенным, Оно обитает посреди нас в общине Церкви. Пусть Богородица, Матерь Слова, Которая жила, полностью обращённая к Своему Сыну, и Которая слушала Его, говорящего, поможет нам всё больше желать слушать и принимать Слово Божье, Самого Христа.

Но есть ещё одно слово, которое должно сопровождать наше переживание своей тварности на пути Великого Поста — это обращение.
Иисус призывает нас, грешников, к обращению, к покаянию. «Церковь – это толпа кающихся грешников», говорил святой Ефрем Сирин.

Покаяние — это свободное принятие боли и грусти за наши грехи, но также радость о прощении, о спасении, которое Христос даёт нам, недостойным. Это раскаяние, которое уже производит радость прощения.

Как меня удивляет каждый покаявшийся грешник, который выходит из исповедальни с этим сознанием! Псалом пятьдесят первый хорошо показывает это новое состояние души: «Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже» (51,19).

Обращение — возможно, потому что Иисус зовёт нас. Без признания этого голоса, этого зова, нет реального обращения. Наша жизнь — избрана, буквально «вытащена» из ничего, чтобы услышать зов Господа, и идти вперёд с Ним. Обращение начинается с зова Иисуса, а не с нашего усилия. Наши усилия должны быть эхом Его зова. Наши старания обращаться к Нему, наши смиренные попытки узнать наше призвание и следовать за Иисусом — это наша ответственность, наш ответ на Его зов.

Вместе с молитвой и постом Церковь предлагает нам не забывать и о милостыни. Потому что милостыня — это самый простой и доступный для всех способ творить добро ближнему, оказывать бескорыстную любовь, подражая в этой любви Самому Господу, Который возлюбил меня и отдал Свою жизнь за меня (ср. Гал 2,20).

Бескорыстная любовь — это главный критерий подлинности нашей миссии, потому что мы способны по-настоящему делать добро и любить другого, только когда признаём, что сами любимы вечной и бескорыстной любовью Бога Отца во Христе через общение Святого Духа.

Аминь!

Edit