Дорогие отцы, монашествующие, возлюбленные братья и сёстры,
в этом году литургия Мессы освящения мира и благословения елеев обратила моё внимание на два слова, два действия: посланничество и сыновство. Вместе эти слова составляют другое действие – посвящение.
Иисус говорит особым образом об этих двух моментах в Своём трогательном слове перед смертью. В тот момент, который начинается со служения – с омовения ног. Такое странное, на первый взгляд, действие, которым Иисус, как Он Сам говорит, посвящает Себя Богу Отцу и также посвящает Своих. В этом – корни посланничества.
Если бы Иисус должен был сказать, кто Он, наверное, Он сказал бы, прежде всего: Я – Посланный Отцом. Посланничество – это самая главная черта самосознания человека и, особенно, священника. Не осознавая, что мы посланы, мы всегда будем сомневаться. Сомневаться в том, кто нас посылает, с каким авторитетом, с какой властью. Когда епископ, или провинциал, или генеральный настоятель посылает меня, как он может смело претендовать, чтобы я пошёл туда, куда он хочет? Если мы не осознаем, что наше посланничество происходит прямо от Иисуса и даже глубже – от Бога Отца, то мы не в состоянии снова и снова начинать нашу миссию. Тогда слово «служение» теряет весь свой смысл.
Однако какова связь между Богом Отцом и епископом или настоятелем конгрегации? Эта связь – Сам Христос. Как Он говорил и как мы знаем, нравится нам или нет, Он Сам отождествил Своё присутствие, передал свою власть Петру и через него – всем епископам, всем настоятелям. Это важно осознать, прежде всего, самим епископам и настоятелям, важно долго думать и молиться, прежде чем послать кого-то на какую-то миссию. Потому что это требует, чтобы на первом плане было осознание того, что лучше для этого человека. А часто, увы, мы думаем, как бы решить проблемы. В то время как Иисус прежде всего смотрит на человека, на его сердце.
И здесь появляется второй момент – сыновство. Это единственное положение для того, чтобы не только принять, но усвоить посланничество. Иисус явно говорит это. Он может исполнять ту миссию, которую поручил Ему Отец только потому, что Он постоянно находится в сыновских отношениях с Богом Отцом. Без этого сыновства мы опять начинаем сомневаться. И даже хуже: не осознавая своего сыновства, мы начинаем надеяться, уповать только на себя.
Я не хочу перечислять все последствия этой самонадеянности, но они, на самом деле, тяжелые, потому что бросают нас в руки врага, в руки сатаны. Об этом Сам Иисус говорит в Своей речи перед смертью. Он говорит, что для тех, кто будет чувствовать себя сыном Божьим, преследования неизбежны. И это не обязательно значит, что нас будут бить или убьют. Это означает всё множество способов устранить Христа – не христианство, а Самого Христа! – из общества, из семьи, из реальной жизни человека. И когда мы не чувствуем себя сынами, мы сами бросаемся в руки власть имущих.
Дорогие братья и сёстры, из этого следует необходимость молиться, прежде всего, о себе, о своём обращении. Я каждый день в начале дня молюсь о своём обращении. Без этого рано или поздно развивается гордыня. Потому что враг использует этот момент самонадеянности для того, чтобы уколоть нас ядом зависти, клеветы, ядом нелюбви к себе и к другим. Поэтому необходимо молиться, необходимо не терять уверенности в том, что мы пребываем или, по крайней мере, желаем пребывать во Христе и осуществить ту миссию, ради которой Он Сам отдал жизнь, ради которой Он Сам посвятил себя до конца. Аминь.