Как выбирают предстоятеля Вселенской Церкви

Никто не сомневается, и все века знают, что святой и блаженный Петр, Первоверховный Апостол, столп веры, фундамент кафолической Церкви, получил ключи Царствия Небесного от Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя рода человеческого, и что власть связывать и отпускать грехи предана ему. До сего дня и навечно он в своих преемниках живет и осуществляет власть судьи.

(III Вселенский Эфесский Собор, 11 июля 431 г.)

Конклав – (лат. cum – с; clavis – ключ) собрание Коллегии кардиналов, на котором выбирается новый Папа. Во время конклава кардиналы-выборщики в прямом смысле этого слова, закрыты от внешнего мира – отсюда и происходит название: по традиции, собрание проходит в Сикстинской капелле, двери которой закрываются на ключ. Процедура конклава – выборов нового Понтифика – оставалась практически неизменной с конца XIII до XX века.

Меж двумя мечами

В различные эпохи истории Церкви процесс избрания нового Понтифика был неодинаков. В рамках одной статьи, безусловно, невозможно подробно представить все тонкости, поэтому мы ограничимся представлением лишь основных особенностей.

Согласно церковному праву, Понтифик не может выбрать себе преемника. По преданию, св. Петр самолично избрал 24 священников и диаконов, помогавших ему в управлении Римской Церковью. Этим советникам вменялось избрать преемника святого Епископа. Историки Церкви и специалисты Канонического права полагают, что в первые века порядок избрания нового Епископа Рима ничем не отличался от порядка в иных епархиях, т. е. нового Папу выбирали духовенство и верующие Вечного города. Некоторые полагают, что право избирать Преемника св. Петра было исключительной привилегией римского духовенства, а миряне получили допуск к выборам лишь во времена св. Сильвестра I (314-335).

В кратком историческом очерке мы постараемся показать, что принцип выборности Понтифика соблюдался в Римской Церкви всегда. Св. Киприан рассказывает, что в выборах Папы св. Корнелия (251-253) принимали участие епископы Римской провинции, духовенство и народ: «Он стал епископом по велению Бога и Его Церкви, по свидетельству почти всего духовенства, собрания епископов и всех добрых людей» (Послание к Антонию, п.8). Практически то же самое говорится в послании римского духовенства, адресованном императору Гонорию по случаю избрания Папы св. Бонифация I (418-422), т. е., спустя 167 лет. Вплоть до падения Западно-Римской империи (476) вмешательство светских властей в выборы Понтифика не было столь заметным, как в будущем. Император Констанций, правда, попытался в 355 г. навязать антипапу Феликса II, однако его протеже епископат тут же обвинил в ереси.

Иногда можно услышать, что в древности и в средневековье Папы сами назначали своих преемников. Кардинал Чезаре Бароний, выдающийся историк Церкви, в своих “Annales ecclesiastici” отмечает, что св. Григорий VII (1073-1085) перед смертью назвал своим преемником будущего блаж. Виктора III (1086-1087); схожим образом тот в 1086 г. указал на кандидатуру Оддона де Лажери (Папа Урбан II, Понтификат: 1088-1099). В данном случае речь идет о праве Папы (can. «Si Transitus», 10) назвать имя человека, которого он считает наиболее подходящим для этого служения; кардиналы же не обязаны слепо его слушаться. Об этом свидетельствует тот факт, что хотя Григорий VII пытался облегчить в будущем избрание Виктора III, Святой Престол оставался после его смерти вакантным 12 месяцев. Значит, утверждать, что избрание того или иного Понтифика заранее предрешено, неверно.

Нужно сказать, что вмешательство светской власти всегда было не по вкусу римскому духовенству. Об этом, например, свидетельствует нежелание соблюдать соответствующие декреты, изданные Понтификами, такое случалось в период Понтификата Папы св. Симплиция (468-483 г.). Примеру императоров последовали варварские короли Италии, первым вмешался в выборы нового Папы св. Симмаха в 498 г. правитель остготов Теодорих (+526), арианин, между прочим. В последние годы жизни Теодорих развязал гонения против Церкви: заточил в тюрьму Папу св. Иоанна I (523-526), а после его смерти попытался назначить Феликса III (IV) (526-530). К счастью, св. Феликс оказался достойным, по мнению законных выборщиков, и его кандидатура была утверждена в ходе голосования.

После падения Остготского королевства (537) правителям Восточно-Римской империи удалось ненадолго восстановить свое влияние в Италии. Василевсы попытались применять принцип «Что угодно императору, имеет силу закона» и по отношению к Римской кафедре (в самой Византии союз власти с христианской Церковью сложился уже в IV-V вв.; императоры имели сан иподиакона, во время литургии могли находиться в алтаре). Восстановив влияние на полуострове, императоры требовали, чтобы выборщики согласовывали свое решение с экзархом Равенны, наместником императора, откуда оно передавалось императору в Константинополь и до тех пор, пока последний не подтвердит это решение, новоизбранный не мог именоваться Епископом Рима.

По настоянию императора Юстиниана I еще при живом Понтифике, св. Сильверии (535-536) был возведен римлянин Вигилий (537-555). В 556 г. опять при поддержке императора епископатом, духовенством и народом Рима был избран Папа Пелагий I (556-561) (Liber diurnus Rom. Pont.,2). Этому активно противились римляне: примерно в середине VII в. в главнейших городах Италии появляется новая сила – вооруженное ополчение (militia). Недоверие Византии, выразившееся в репрессивных мерах по отношению к выборам Епископа Рима, давало militiae возможность заявить о своих симпатиях: городское войско Рима активно вмешивается в выборы Папы Иоанна V, сирийца по происхождению (685 – 686 г.). Ситуация осложнялась тем, что римляне жили бок о бок с лангобардами-арианами, вторгшимися в Италию в 568 г. В результате Святой Престол месяцами оставался вакантным.

В 684 г., вняв просьбе св. Бенедикта II (684-685), император Константин IV объявил: ждать утверждения новоизбранного Понтифика василевсом не нужно, достаточно просто поставить его в известность. Конец формальной зависимости Рима положила иконоборческая ересь, поразившая Византию в середине VIII века: Папа св. Захария (741-752) после своего избрания не стал посылать известие в Константинополь, рассудив: какая польза от еретика, закрывающего у себя в государстве монастыри, принуждающего монахов вступать в брак…

Получив в 756 г. от франкского мажордома Пипина Короткого отнятые у лангобардов земли, Папа Стефан II (III) (752-757 гг.) укрепил позиции Понтификов как светских властителей.

Высшее духовенство постепенно сближается со светской аристократией, тем более что его представители нередко происходили из тех же семей. К моменту распада в конце IX в. империи Каролингов, Церковь оказалась полностью включенной в феодальную структуру общества. Еще в 607 г. Папа Бонифаций III издал декрет, по которому выборщики могли встречаться только спустя три дня после похорон почившего Епископа Рима. В 769 г. Латеранский синод постановил следующее: римский клир может избирать Папу из числа пресвитеров и диаконов; участие мирян в выборах запрещалось, но после своего избрания Понтифик должен получить признание мирян. Этот декрет вызвал недовольство влиятельных мирян, и Папа св. Николай I Великий (858-867 гг.) на синоде в Риме в 862 г. восстановил выборные права римских нобилей. Папа Иоанн IX (898-900 гг.) подтвердил обычай совершать посвящение Понтифика в присутствии императорских посланников.

Германские императоры пытаются присвоить себе привилегию подтверждения кандидатуры новоизбранного Понтифика, ссылаясь на договор, заключенный Папой Адрианом I и Карлом Великим. Правители Священной Римской империи неоднократно вмешивались в избрание Пап. В 963 г. император Оттон I потребовал римлян поклясться в том, что они никого не изберут Папой, до тех пор, пока император не объявит о назначении. Еще два примера: император Оттон III содействовал избранию Григория V (саксонец, Понтификат: 996-999 гг.; первый Папа не итальянец после 752 г.), Сильвестра II (француз, Понтификат: 999-1003 гг.), а Генрих III оказал влияние на исход выборов Климента II (саксонец, Понтификат: 1046-1047), Дамаса II (баварец, Понтификат: 1048), св. Льва IX (эльзасец, 1048-1054) и Виктора II (немец, Понтификат: 1055-1057). Кстати, Лев IX приложил немало усилий для восстановления приоритета Церкви: узнав о своем “избрании”, он облачился в одеяния паломника и сохранял свой титул епископа до тех пор, пока не был провозглашен Папою кардиналами и народом Рима.

Эпохальные перемены в процедуре избрания Епископа Рима происходят в XI в., начало им положил Папа Николай II (Понтификат: 1059-1061 гг.). Согласно его декрету «In nomine Domini», кардиналы-епископы вначале обсуждают друг с другом имена кандидатов на Престол св. Петра и выбирают из них наиболее достойных. После сообщения этой важной информации остальным кардиналам, начинается общее голосование, с результатами которого должны будут выразить свое согласие (laudatio) все духовенство и миряне. Кандидатов выбирали из римского клира до тех пор, пока не находили достойного. При избрании, согласно документу, нужно было считаться с правами императора Священной Римской империи, он, в свою очередь, был обязан проявлять такое же уважение к Апостольскому Престолу. Если выборы невозможно провести в Риме, они могли состояться в любом другом месте. О каких именно правах идет речь в конституции, неясно, по-видимому, о традиции сообщать императору результаты выборов заранее, чтобы он мог их подтвердить. Св. Григорий VII (1073-1085 гг.) был последним Понтификом, просившим подтверждение у императора.

X Латеранский Вселенский Собор в 1139 г. передал право выбирать Папу исключительно в ведение кардиналов, а III Латеранский Собор 1179 г., проходивший в Понтификат Александра III (1159-1181 гг.), обнародовал декрет «Licet de Vitanda»: новым Папой становится тот, за кого подано не менее двух третей голосов присутствующих кардиналов. В декрете не говорится, как следует поступать, если так и не удается собрать большинство голосов. Сложная ситуация не заставила долго ждать: после смерти Климента IV (1265-1268 гг.) Святой Престол оставался вакантным два года и девять месяцев (1268-1271 гг.). Поскольку 19 кардиналов, собравшиеся в г. Витербо, в течение 19 месяцев никак не могли выбрать Понтифика, город запер их в буквальном смысле на ключ в папском дворце (clause cum clave) на хлебе и воде, крыша дворца была частично разобрана, однако, несмотря на серьезные бытовые неудобства, для избрания его преемника потребовались еще 1006 дней. Чтобы в будущем подобное не повторилось, Папа блаж. Григорий X (1271-1276 гг.) Конституцией “Ubi periculum majus ” (1274 г.), обнародованной на II Лионском Соборе, установил порядок избрания Пап, сохранившийся, с небольшими изменениями, до наших дней.

Фото: Vatican Media

На хлебе и воде

Согласно конституции “Ubi periculum majus”, кардиналы должны через десять дней после смерти Понтифика собраться во дворце, где он почил, или, если это невозможно (например, Папа умер во время путешествия), во дворце епископа в ближайшем городе, если на него не наложен интердикт. Там, в полной изоляции от влияний внешнего мира, они должны были избрать нового Епископа Рима. Зал, в котором проходит голосование, запирается на ключ (cum clave). Под угрозой отлучения от Церкви, кардиналы не могли передать «в мир» ни устное, ни письменное послание. Пища подавалась через окно.

Если кардиналы не принимали решение за три дня, урезался дневной рацион (еда подается два раза в день). Еще через пять дней выборщикам приходилось довольствоваться хлебом, водой и вином. Если кто-либо из кардиналов отказывался участвовать в выборах или уважительные причины вынуждали его покинуть зал конклава, выборы проходили без него (это правило не действует, если выборщик заболел: в случае выздоровления, он мог продолжить участие в конклаве). Городские власти были обязаны проследить за исполнением этих предписаний. Всякий, кто не уважал законы конклава, не только подвергался дисциплинарному воздействию, но оказывался отлученным от Церкви ipso facto.

Строгие предписания сразу вызвали недовольство у многих, однако, первые же выборы, проходившие по схеме, изложенной в “Ubi periculum majus”, оправдали ее. Первый в истории конклав длился лишь один день. Второй – всего неделю. К сожалению, в год смерти Григория X состоялось три конклава. Папа Адриан V (11.07-18.08.1276), яростный противник новой системы выборов, прожил немногим более месяца после своего избрания и не успел принять меры. А вот Иоанну XXI (XX) (1276-1277) хватило времени официально приостановить действие «Ubi periculum majus». Результаты не заставили себя долго ждать: за 18 лет между приостановлением закона о конклаве до его восстановления в 1294 г. Святой Престол оставался вакантным и по шесть, и по десять месяцев, а выборы, завершившиеся избранием св. Целестина V (1294; был избран не будучи кардиналом, через несколько месяцев отрекся) длились два года и три месяца.

Папа Бонифаций VIII (1294-1303) добавил в Кодекс канонического права предписания Григория X (к. 3, Liber sextus, I,6) и с этого времени все Епископы Рима избираются на конклаве. Папа Григорий XI (1371-1378) незадолго до кончины дал кардиналам право выбрать его преемника вне конклава, однако они не воспользовались этим.

В XV в. Церковь постигло новое испытание: Папа Григорий XII (1406-1415), созвавший в 1414 г. Констанцский Собор, призванный положить конец «Великой схизме», умер до окончания его работы. Святой Престол оставался вакантным два с половиной года. Перед проведением новых выборов в 1417 г. Отцы Собора сделали следующие дополнения: в конклаве должны участвовать кардиналы трех степеней (кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры, кардиналы-диаконы) и 6 прелатов из т. н. «католических наций» (Англии, Германии, Франции, Италии, Испании). Прецедент участия в конклаве не только кардиналов, завершившийся, впрочем, благополучным избранием Мартина V (1417-1431), по-видимому объясняет, почему Юлий II (1503-1513), Павел III (1534-1549), Пий IV (1560-1565) и Пий IX (1846-1878) требовали: в случае смерти Понтифика во время Вселенского Собора, выборами занимается только Коллегия кардиналов, а не Отцы Собора.

Пий IV в Булле «In Eligendis» (1562) объявил, что избрание Понтифика не обязательно может проходить на конклаве, однако, это решение отменил Григорий XIII (1572-1585). Детали проведения конклава тщательно излагаются в документах Григория XV (1621-1623): Буллах «Æterni Patris» (1621), «Decet Romanum Pontificem» (1622) и “Caeremoniale Romano Pontifice”. Относительную свободу вновь дал Пий VI (1775-1799) в Булле «Quum nos superiore anno», согласно которой кардиналы могут менять по своему усмотрению некоторые положения о конклаве (например, решать, собираться ли за закрытыми дверями). Блаж. Пий IX в Булле «In hac sublimi» (1871) разрешил кардиналом большинством голосов выбирать, проводить ли конклав взаперти. Вопросам, связанным с конклавом Пий IX также посвятил Конституции «Licet per Apostolicas Litteras» (1874) и «Consulturi» (1877), а также «Регламент, обязательный к соблюдению Свящ. Коллегией в период, когда Апостольский Престол вакантен» (1878).

В XX в. Понтифики также неоднократно уточняли нормы, обязательные к соблюдению во время периода sede vacante. Достаточно вспомнить имена св. Пия X (“Vacante Sede Apostolica”, 1904; Понтификат: 1903-1914), Пия XI (motu proprio Cum proxime, 1922, Апостольская конституция “Quae divinitus”, 1935; Понтификат: 1922-1939). Согласно распоряжениям Апостольской конституции Пия XII (1939-1958) “Vacantis Apostolicae Sedis” (1945), и motu proprio блаж. Иоанна XXIII (1958-1963) “Summi Pontificis electio” (1962) проходили выборы Павла VI (1963-1978). Сам Павел VI Апостольской конституцией “Romano Pontifici eligendo” (1975) ввел несколько измененный порядок проведения конклава: ввел возрастной ценз для выборщиков (80 лет), подтвердил, что выборы должны проходить только в Апостольском дворце Рима, отменив тем самым постановления Григория XV, ограничил число выборщиков сто двадцатью. В согласии с нормами “Romano Pontifici eligendo” состоялись два конклава: 6-26 августа 1978 г. (Иоанн Павел I, 1978) и 28 сентября – 16 октября того же года (Иоанн Павел II, 1978-2005).

Папа Иоанн Павел II, в свою очередь, подверг кардинальному пересмотру многие положения о конклаве, обнародованные его предшественниками. В 1996 г. он опубликовал Апостольскую конституцию “Universi Dominici gregis”. Актуальность нового документа сам Понтифик объяснял в первую очередь радикальными изменениями, произошедшими в структуре Римской Курии (реформа началась в 1988 г.), принятием нового Кодекса Канонического права (1983) и Свода канонов Восточных Церквей (UDG Введение). В Конституции также перечисляются различные функции, возлагаемые на главного церемониймейстера Папского двора в период sede vacante и выборов нового Понтифика. По поручению Святого Иоанна Павла II, литургисты в 1998 г. разработали новые ритуалы и в 2000 г. были изданы новый “Ordo Exsequiarum Romani Pontificis”, заменивший книгу “De funere Summi Pontificis”, согласно которой в 1978 г. совершалось погребение Павла VI и Иоанна Павла I, и новый “Ordo Rituum Conclavis”, заменивший “Ordo Sacrorum Rituum Conclavis” Павла VI. По этим изданиям в 2005 году в последний путь провожали самого Иоанна Павла II, а в 2023 г., с незначительными адаптациями, – Папу на покое Бенедикта XVI. По “Ordo Rituum Conclavis” выбирали Бенедикта XVI (2005-2013) и Франциска (2013-2025).

В ноябре 2024 года архиепископ Диего Равелли, главный церемониймейстер, представил второе издание “Ordo Exsequiarum Romani Pontificis”, одобренное Папой Франциском 29 апреля того же года. В церемонию погребения Папы были введены новые элементы: констатация смерти должна проходить не в личных покоях усопшего, а в часовне, тело сразу же следует положить в гроб, при этом традиция использования трех гробов – кипарисового, свинцового и дубового отменена. Папу Франциска 26 апреля 2025 года хоронили в деревянном гробу, обитом внутри свинцом, его тело для прощания было выставлено в открытом гробу.

«Необходимость во втором издании объясняется, прежде всего, желанием Папы Франциска, — объяснил архиепископ Равелли. – Он сам неоднократно по разным случаям настаивал на необходимости упростить и адаптировать некоторые обряды, чтобы погребение Епископа Рима лучше отражало веру Церкви в Воскресение Христово». Архиепископ Равелли отметил, что «обновленный обряд должен еще больше подчеркнуть, что похороны Римского Понтифика – прощание с пастырем и учеником Христа, а не с влиятельным деятелем этого мира».

Чтобы в общих чертах представить себе, что будет происходить 7 мая 2025 года и в последующие дни, уместно обратиться к рассмотрению положений конституции “Universi Dominici gregis” с изменениями.

Согласно конституции “Universi Dominici gregis”, конклав должен начаться не ранее 15 и не позже 20 дней после смерти Епископа Рима (UDG 37) и объявления Святого Престола вакантным. В соответствие с motu proprio «Normas Nonnullas» Папы Бенедикта XVI, Коллегия кардиналов, если в Риме собрались все кардиналы-выборщики, может начать конклав раньше либо по серьезным причинам отложить начало выборов. По прошествии 20 дней кардиналы в любом случае обязаны приступить к голосованию.

В голосовании принимает участие только Священная коллегия кардиналов; Иоанн Павел II подтвердил возрастной ценз (до 80 лет) и число выборщиков, установленные Павлом VI. Сегодня из 253 кардиналов 80-летия не достигли 140, правом выбора наделены из них 135. Согласно UDG 33, количество выборщиков не должно превышать 120 человек, но Коллегия кардиналов на генеральной ассамблее 28 апреля 2025 года приняла решение: Папа Франциск, будучи Верховным Понтификом и назначив больше кардиналов с правом выбора Понтифика, освободил от соблюдения п. 33, поэтому, в соответствии с п. 36 UDG, все кардиналы, кто моложе 80 лет, кому Папа не запретил участвовать в конклаве и кому позволяет состояние здоровья, имеют право выбирать Римского Понтифика.

Участие иных церковных или светских лиц в конклаве абсолютно недопустимо (UDG 33). Кардинал, возведенный на Консистории, имеет право выбирать Понтифика, даже если он еще не успел получить знаки кардинальского достоинства – биретту и перстень (UDG 36).

Иоанн Павел II разрешил участникам конклава передвигаться по территории Града Ватикана (расстояние от места проживания выборщиков до Сикстинской капеллы – 1 километр). Бенедикт XVI распорядился, чтобы во время следования к Апостольскому дворцу к ним никто не приближался. На время конклава кардиналы будут проживать в Domus Sanctae Marthae (Доме св. Марфы), построенном по личному распоряжению Папы, к услугам постояльцев – часовня, 126 отдельных номеров, 22 комнаты и зал для общих собраний. Если кто-либо из выборщиков нуждается в постоянном медицинском уходе, сопровождающие его врачи и медбратья могут поселиться рядом с ним (UDG 42). Здесь же остановятся главный церемониймейстер, секретарь Коллегии, монашествующие, которые могут принять исповедь, медперсонал (UDG 46). Все лица без исключения – духовенство, монашествующие и миряне – находящиеся рядом с выборщиками в дни конклава, должны принести клятву сохранять втайне все услышанное и увиденное в эти дни и не пользоваться записывающими устройствами (UDG 49). На время конклава кардиналы не могут получать корреспонденцию, пользоваться телефоном и другими средствами связи (UDG 44).

Утром 7 мая, как требует конституция (UDG 49) в соборе св. Петра кардинал Джованни Баттиста Ре, декан Священной коллегии, совершит Мессу pro eligendo Papa. Во второй половине дня кардиналы, облаченные в красные одеяния и белые комжи, соберутся в Зале благословений Апостольского дворца и проследуют в процессии, предваряемые крестом и книгой Евангелия в Сикстинскую капеллу. В это время все участники процессии будут петь Литанию всем Святым. По прибытии в капеллу, кардиналы помолятся о ниспослании им дара Святого Духа, споют гимн “Veni Creator”, а затем принесут присягу на Евангелии (ср. UDG 50). Для освещения этих моментов в Сикстинскую капеллу будут допущены сотрудники Пресс-центра Святого Престола, «Оссерваторе романо», Радио Ватикана, фотографы. Однако после присяги выборщиков главный церемониймейстер архиепископ Равелли произнесет формулу “Extra omnes” (все вон), и все, кто не имеет права участвовать в выборах Понтифика, должны будут покинуть капеллу; остаются только церемониймейстер и проповедник – выбирается из числа монашествующих, — который обратится к князьям Церкви с увещеванием (UDG 52). После размышлений и церемониймейстер, и проповедник также покидают место проведения выборов (UDG 54).

После 1996 г. единственная форма проведения голосования – тайное голосование бюллетенями (per scrutinium) (UDG 62). Павел VI сохранил еще две: открытое голосование вслух (per acclamationem seu inspirationem) и ту, при которой голосует ограниченная группа, которой остальные кардиналы доверяют право голоса (per compromissum).

Выборы считаются состоявшимися, если за кого-либо из кандидатов отдано две трети голосов. Если число выборщиков, участвующих в конклаве не кратно трем, для избрания нового Понтифика требуется две трети голосов плюс один (UDG 62). В день начала конклава проводится один тур голосования. В последующие (если, конечно, Папа не был избран в первый же день) проходят по два тура утром и по два вечером. (UDG 63).

Оригинальная публикация этой статьи в газете «Свет Евангелия» в 2005 г.

Процедура голосования, согласно конституции “Universi Dominici gregis”, проходит в три этапа:

I. Prescrutinium

  • подготовка и раздача бюллетеней; каждый кардинал получает 2-3 бланка (этим занимаются церемониймейстеры);
  • жеребьевка, во время которой из числа кардиналов выбираются: трое scrutatori (те, кто будут подсчитывать голоса), трое infirmarii и трое наблюдателей.

Scrutatori, стоя у алтаря, следят за соблюдением процедуры подачи бюллетеней; подсчитывают голоса; если кто-либо из кардиналов не может подойти по состоянию здоровья к алтарю, один из скрутаторов должен взять у него тщательно сложенный бюллетень и положить в урну для голосования.

Infirmarii обязаны собрать голоса кардиналов, которые прибыли в Ватикан, но по состоянию здоровья не могут принять в данный момент участие в голосовании в Сикстинской капелле. В этом случае инфирмарии должны в доме св. Марфы собрать их голоса в специальную урну. Перед уходом инфирмариев скрутаторы тщательно проверяют урну во избежание недоразумений, запирают ее, и кладут ключ на алтарь. Инфирмарии доставляют закрытую урну больным выборщикам; голосовать больной должен в полном одиночестве и может позвать инфирмариев только после того, как опустил свой бюллетень в урну. Если больной не в состоянии заполнить бюллетень самостоятельно, один из имфирмариев либо другой кардинал-выборщик, по решению больного, присягнув перед инфирмариями в том, что он сохранит все в тайне, голосует по указанию больного. Инфирмарии возвращают урну в Сикстинскую капеллу, где она будет открыта скрутаторами после окончания подачи голосов в капелле. После пересчета бюллетени, извлеченные из нее, опускаются к бюллетеням, поданным здоровыми кардиналами (UDG 67).

Бюллетени для голосования представляют собой прямоугольную карточку, в верхней части которой написаны либо напечатаны слова: Eligo in Summum Pontificem (Я выбираю Верховным Понтификом), а в нижней оставлено место, куда будет вписано имя. Бюллетень должен легко складывать пополам. Каждый кардинал-выборщик должен лично заполнить бюллетень, при этом написать имя кандидата нужно четко, изменив свой почерк до неузнаваемости. Бюллетени, в которых указано два и более имен, считаются недействительными. Во время собственно голосования в капелле могут оставаться только выборщики, поэтому сразу после раздачи бюллетеней, церемониймейстеры должны немедленно выйти, один из кардиналов-диаконов закрывает за ними дверь на ключ (UDG 65).

II. Scrutinium

  • подача бюллетеней;
  • перемешивание поданных бюллетеней;
  • извлечение и сортировка бюллетеней.

Каждый кардинал-выборщик, по старшинству (речь идет не о биологическом возрасте, а о том, сколько лет назад он был возведен в это достоинство), заполнив и сложив свой бюллетень, высоко подняв руку, чтобы он был виден остальным, выходит к алтарю, на котором стоит урна для голосования. Затем он громко произносит присягу: Призываю в Свидетели Господа Христа, и пусть Он меня рассудит, что мой голос отдан за того, кого я считаю по воле Бога быть избранным. После этого он опускает свой бюллетень в урну и возвращается на свое место (UDG 66).

Когда все кардиналы-выборщики проголосуют, один скрутатор несколько раз встряхивает урну, чтобы перемешать бюллетени, затем второй перекладывает их по одному во вторую урну, тщательно подсчитывая. Если количество бюллетеней не совпадает с числом проголосовавших, бюллетени немедленно сжигаются и начинается повторное голосование (UDG 68).

Сортировку бюллетеней проводят скрутаторы за столом, поставленным перед алтарем: первый из них разворачивает бюллетень и читает про себя имя кандидата, затем передает его второму, тот также читает про себя указанное в нем имя, наконец третий скрутатор произносит имя вслух, громко и отчетливо, чтобы все выборщики могли сделать соответствующие отметив своих записях. Третий скрутатор также записывает имя кандидата. Он же прокалывает бюллетени там, где напечатано слово Eligo, и нанизывает их на нить; благодаря этому исключается повторный подсчет одного и того же бюллетеня. Если у скрутаторов возникнет подозрение, что один выборщик заполнил два бюллетеня, они поступают следующим образом: если дважды указано одно имя, два бюллетеня считаются за один голос, если же в них указаны два разных имени, то бюллетени не учитываются; однако ни в первом, ни во втором случае подсчет голосов не прекращается. По окончании сортировки бюллетеней скрутаторы концы получившийся «гирлянды» связываются. Все результаты записываются (UDG 69).

III. Post-scrutinium

  • подсчет голосов;
  • проверка;
  • сожжение бюллетеней.

Скрутаторы суммируют все голоса, набранные каждым из кандидатов, и если никто не набрал две трети голосов, выборы признаются не состоявшимися и наоборот. Был ли избран Понтифик или нет, кардиналы-ревизоры обязаны тщательно проверить бюллетени и записи скрутаторов. После проверки скрутаторы сжигают все бюллетени в специальной чугунной печи; им помогают секретарь Священной коллегии и специальные «растопщики» (Cerimonieri). Если сразу следует второй тур голосования (он полностью повторяет первый за исключением повторного принесения торжественной присяги и избрания скрутаторов, инфирмариев и ревизоров). Бюллетени первого тура остаются до подведения следующих результатов, и тогда пламя поглотит сразу две «гирлянды» (UDG 70).

Единственный «корреспондент», сообщающий о результатах голосований в прямом эфире – чугунная печь, высотой в один метр, с двумя отверстиями, двумя нишами и вытяжкой. Нижняя часть для розжига, верхняя – для сжигаемых бюллетеней. На нее нанесены даты избрания и имена последних шести Пап. В 1978 г. на выборах Папы Лучани и Папы Войтылы использовалась другая печь: на ней были высечены даты конклавов; в ней было только одно отверстие и не было небольшого купола. Известно, что для «окрашивания» дыма используются химические соединения: эффект черного дыма достигается за счет добавления перхлората калия, антрацена и серы; белый дым, возвещающий об избрании Папы, образуется за счет хлората калия, лактозы и канифоли. Когда-то цвет дыма корректировали с помощью соломы – мокрой или сухой. Об избрании Иоанна Павла I возвестил серый дым, что вызвало переполох у собравшихся на площади св. Петра, поэтому 16 октября 1978 г. для сожжения бюллетеней, помимо традиционной соломы, использовался газ.

Если за три дня ни один из кандидатов не наберет две трети голосов, выборы приостанавливают на день: кардиналы могут помолиться, выслушать духовное наставление старейшего кардинала-диакона. Если после возобновления еще семь туров голосования проходят безрезультатно, выборы снова приостанавливаются; вновь проходят своеобразные «духовные упражнения», с напутствием на этот раз выступает старейший кардинал-пресвитер. В случае третьего повторения такой ситуации, выборщиков увещевает старейший кардинал-епископ. После этого возможны еще семь туров голосования (UDG 74). Если вновь не достигнуто положительного результата, проводится дополнительный тур, по результатам которого становится набравший простое большинство; Иоанн Павел II также не отрицает возможности выбирать в дополнительном туре между двумя «лидерами» предыдущего тура (UDG 75).

Бенедикт XVI подтвердил: если по результатам 34 туров голосования никто не получил две трети голосов, то кардиналы должны выбирать из двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в последнем туре: в этом случае оба кандидата, за которых голосуют, голосовать не могут.

Данные правила должны соблюдаться и в случае, если Святой Престол оказался вакантным из-за добровольной отставки Понтифика в соответствии с кан. 332, §2 Кодекса канонического права и кан. 44, §2 Свода канонов Восточных Церквей (UDG 77).

Фото: Vatican Media

Первые слова нового Понтифика

Как только состоялось каноническое избрание нового Понтифика, самый младший из кардиналов-диаконов зовет в капеллу секретаря Коллегии, главного церемониймейстера; затем кардинал-декан или старейший по возрасту кардинал-епископ от имени всей коллегии выборщиков спрашивает избранного: Принимаешь ли ты свое каноническое избрание Верховным Понтификом? Получив утвердительный ответ, он задает второй вопрос: Как ты хочешь, чтобы тебя звали?.

Заметим: Иоанн Павел II в своей конституции приводит эти знаменитые формулы на итальянском, а не латинском языке. Затем главный Папский церемониймейстер с помощью нотариуса и в присутствии двух «растопщиков» составляет документ об избрании нового Понтифика и о том, какое имя тот себе выбрал (UDG 87).

Если избранный кандидат имеет епископский сан, он сразу же после своего согласия становится «Епископом Римской Церкви, истинным Папой и Главой Епископской коллегии; получает полную и высшую власть над вселенской Церковью» (UDG 88). Если Папой избран кардинал, не рукоположенный в епископа, его хиротонию должен совершить, как можно быстрее, Декан Коллегии кардиналов или (в его отсутствии) вице-декан либо старейший из кардиналов (UDG 88, 89).

Кардиналы-выборщики обещают новому Понтифику уважение и послушание, затем – возносят благодарение Богу (гимн Te Deum), после чего старший кардинал-диакон объявляет народу имя нового Епископа Рима: «Annuntio vobis Gaudium magnum». После этого новоизбранный Понтифик с балкона собора св. Петра преподает Апостольское благословение “Urbi et Orbi” (UDG 89). Интересно, что сам Иоанн Павел II не сразу преподал благословение, а обратился к пастве с предваряющей речью. Также поступали и его преемники. Принимать присягу кардиналов и благословлять народ может только имеющий епископский сан.

Конклав прекращается сразу после того, как новоизбранный Верховный Понтифик выразил согласие с результатами голосования (UDG 91). С этого же момента Заместитель государственного секретаря, секретарь по внешним связям Святого Престола, Префект Папского дома могут обсуждать с новоизбранным Понтификом неотложные вопросы.

После торжественной церемонии инаугурации Понтификата Папа вступает во владение Патриаршей Латеранской архибазиликой в соответствии с предписаниями (UDG 91).

Послесловие

И здесь-то, у подножья
сикстинского живого многоцветья,
сойдутся в час урочный кардиналы –
все те, кому доверено наследство: ключи от Царства.
Все придут сюда,
и Микеланджело вновь овладеет их виденьем.
«Им движимся, живем и существуем…»

…Сикстинское живое многоцветье
тогда заговорит как Слово Божье:
«Tu es Petrus, — услышал Симон, сын Ионин. –
Тебе дам ключи Царства».
Люди, кому доверена забота
о том, кто унаследует ключи,
здесь сходятся и позволяют собою овладеть
сикстинскому живому многоцветью,
видению Микеланджело.
Так было в сентябре, а после – в октябре
всем памятного года двух конклавов,
Так будет снова, когда час пробьет –
когда умру.
Тогда пусть с ними вступят в разговор
небесные виденья живописца.
Con-clave – совместная забота о наследье:
о том, кто будет обладать ключами Царства.

…Прозрачность дел –
прозрачность совести –
и значит, нужно, чтоб на конклаве вразумил людей Микеланджело –
не забывайте: Omnia nuda et aperta sunt ante oculis Eius.
Ты, все прозревший, — укажи!
И он укажет…
Иоанн Павел II. «Римский триптих»

Мы же все молимся об этом.

Ольга Карпова

Статья впервые опубликована в газете «Свет Евангелия» 17 апреля 2005 г.
Публикуем вариант, исправленный и дополненный автором.

Фото: Vatican Media