Письмо Архиепископа священникам

Дорогой отец!

Как ты знаешь, Торжество Святого Сердца Иисуса стало особым днём молитв о священниках. В этому году, учитывая ограниченные условия, в которых мы находимся, я решил 19 июня в 12.00 по московскому времени в течение часа совершить поклонение Святым Дарам и затем отслужить Святую Мессу в Кафедральном Соборе.

Прошу всех священников присоединиться к этой молитве посредством трансляции на канале YouTube Кафедрального Собора (https://bit.ly/2UrXpRz) для углубления нашего призвания в духе служения. Также прошу вас использовать этот день как день реколлекций и особое внимание уделить поклонению Святым Дарам и Святой Мессе, молясь о святости священников.

В качестве подготовки посылаю вам 5 коротких размышлений Папы Франциска о священниках с Сердцем Христовым.

Ваш во Христе,
† Архиепископ Павел Пецци

***

Священники с Сердцем Христовым: пять фраментов для размышления из учительства Папы Франциска

4 августа 2019 г., в 160-ю годовщину смерти Кюре из Арса, Папа Франциск направил Письмо, адресованное священникам, чтобы поблагодарить их за великодушное служение и воодушевить обнять с любовью свое призвание (Папа Франциск, Письмо к священникам, по случаю 160-ой годовщины смерти святого кюре из Арса, 4 августа 2019 г.).

В этом драгоценном труде Святой Отец часто употребляет слово «сердце», из чего можно извлечь возможность для размышления и медитации, по случаю Дня Освящения Священства, который будет праздноваться в Торжество Святейшего Сердца Иисусова.

Благодарность

«Благодарю за радость, с которой вы научились дарить свою жизнь, являя сердце, которое в течение многих лет боролось и сражалось, чтобы не стать сухим и горьким по отношению к сущему, но напротив ежедневно расширялось от любви Бога и Его народа; сердце, которое как доброе вино от времени не скисает, но приобретает все лучшее качество; потому что «Его милосердие вовек».

Сердце щедрое. Быть священниками с сердцем, подобным Сердцу Иисусову, означает облачиться в Него – вплоть до того, чтобы иметь такие же, как у Него чувства. Среди множества добродетелей Сердце Иисусово открыто благодарности; Он благодарит Отца за щедроты, расточаемые перед глазами малых сих, скрывая их, однако, от тех, кто, по предрассудочности человеческого сознания, не способен их увидеть (Мф. 11, 25). Поэтому щедрость – это свойство специфически христианское, и она должна принадлежать к образу существования пастыря.Вот и Святой Павел взывает к нам так: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фесс. 5, 16-17). А слово, которое переводится здесь как «благодарите», — это «евхаристия». Священник особым образом уподобляется Сердцу Иисусову во время священнопразднования Евхаристии, соединяющий жертву любви Господа ради Своего Народа. В то же время Папа часто выражал чувство благодарности со стороны Народа Божьего по отношению к пресвитерам, за великодушное служение и дар своего существования.

Милосердие

По ступенькам милосердия мы можем спуститься до самой низкой точки человеческого состояния, включая слабости и грехи, и подняться до наивысшей точки божественного совершенства: «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерден». И так мы сможем «разогреть сердца людей, идти вместе с ними сквозь ночь, уметь вести диалог и спуститься в их ночь, в их тьму, не потеряв их».

Милосердное сердце. Когда Иисус проходит сквозь города и веси, Он исцеляет и благословляет всех, кто находится в плену у зла (ср. Деян. 10, 38). Иисус не опасается заразиться человеческой слабостью, наоборот – Он спускается в бездны человеческого несовершенства и греха, чтобы явить милосердное Сердце Отца, подымающего после падений каждого Своего сына и призывающего его к радости прощения. Имя Бога, которое раскрывает нам Иисус,- это «милосердие». В проповеди во время Мессы на завершение Года Милосердия Святой Отец подчеркнул, что «настоящие ворота милосердия – это Сердце Иисусово».

Священник, уподобленный Христу, — прежде всего служитель милосердия и примирения. Неся таящуюся в сердце память о том, как его увидел и позвал Господь не за личные заслуги, и имея повседневный опыт буквального присутствия Божьего милосердия во всем, что он проживает и совершает, священник должен стать привлекающим к себе знаком любви Бога, желающего дойти до каждого в любой жизненной ситуации, чтобы оздоровить от зла. Нам необходимы священники милосердные, способные принять, выслушать и сопроводить братьев особым образом в Таинстве Примирения.

Сострадание

«Благодарю вас за все случаи, когда погрузившись в дебри, вы помогли падшим, исцелили их раны, отдав тепло их сердцам, проявляя мягкость и сострадание, как Самаританин из притчи (ср. Лк. 10, 25-37). Ничто не является более насущным, чем – доступность, близость, нахождение рядом с плотью страдающего брата. Как хорошо подавать пример священника, который приближается, а не отдаляется от ран своих братьев. Это рефлекс сердца пастыря, обретшего духовный вкус чувствовать себя единым со своим народом».

Сострадающее сердце. Евангелия часто повествуют о том, как Иисус при виде толп утружденных и угнетенных чувствует глубокое сострадание (ср. Мф. 9, 36). Он испытывает «внутреннее покалывание», особенно когда встречает горе и страдание, происходящие от болезни, маргинализации и любой формы материальной и духовной нищеты; как Добрый Самаританин, полный сострадания, Он останавливается перед лицом раненой плоти братьев, оздоровляет ее и исцеляет, становясь живой манифестацией любви Бога Отца. От священников, служителей Христовых, требуется иметь такое же сострадательное сердце, что проявляется в близости, в действительном и полноценном участии в страданиях и невзгодах людей, в способности строить отношения, вновь зажигающие надежду, в заботе о ранах Народа Божьего – особым образом посредством благодати Таинств.

Бдительность

«Разочарованные действительностью, Церковью или самими собой, мы можем испытать искушение зацепиться за сладкую грусть, которую Отцы Востока называли леностью… Грусть, делающая бесплодными все попытки изменения и обращения, распространяя обиду и вражду… Братья, когда эта сладкая грусть угрожает доминировать в нашей жизни или в нашей общине,без страха и беспокойства, но настойчиво,- тогда мы обращаемся и советуем обратиться к Духу Святому, чтобы «пришел разбудить нас, встряхнул нас в нашем онемении, освободил от инерции! Бросим же вызов привычному, хорошенько раскроем глаза и уши, но особенно сердце, чтобы позволить удалить то, что происходит внутри нас, жаждой живого и плодотворного Слова Воскресшего»»

Бдительное сердце. Много раз Иисус вспоминал о важности бдительного сердца, чтобы как верные слуги мы были всегда готовы к пришествию господина виноградника. Речь идет о том, чтобы создать пространство для Духа Святого, который – даже посреди повседневных обязанностей и во мраке нынешнего времени – поможет нам различить присутствие Господа, сделает внимательными к Его Слову, деятельными в совершении дел любви, чтобы не иссякло масло в лампаде нашей жизни и чтобы – как мудрые девы – мы пошли на встречу с Женихом, который грядет. Но сердце остается бдительным также посредством духовной борьбы. Сам Иисус столкнулся с ней в пустыне, победив искушения диавола и в конце своей жизни напомнил ученикам в Гефсиманском саду, когда они заснули: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41). Также и со священниками случается то, что Папа Франциск назвал «усталостью надежды», та внутренняя горечь, которая часто рождается из расстояния между личными ожиданиями и видимыми плодами апостольства, либо сухость сердца, которая часто ведет к превращению пастырских обязательств и самой молитвы в привычку, ведет к остраненности и небрежению. Однако, всегда можно вновь проснуться – от Слова Господа и отпризыва Народа Божьего.

Мужество

«Для того, чтобы сохранить мужественное сердце, необходимо не пренебрегать этими двумя связями, основополагающими для нашей идентичности: во-первых, с Иисусом. Каждый раз когда мы теряем связь с Иисусом или пренебрегаем нашими с Ним отношениями, постепенно, наше служение увядает, и наши лампады остаются без достаточного количества масла, чтобы осветить жизнь (ср. Мф. 25, 1-13)…В этом смысле я хотел бы побудить вас не пренебрегать духовным сопровождением, имея собрата, с которым можно говорить, встречаться, обсуждать и различать в полной доверительности и прозрачности собственный путь… Другая основополагающая связь: укрепляйте и лелейте связь со своим народом. Не изолируйтесь от людей и от священников или от общины. Еще меньше – не замыкайтесь в закрытые и элитарные группы. В конечном итоге, это душит и отравляет дух. Мужественный служитель – всегда вне дома.

Мужественное сердце. Созерцая Сердце Иисусово, мы можем определить две основополагающие связи, отталкиваясь от которых Он проживает Свою миссию: с Отцом Небесным и с народом. Евангелия показывают нам, как в типичном дне Иисуса, как чередуются и переплетаются во взвешенный баланс – забота о связи с Богом и активная солидарность по отношению к братьям. Любовь в Его действиях никогда не отделена от тишины и молитвы, и усталость от служения, не оставляющего времени даже для еды, никогда не мешает твердой воле отойти в сторону, в уединенное место, для поддержания личной беседы любви с Богом Отцом. Так же, Священник по образу Сердца Иисусова – это тот, кто «обитает» между Господом, которому посвящена его жизнь, и Народом, которому, которому он призван служить. Он сможет плодотворно проживать пастырскую любовь в той мере, в какой в нем не «выключена» внутренняя жизнь, личная и общинная молитва и готовность быть ведомым в духовном сопровождении.

***

Эти пять слов, предложенных для Дня Освящения Священства, взятые из Письма Папы Франциска ко священникам в прошлом августе, обращены ко священническому сердцу, воистину «освященному» в Сердце Христовом, равно как укорененному в личной связи с Ним и поэтому сформированному по образу чувств Его Самого.

Как было отмечено в психиатрических и психотерапевтических кругах, в связи некоторыми проблемами морального аффективного характера в жизни священников, жизненность и целительный эффект духовной связи с Богом, вместе с развитием должной человеческой зрелости и здоровыми межличностными отношениями, — составляют лучшую почву для сохранения священнического целибата и священнической духовности.

Что, однако, представляет высокий потенциал риска в жизни священника,- это то, что было названо «дефицитом интимности». При каждом образе жизни, чтобы быть полноценным и защищенным от опасныхвмешательств, должно культивироваться одно особое «интимное отношение», которое усиливает возможности и ограничивает риски: для Священника речь идет о личной повседневной дружбе с Господом.

Человеческой предпосылкой, психологической и духовной, для успешной священнической жизни является интимное отношение с Богом. И дефицит интимности есть ничто иное как сухость духовной жизни и как следствие уменьшение той глубокой, внутренней и живой дружбы с Господом, составляющей основу личной и пастырской плодотворности. Священник, который более не молится c прежней честностью и пренебрегает несущими элементами своего интимного отношения с Господом, накапливает опасный «дефицит», который может произвести чувство пустоты, ощущение фрустрации и неудовлетворенности, трудности в проживании одиночества, нужд и чувств, вплоть до рискаухода во «внешние» дружбы и связи, которые, на этом этапе, могут привести к разрушению духовно-человеческого здания, уже имеющего некоторые трещины.

Поскольку Священник сформирован по образу Сердца Христова, представляется, что надежным пунктом его повседневной жизни и фундаментом человеческой и духовной структуры является тот внутренний «гумус», образованный из глубокой личной дружбы с Господом, отталкиваясь от чего и собственная жизнь, и целибат, и апостольская миссия могут быть психологически проживаемыми и духовно плодотворными.

***

Перевод: Апостольская нунциатура в Москве