Проповедь Архиепископа Павла на святой Мессе Рождества ночью в Кафедральном соборе в Москве

В Рождество Бог становится близким нам, и поскольку Бог есть любовь, то это значит, что любовь приблизилась к нам. Иоанн не говорит этого прямо в начале своего Евангелия, он скажет это позже, в одном из своих посланий. Однако уже в этих первых стихах пролога мы можем угадать, что бытие есть любовь, быть значит любить. И все действия Слова Божьего являют собой любовь: мы были сотворены и искуплены из любви, и хранимы любовью.

«Любовь, которую Бог обращает ко мне, творит из меня то, чем я являюсь доподлинно и безусловно: она утверждает „я“, которое Бог желает видеть перед Собою и которое желает для Себя, желает видеть обращенным к Себе. Избирающая любовь созидает неповторимую личность из невнятного „субъекта“ или „индивида“, каким человек был бы сам по себе. Бог абсолютно исключителен и, даруя мне Свою любовь и избирая меня, Он тем самым делает исключительным и меня» (Фон Бальтазар). 

Каждое Рождество — это новое начало. Эммануил, Бог посреди нас — это всегда новое начало. Слово стало плотью и стало обитать с нами. В Рождестве Бог становится путём, становится отношениями Сына с людьми, и между людьми с Отцом. В нём всё прозрачно, в отношениях с ним открывается замысел Божий. В Рождестве Иисус становится таинственным светом от света, без которого ничего не видно и не понятно, а с ним всё обретает своё место.

Бог пришёл нам навстречу в смирении ребёнка. Бог пришёл смело, как ребёнок, который ничего не боится, потому что целиком принадлежит нам. Но одновременно Бог беззащитен, как ребёнок, который нуждается во всем. О, если бы и мы могли найти в нашей принадлежности Христу и Церкви эту смелость, так необходимую нам, чтобы жить! О, если бы и мы могли найти в нашей нужде, нужде в жизни, нужде в истине и любви силу для того, чтобы неустанно и безбоязненно обращаться к Богу и доверять себя Ему!

Бог — как потерявшийся ребёнок, который пришёл домой, к своим, и свои не узнали его, не приняли его, не оказали ему помощь. И тогда этот ребёнок пошёл туда, где он не «свой», а чужой, и там его приняли и признали те другие, кто был не из его дома, и кто тоже стал детьми Божьими. В Рождестве эти дети Божии находят свою обитель, свой дом во Христе. 

В Рождество к нам приходит сила «да», сила согласия, выраженного всем человеческим существом. У Богородицы отсутствует «нет», отсутствует сомнение, есть только «да», полное и без колебаний сказанное «да». И это — источник надежды также для нас. Бог Отец, Который в начале спросил Адама: «человек, где ты?», и получил тот ужасный ответ полного отчуждения: «я скрылся от Тебя, потому что убоялся Тебя», сегодня в Рождестве спрашивает у Своего Сына, нового Адама, —«человек, где ты?», и получает новый ответ: «он здесь, рядом со мной». В Рождестве в этом ребёнке мы снова находим себя, мы больше не боимся себя. Мы находим Бога и больше не должны скрываться от Него. Мы находим надежду, которая побеждает всякое уныние и разочарование. 

В Рождество Бог ждёт и от нас нашего «да», нашего согласия на то, чтобы принять Его, признать Его, любить Его. Готовы ли мы это сделать? Если мы этого не сделаем, Он пойдёт дальше. Сколько трагедий происходит посреди нас, в наших семьях, в нашем обществе, в наших народах из-за того, что мы не признаём время, когда Бог посещает нас. 

Если мы откроем свои сердца нашим братья и сёстрам, если мы примем их, если мы простим их…  «Прости нам наши долги, прости нам наши прегрешения, как и мы прощаем должникам нашим», повторяем мы в молитве «Отче наш», но с каким сознанием? Итак, если мы простим их, то Бог «перестанет» быть чужим, и станет очень близким. 

Рождество — это надежда, которая поселилась в нас для нас самих, для наших братьев, для нашего времени. 

Оставьте комментарий