Христос Воскрес!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня завершается октава Пасхи. Как мы знаем, октава Пасхи означает, что Пасха – это один и тот же день, который мы празднуем восемь дней. Потому что цифра восемь определяет обновленную жизнь. Жизнь, которая уже не знает конца, жизнь, которая будет длиться вечно. И это ощущение наши новокрещеные, которые приняли Крещение на Пасху, хотя бы отчасти пережили в течение этой недели.
В древней Церкви в этот день особым образом праздновали неофитов, новокрещеных, которые торжественно входили в храм в белых одеждах, символизируя победу воскресшего Христа над смертью. Называлось это воскресенье «Dominica im albis» – «воскресенье в белом».
Сегодня мы также слышали о первом удивительном плоде Воскресения Господа. Этот дар, это чудо – это единство общения. Мы слышали в первом чтении, как об этом говорит с полным удивлением Лука: у «уверовавших было одно сердце и одна душа». Вспоминаются слова апостола Павла, который позже скажет Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 27 — 28). Это в том смысле, что мы уже во Христе Воскресшем переживаем начатки того блаженства, того счастья, которое будет вечно на Небесах. Все это передает нам Пасха. Все это передает нам Воскресение.
И правда, с одной стороны, к единству личности, семьи, к единству общества и всей вселенной стремятся все. Но, увы, у человека нет сил, чтобы соединить то, что было в нем разделено. У человека нет сил, чтобы вновь установить единство, и мы можем предпринять различные попытки, но у нас нет возможности это сделать. Поэтому Лука замечает, что община верующих стала одним сердцем, одной душой. Это звучит именно как чудо.
И поэтому неслучайно, что особенно в первой Церкви и во всей истории единство верующих – это самая простая и привлекательная форма свидетельства о том, что Христос Воскрес. Вы наверняка помните то, о чем мы говорили на Пасху, вспоминая замечательные слова св. Иоанна Павла II, а именно – о свидетельстве этого единства и о том, как единство убедило апостола Фому.
Второе чудо, которое передает нам Иисус Воскресший – это мир. «Мир вам!» – говорит Иисус. Это Его первые слова. И Он говорит о том мире, о котором Он говорил до Своей смерти, то есть о том мире, который нельзя отнять. Иисус говорит о том мире, который основан на вере. И опять человек стремится к миру, но, увы, как мы прекрасно видим, он не способен на это. И когда он старается установить свой мир, часто он делает даже хуже. А тот мир, который Христос дает, он вечен. Это также начатки того внутреннего мира, который мы переживаем, когда осознаем, что пребываем во Христе. Этот мир является также зарей того мира, в котором мы будем жить вечно на Небесах.
На чем основан этот мир? На чем основано это единство? Они основаны на вере. И сегодня, если вы обратили внимание, несколько раз прозвучало слово «вера», «верующий», «будь верующим, не неверующим». Мы обычно вспоминаем Фому как того апостола, который «сомневался». Но реже мы вспоминаем его великолепные слова «Господь мой и Бог мой», а перед ним – Тот же Христос. Перед ним не явился непосредственно Бог, и тогда в нем уже действовал Христос Воскресший, Он пробудил веру, и Фома именно в своей вере может признать, узнать Христа.
Сегодня мы знаем, что тот же св. Иоанн Павел II установил, что это воскресенье станет воскресеньем милосердия. Почему? Потому что именно милосердие – это та сила, это тот образ Бога, который только вера может признать, узнать. Неслучайно св. Иоанн Павел II говорил, что имя Бога в истории – это Иисус Христос. Имя Бога в истории – это милосердие.
Милосердие остается окончательным словом над всеми даже самыми ужасными страницами истории. Вот почему восьмой день Воскресения, то есть восьмой день, который повторяет Пасху, это день милосердия. Трудно найти слова, чтобы описать, что милосердие уже сейчас царствует и мы будем вечно наслаждаться им. Аминь.
7 апреля 2024 г.
Фото: Ольга Дубягина