Неделя молитв о единстве христиан 2025: введение в тему и размышления на каждый день

«Веришь ли сему?»
(Ин 11, 26)

В 2025 году молитвы и размышления для Недели молитв о единстве христиан были подготовлены братьями и сестрами монашеской общины Бозе на севере Италии. На этот год приходится 1700-я годовщина Первого Вселенского Собора, состоявшегося в Никее, недалеко от Константинополя, в 325 году от Р.Х. Этот юбилей дает уникальную возможность осмыслить и исповедовать общую для всех христиан веру, изложенную в Символе, сформулированном на этом Соборе; веру, которая остается живой и действенной в наши дни. Неделя молитв о единстве христиан 2025 года приглашает обратиться к этому общему наследию и глубже проникнуться верой, объединяющей всех христиан.

Никейский собор

В созванном императором Константином Никейском соборе приняли участие, согласно традиции, 318 отцов, главным образом с Востока. Церкви, совсем недавно вышедшей из периода катакомб и гонений, оказалось непросто сохранить единую веру в многообразном культурном и политическом контексте того времени. Чтобы достичь согласия по формуле Символа веры, было необходимо определить важнейшие основы, на которых могли строиться местные общины, признававшие друг друга как церкви-сестры, каждая из которых уважала своеобразие других.

В предшествующие десятилетия между христианами возникали разногласия, иногда перераставшие в серьезные конфликты. Эти разногласия касались таких разнообразных вопросов, как природа Христа по отношению к Отцу, вопрос о единой дате празднования Пасхи и ее связи с еврейской Пасхой, противостояние богословским воззрениям, считавшимся еретическими, возвращение в общину верующих, которые отказались от веры в период гонений.

В утвержденном Собором тексте Символа веры использовалось первое лицо множественного числа: «Мы веруем…». Это подчеркивало идею общей принадлежности к Церкви. Символ веры был разделен на три части, посвященные трем лицам Троицы, за которыми следовало заключение, в котором осуждался ряд воззрений, считавшихся еретическими. Текст этого Символа веры был впоследствии пересмотрен и дополнен на Константинопольском соборе в 381 году, где эти осуждения были изъяты. Это та формула исповедания веры, которую христианские Церкви сегодня признают как Никео-Константинопольский Символ веры, часто называемый просто Никейским Символом веры.

От 325-го года к 2025-му

Хотя Никейский собор установил, каким образом следует высчитывать дату Пасхи, расхождения в толковании впоследствии привели к тому, что праздник часто приходился на разные даты на Востоке и Западе. Хотя мы все еще ожидаем того дня, когда снова сможем ежегодно праздновать Пасху совместно, по счастливому совпадению в нынешнем юбилейном 2025 году это великое торжество будет праздноваться в один и тот же день Восточными и Западными Церквами.

Значение спасительных событий, которые все христиане будут праздновать в Пасхальное воскресенье, 20 апреля 2025 года, не изменилось за прошедшие семнадцать столетий. Неделя молитв о единстве христиан — это возможность для всех христиан глубже познать эту живую традицию, чтобы усвоить ее сообразно современной культуре, которая сегодня еще более многообразна, чем культура христианского мира времен Никейского собора. Совместное следование апостольской вере сегодня не требует того, чтобы входить заново в прошлые богословские споры, продолжавшиеся на протяжении столетий, но скорее призывает к молитвенному перечтению библейских истин и церковного опыта, которые стали основой этого собора и его решений.

Библейский текст для Недели молитв

Именно в виду этого был выбран основной библейский текст из Евангелия от Иоанна 11, 17–27. Тема этой недели, — «Веришь ли сему?» (ст. 26), — это слова из диалога между Иисусом и Марфой, когда Он посетил дом Марфы и Марии в Вифании после смерти их брата Лазаря, как об этом повествует евангелист Иоанн.

В начале главы говорится, что Иисус любил Марфу, Марию и Лазаря (ст. 5). Однако, когда Ему сообщили, что Лазарь тяжело болен, Иисус отвечал, что его болезнь «не к смерти», но что Сын Божий «прославится» через нее» (ст. 4), и еще два дня оставался на том же месте. Когда Иисус наконец пришел в Вифанию, несмотря на предостережение, что он рискует быть побитым камнями (ст. 8), Лазарь был «уже четыре дня в гробе» (ст. 17). Обращенные к Иисусу слова Марфы выражают ее разочарование по поводу Его позднего прибытия, и даже, возможно, содержат долю упрека: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (ст. 21). Однако сразу же за этим восклицанием следует исповедание веры в спасительную силу Иисуса: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (ст. 22). Когда Иисус уверяет ее, что ее брат воскреснет (ст. 23), она отвечает, подтверждая свою религиозную веру: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (ст. 24). Но Иисус ведет ее дальше, провозглашая Свою власть над жизнью и смертью, и прямо говорит о том, что Он Мессия. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (ст. 25–26). После этого поразительного заявления Иисус бросает Марфе вызов, задав ей прямой и глубоко личный вопрос: «Веришь ли сему?» (ст. 26).

Подобно Марфе, христиане первых поколений не могли оставаться равнодушными или пассивными по отношению к этим словам Иисуса, испытывавшим их сердца. Они искренне стремились дать внятный ответ на вопрос Иисуса: «Веришь ли сему?» Никейские отцы стремились найти слова, которые охватили бы всю тайну воплощения и страстей, смерти и воскресения их Господа. Ожидая Его возвращения, христиане повсюду в мире стремились вместе свидетельствовать об этой вере в воскресение, которая для них является надеждой и радостью, чтобы следовать за ней со всеми народами.

Экуменическое богослужение Слова Божия

В год юбилея Никейского собора экуменическое богослужение Слова Божия во время Недели молитв сосредоточено на осмыслении и исповедании веры, как лично, так и совместно — как «Я верую», так и «Мы веруем». Библейский текст, из которого взята тема недели, с его трудным вопросом «Веришь ли сему?», читается в форме диалога между тремя чтецами и собранием. После краткого введения, посвященного Первому Вселенскому Собору, следует вступительная молитва, вдохновленная писаниями Климента Римского (ок. 35–99), и затем звучат чтения из Ветхого и Нового Завета.

После проповеди диалог между чтецами и собранием продолжается, вторя беседе между Иисусом и Марфой. Участники приглашаются в качестве знака общей веры поделиться друг с другом пламенем свечи как знаком света Воскресшего Христа. После чего все вместе читают Никейский Символ веры.

Прошения, основанные на писаниях Отцов Церкви со второго по восьмой век, призывают к возрастанию в вере и совместному свидетельству о Боге, Отце, Сыне и Святом Духе перед миром. Затем все присутствующие читают Молитву Господню и получают благословение.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

День 1
Отцовство и забота Бога, управляющего вселенной

Библейские чтения

Исаия 63, 15–17
Псалом 139, 1–3, 13, 23, 24б
1 Коринфянам 8, 5–6

Святоотеческое чтение

Из греческой традиции

Узрите тайны любви, и вы будете созерцать недро Отчее, которое открыл нам единородный Сын Божий. Сам Бог есть любовь, и через любовь Он созерцается нами. И хотя по неизреченной Своей природе Он Отец, в сострадании Своем для нас Он стал Матерью.

Климент Александрийский (ок. 150–215), Кто из богатых спасется, 37, 1–2.

Для размышления:

  1. Каким образом вы испытали отеческую заботу Бога и Его материнское сострадание в своей жизни?
  2. Что мешает нам признать каждого человека как дитя Бога?
  3. Каким образом то, что мы признаем Бога Отцом всех людей, влияет на наше восприятие и отношения с другими?

Молитва

Рефрен (Р): Благодарим и хвалим Тебя, Господи

Благословляем Тебя, Господи, Отец светов,
ибо от Тебя исходит всякое благо и всякий совершенный дар. Р/

Ты сотворил мир и все, что в нем,
Ты Господь неба и земли.
всем смертным Ты даруешь жизнь, и дыхание, и всё. Р/

Ты сотворил все народы, живущие на земле,
ради них Ты установил порядок времен и границы пространства.
Ты вложил в сердце человека мысль о вечности. Р/

Отче Небесный, по великой благости Твоей
Ты даруешь нам путь жизни через Закон и Пророков.
Милосердный Отче, через Иисуса, Твоего Сына,
Ты провозгласил благую весть о Царстве. Р/

Боже всякого утешения,
призови нас следовать за Тобой.
укрепи для нас дело наших рук. Р/

Помолимся.
Отче милосердный,
обнови нашу веру в Тебя и соедини нас Твоей любовью,
чтобы мы смогли признать друг в друге Твоих детей,
и собраться воедино.
Прославляем Тебя через Иисуса Христа,
Твоего Единородного Сына,
в общении Святого Духа. Аминь.

Варианты святоотеческих чтений

Из сирийской традиции

Кто из людей может созерцать Бога зоркой мыслью, взирать на Его величие и размышлять о Его сокровенной природе, и глазами разумения своего может смотреть на сию чистую и святую Природу, которая ни в чем не терпит нужды? … Он, просящий, молящий, и призывающий всякого человека к жизни. Он, страдающий, чтобы дать нам жизнь, и ищущий, чтобы найти нас, и радующийся нашему счастью больше, чем мы сами. Он, непрестанно умоляющий нас взять от Его богатства и унести сокровище из хранилища Его, дабы нам обогатиться Его сокровищами и не бедствовать. Он, радующийся не о Своей жизни, а о том, что мы живы.
Филоксен Маббугский (ок. 440–523), Беседа 7.

Из латинской традиции

Это благо [Слово Божие] есть источник вечной жизни, из которого всем дастся вещество жизни, и Сам Он в Себе имеет жизнь пребывающую ни от кого, словно неимущий, не принимает, но дарует блага другим; не Себе берет откуда-то и не нуждается в нашем… Так что же прекраснее, чем приближаться к Нему, прилепляться к Нему? Есть ли большее наслаждение? Ведь тот, кто видел и испил даром от источника воды живой, чего может еще желать?
Амвросий Медиоланский (ок. 337–397) Письмо XXIX, 11, 18.

День 2
Творение как дело Божие

Библейские чтения

Бытие 1, 1–5
Псалом 148, 1, 3, 9–14.
Римлянам 8, 19–23

Святоотеческое чтение

Из греческой традиции

Бога нельзя видеть очами человеческими, но Он созерцается и познается из Его провидения и действий. Ибо кто увидит корабль в море, снаряженный и идущий к берегу, непременно заключит, что есть на нем кормчий, управляющий его движением; так точно должно думать, что есть Бог — Правитель вселенной, хотя Он и невидим плотскими глазами по Его бесконечности. 
Феофил Антиохийский (II век), Автолику I, 5.

Для размышления:

  1. Мы верим, что Бог присутствует во всем творении, хотя Его иногда нам трудно заметить Его присутствие.
  2. Творение — это дар Божий, которому люди часто причиняют ущерб. Каким образом мы можем лучше признать нашу ответственность за сохранение творения и заботу о нем?
  3. Если возможно, проведите немного времени на природе и поразмышляйте о том, как творение связывает нас с Творцом.

Молитва

Р/ Благословен Ты, Господи!

Хвалим Тебя и благодарим Тебя,
Боже непрестанной любви,
за великие знаки Твоего благоволения
и Твое милосердие ко всему творению. Р/

Ты создал всё,
Ты провозгласил, что все творения хороши,
ибо Твой Дух обитает во всех них,
и все они принадлежат Тебе, Господи, возлюбивший всё живое. Р/

Благословен Ты за воздух, дающий нам жизнь.
Благословен Ты за землю, питающую нас.
Благословен Ты за воду, утоляющую нашу жажду.
Благословен Ты за огонь, согревающий нас. Р/

От имени всего творения, собирая воедино всякие горе и радость,
мы прославляем и благодарим Тебя,
Господи Боже. Ты сотворил всё,
и вскоре преобразишь всё, облекши в Свою славу. Р/

Помолимся.
Господи Боже, Отец светов,
укрепи наши сердца в ожидании и надежде,
ибо мы трудимся ради единства и вместе стремимся к согласию всего творения.
Да будем мы горящими светильниками
до дня пришествия Сына Твоего во славе,
со всеми Твоими святыми в вечном царстве.
Благословен Ты ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Варианты святоотеческих чтений

Из сирийской традиции

Первая книга, данная Богом разумным существам, — это природа тварных вещей. Наставления, написанные чернилами, были даны после грехопадения.
Исаак Ниневийский (VII век), Первый сборник, 5.

Из латинской традиции

Ибо все вещи были сделаны из ничего, и их существование снова уйдет в ничто, если только Творец всех вещей не поведет их Своей рукой управления.
Григорий Великий (ок. 540–604), Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова, XVI, 45.

День 3
Воплощение Сына

Библейские чтения

Иеремия 33, 14–16
Псалом 72, 7, 12, 16–17
Иоанна 1, 1–14

Святоотеческое чтение

Из армянской традиции

Он принял на Себя все человеческие страсти, исключая грех. Взалкал Тот, Кто дает пищу всему живому. Возжаждал Тот, Кто дает воду жизни верующим в Него. Изнемог Тот, кто есть покой для изнемогающих. Уснул Тот, Кто бодрствовал, храня Израиля. Прослезился Тот, Кто утирал всякую слезу с очей … Он принял на Себя наше страстное тело, чтобы Бесстрастный мог страдать со страстным телом, и Бессмертный мог умереть вместе со смертным телом, чтобы избавить нас, виновных.
Григорий Скеврский (XII/XIII вв.), Об истинной вере и чистоте в добродетелях, 15-17.

Для размышления:

  1. Каким образом вера в Иисуса, воплощенного Сына Божия, вдохновляет и формирует нашу жизнь?
  2. Как вы пережили утешительное присутствие Христа в своей жизни?
  3. Везде, где мы видим жаждущего, голодного, плачущего или страдающего, присутствует Христос.

Молитва

Р/ Слава Тебе, Христе. Слава тебе!

Слово Божие, Ты стал плотью и пришел, чтобы обитать среди нас.
Ты разделил нашу жизнь во всём;
Ты умер, как все мы умираем. Р/

Сын Давидов, ожидаемый праведниками и пророками,
Ты возвестил благую весть бедным;
Ты провозгласил время Господнего благоволения. Р/

Ты пришел разорвать цепи рабства;
Ты ходил, делая добро;
Ты открыл путь к присутствию Бога для всех. Р/

Ты пришел в этот мир в немощи и нищете;
Ты обличил гордых Своим смирением;
Ты привлек к Себе изнемогающих и обремененных. Р/

Ты Агнец Божий и наш Пастырь,
Раб Божий и наш Господь,
Ты стал грехом за нас, наш Искупитель. Р/

Помолимся:
Господи Боже, Отче наш,
привлеки к Себе наши взгляды,
чтобы мы могли идти вместе
из тьмы к свету лица Твоего,
явленного нам в Иисусе Христе,
Твоем Сыне и нашем брате,
который живет с Тобой и Святым Духом
ныне и во веки веков. Аминь.

Варианты святоотеческих чтений

Из сирийской традиции

Ныне, когда высшие и низшие творения стали единым целым, нет больше высших и низших. Сам Бог явился на земле, и наша [человеческая] природа вознеслась на небеса. Когда Бог сошел к нам, земля стала небом, и когда Сын рода нашего воскрес, небо стало землею. Тогда небо и земля стал едины.
Абдишо бар Бахриз (9 VIII век), Комментарий к церковным торжествам, с. 58.

Из греческой традиции

Это благодать Господня, и это средства Господни для восстановления сынов человеческих. Для него пострадал, чтобы приготовить свободу от страданий страждущим в нем. Он спустился, чтобы он мог поднимите нас. Он испытал зачатие, чтобы мы возлюбили не рожденного. Он спустился к тление, чтобы тление могло облечь бессмертие. Он стал слаб для нас, чтобы мы могли смеяться вместе власть. Он сошел на смерть, чтобы даровать нам бессмертие и оживить мертвых. Окончательно, он стал человеком, чтобы мы, умирающие как люди, могли снова жить, и смерть больше не должна править
над нами.

Вот благодатный дар Господа, таковы от Господа исходящие средства исправления для человеков! Ибо Он страдал затем, чтобы человеку, который в Нем страдал, уготовать нечувствительность по отношению к страданиям; Он нисшел, чтобы нас возвести, Он подверг Себя испытанию рождаемости, дабы мы возлюбили Его несотворенного; Он уничижил Себя до тления, дабы тленное могло облечься в бессмертие; Он сделался немощным ради нас, дабы мы восстали в силе; Он нисшел до смерти, чтобы нам даровать бессмертие и мертвых соделать живыми; словом — Он сделался человеком, дабы мы, ставшие смертными человеками, ожили, и смерть более не владычествовала над нами.
Афанасий Александрийский (ок. 295–373), Праздничные послания, 10, 8.19.