«Служение – это полная самоотдача Богу и людям». Воскресная проповедь Архиепископа

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя Литургия выделяет с разных сторон одно слово, а вернее, можно сказать, один особый опыт, одно основополагающее поведение. Это поведение, это слово, этот опыт называется «служение».

Знаете, не так просто воспринимать свою жизнь как служение. Необходимо, прежде всего, вспомнить слова Иисуса, когда перед сотворением своей победы, перед завершением своей миссии, ради которой Отец послал Его, Иисус сделал что-то абсолютно невероятное и немыслимое с нашей точки зрения – Он омыл ноги своим друзьям, Он омыл ноги тех, кого Он призвал, чтобы они продолжили Его миссию. И что Он сказал после этого? Он сказал, что дает им пример, чтобы и они поступали также, добавив, что пришел не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы служить.

Какова вершина этого служения? Отдача себя. Он, будучи Богом, отдал всю Свою земную жизнь, для того, они поступали так же, как советует Иисус. О том, что говорил Иисус апостолам, о том, что важно для всех поколений после Иисуса, Иоанн записал в своем Евангелии, в своих Посланиях, в Откровении, именно для того, чтобы передать всем нам. Это означает, что эти слова касаются и нас. Да, мы сразу понимаем, что для того, чтобы подражать Ему, для того, чтобы вжиться в Его жизнь, в Его служение, нам необходима близость ко Христу, которая углубляется, когда мы отдаем время молитве, размышлениям над Его словами. Конечно, если мы довольствуемся тем, что Христос есть, конечно, в Него веруем, конечно, Он отдал жизнь за нас, но говорим: «у меня есть свои дела, своя жизнь. Поэтому оставь меня в покое». Если мы так поступаем, то вряд ли углубляется наша близость со Христом. Он же остается вечно близким нам, но это мы потихоньку отдаляемся от Него. Как, увы, иногда бывает с верующими, которые начинают все дальше и дальше садиться в храме и потом в какой-то момент исчезают и, наверное, сами не знают почему. Просто Христос для них стал настолько далеким, что им не понятно, для чего посещать церковь.

Сегодняшние чтения показывают два важных вида служения. Это служение Богу и служение человеку, служение людям. Можно сказать, что эти чтения воплощают основную заповедь, которую Господь Бог передал Своему народу и затем – всем народам, и наконец-то, во Христе – всем, кто хочет стать счастливым. Это любить Бога и любить ближнего своего.

Иисус Навин, как мы слышали сегодня, говорил народу, что это не так просто – служить Богу. Нам может показаться это очень простым. Бог, если Он Бог, то мы можем только служить Ему. Конечно, мы можем сказать, начиная с меня: «Я служу Мессу, я служу Богу в том, что делаю». Наверное, каждый из нас теоретически, немного абстрактно, но также ответил бы, что «да, я служу Богу». Но Иисус Навин говорит, что это не так просто. Почему? Потому что как раз Бог может остаться очень далеким. И тогда мы начинаем создавать собственных идолов.

В чем проблема идолов? Идолы требуют нашего служения и не только служения, они требуют и нашего полного подчинения, и тогда мы почти незаметно становимся их рабами. Рабами денег, рабами карьеры, рабами того, что необходимо найти любой ценой: жениха, невесту – каждый может добавить собственного идола, который ему ближе. И тогда, каким образом, мы можем отдаляться от идолов и возвращаться к Самому Богу, чтобы служить Ему?

Это должно быть действие, наше свободное решение. Но для того, чтобы решиться служить Богу, необходимо осознать, что Христос, Сам Бог, омыл мои раны, Он изливал масло и вино Своей благодати на мои раны, Он всегда дает мне шанс, Он прощает меня. Он не говорит: «Ты сделал этот ужасный грех, и идем дальше». Нет, Он говорит: «Смотри, что ты сделал. Но это в твое осуждение, это для того, чтобы ты понял, что без Меня ты ничего не можешь сделать». Все это необходимо, чтобы мы смиренно решись возвратиться к Богу Живому в нашей жизни и к служению ближнему.

Апостол Павел очень тонко и четко определяет это служение, как мы слышим в сегодняшнем чтении. Он это делает, используя один из не самых простых примеров – это взаимоотношения между мужем и женой. Видимо, и в те времена было не все так просто. Наверное, так с самого начала: сначала очень глубока любовь, а потом как бы узнавание партнера может открыть то, чего мы не хотим, может быть, мы видим недостатки партнера – он же не Бог – и тогда начинаем потихоньку отдаляться от него.

И вот, в первом стихе, который мы слышали и без которого непонятны все остальные, Павел говорит: «Повинуйтесь друг другу в страхе Божием» (Еф 5, 21). Он говорит: служите друг другу. Слово «повинуйтесь» имеет то же самое значение. Почему? Потому что Бог, Которого мы не видим, воплощается в самом близком человеке. И кто самый близкий мне человек? Это тот, кто призван, как и я, к определенному призванию: муж для жены, жена для мужа, сестра – для тех, кто живет в монастыре… Можно продолжить: коллега по работе, товарищ по отдыху, и до того последнего человека, которого мы случайно встречаем в метро. Все эти люди наши близкие. И как говорит апостол Павел: служите друг другу. Но как можно служить мужу, жене, которые, может быть, перестали любить меня? Иисус показал нам, как — бескорыстной любовью. Это любовь, воплощенная в служении. Нельзя требовать ее по какому-то декрету. Сам Бог не требует от нас, чтобы мы служили друг другу по декрету, Он только говорит нам, как это возможно – только осознавая, что Он Сам служил нам и отдал Свою жизнь ради нас и ради нашего Спасения. Аминь!

25 августа 2024 г.

Фото: Ольга Дубягина