Дорогие братья и сестры,
Пророчество Нафана – Слово Божие, которое пророк передал Давиду, много раз исполнилось в истории: сразу же после смерти Давида, и окончательным образом, как мы знаем, во Христе. Потому что Он есть Дом Божий среди людей. Он, Иисус Христос есть этот духовный Дом, о котором сам Иисус говорил самарянке, что настало время, когда уже не в доме физическом, не в доме Господнем в Иерусалиме будут поклоняться Богу, а будут поклоняться в духе и истине.
И эти слова, как никогда, может быть, исполняются сегодня, когда мы особым образом в этих непростых обстоятельствах призваны как раз не стремиться к физическому храму, а глубже осознать, что от нас требуется духовное поклонение Богу. И конечно нас не радует, что мы вынуждены встречаться на таком расстоянии друг от друга, а может быть со следующего дня даже на еще бóльшем отдалении ― дистанционно, однако мы не должны забывать, что духовное единство, духовное общение, которое существует среди нас, ― намного сильнее.
Именно это духовное единение сопровождало сознание апостола Павла. Он прекрасно осознал, что, когда обстоятельства не позволяют этого, мы не должны стремиться к тому, чтобы быть тесно, физически связанными друг с другом, но это именно те моменты, когда необходимо осознать, что даже если мы в уединении ― мы не в одиночестве. Мы не в одиночестве, потому что именно в этой ситуации мы можем духовно, то есть более реально, осознавать, что мы находимся в «компании» с Христом.
Как важно сегодня осознать, что наша молитва, допустим дома, или наша молитва, когда мы на работе, соединяет нас со всей Церковью по всему миру. Как важно сейчас осознать, что наши молитвы, как например венчик Божиему Милосердию, могут сопровождать совсем далеких от нас людей. И не только тех, кто среди нас, но и тех, кто идет к самому Богу. Как важно осознать, что наши молитвы могут сопровождать этих людей, чтобы они достигли вечной отчизны, там, где ожидает всех нас Христос.
Но сегодняшний праздник Святого Иосифа и сегодняшнее Евангелие говорят нам, что необходимо определенное расположение нашего сердца для того, чтобы не придумывать наши духовные отношения с Христом, а открыть, видеть, «пощупать» эти духовные отношения. И для этого необходимо, прежде всего, чтобы наше сердце было расположено слушать, слушать Слово Божие, и желать исполнить волю Божию. Без этой расположенности вряд ли мы сможем буквально испытать прочность духовных отношений с Богом.
Мы, может быть, будем упрекать Бога за то, что он не дал нам того, чего мы хотели. Или мы будем мечтать о том, когда наконец-то все закончится, чтобы снова делать то, что мы делали раньше. Забывая таким образом, что уже не будет позже возможности делать и жить, как мы жили раньше пропуская, таким образом, великую возможность изменения нашей жизни: видеть, как Христос преобразует нашу жизнь.
Святой Иосиф ― это не единственный, но один из немногих персонажей в Евангелии и вообще во всем Писании, который не произносит ни одного слова. Мы не получили от него ничего. Его мысли ― да; сомнения, недоразумения – да. Но ни одного слова. И это не случайно, это не какой-то жанр. Это для того, чтобы передать нам важность слушания. Иосиф – святой, праведный именно потому, что он всю свою жизнь слушал голос Господа Бога, всю свою жизнь желал исполнить волю Божию. И это позволило ему придать ему этому духовному дому ― святому семейству из Назарета, где он был на самом деле отцом, ― духовные отношения, то есть более глубокие и реальные, чем физические.
Что царствовало в том доме? Там царствовало молчание, тишина. Но это ничуть не означало отсутствие чего-то ― тем более отсутствие Бога, отсутствие благодати. Наоборот, молчание, тишина ― это то пространство, то условие, для того, чтобы тайна Бога могла говорить, и мы могли слушать ее.