Как организовать синодальную встречу: некоторые практические рекомендации

(Время чтения – около 5 минут)

7 февраля Совет Синода епископов опубликовал первые итоги синодальных консультаций, в которых, в частности, подчеркивает важность процесса распознания во время синодальных встреч. Реальный вызов синодальности состоит именно во взаимном слушании и коллективном различении, — говорит документ. В этом контексте кажется важным напомнить некоторые рекомендации по организации консультаций (это, в первую очередь, Приложение В к Вадемекум). И, конечно, это только «рекомендации», а не обязательные к исполнению указания, так что мы призываем вас здраво применять их к вашим собственным условиям и обстоятельствам.

Сколько человек может быть на встрече?

Разумеется, столько, сколько пришло. Но непосредственно для обмена опытом и разговора Вадемекум рекомендует делить участников на малые группы – по 6-7 человек в группе. Представляется, это практически единственная возможность не только дать каждому высказать что-то своё, но и успеть обменяться плодами слушания других, и провести то самое «распознание», которого от нас ждут (и про которое нам так много не понятно, что кажется наилучшим вариантом сделать простой «протокол» и отдать все решения «наверх»: это очень соблазнительно, но, кажется, прямо противоречит намерению Папы Франциска).

Как разделить людей на малые группы?

Рекомендуется, чтобы в каждой группе были люди разного возраста, с разным опытом, из разных культур и слоев общества. При этом часто, если людям предоставляется возможность разделиться на малые группы самостоятельно, вместе собираются те, кто знает друг друга и друг другу симпатизирует. Решайте сами, стоит ли этому противодействовать: возможно, в вашем случае это позволит участникам почувствовать себя более свободно и безопасно. Если решитесь делить, то проще и объективнее всего это получается, если попросить людей «рассчитаться на первый – второй – третий» (по числу предполагаемых групп): в этом случае сидевшие рядом гарантированно окажутся в разных малых группах.

Где взять столько аниматоров?

В принципе, если у вас есть возможность, лучше пригласить «ведущих» заранее, и заранее же позаботиться о том, кто будет записывать итоги. Вадемекум рекомендует именно это. Но, если это невозможно, не бойтесь: группа из шести – семи человек в большинстве случаев вполне способна самоорганизовываться, если людей правильно проинструктировать. Роль координатора в этом случае будет состоять в том, чтобы следить за временем (лучше громко предупреждать о том, что оно заканчивается, за несколько минут до конца) и, перемещаясь от группы к группе (если они сидят в одном помещении малыми кружками) отслеживать, всё ли хорошо, не нужна ли помощь или вмешательство. Да, часто первые пол минуты работы в группе уходят на старательное «перепихивание» участниками друг другу листочка для записи. И начать первым бывает очень трудно. Но дальше обычно всё как-то образовывается. В худшем случае – примите на себя инициативу и просто обратитесь с прямой просьбой к кому-то из членов группы (не важно, по какому принципу вы его выберете). Но в большинстве случаев в этом нет необходимости.

Обязательно при расчете времени оставьте себе немножко «запаса»: почти наверняка кто-то хотя бы в одной из групп не успеет и будет ещё пытаться договорить, когда остальные уже ждут. Если у вас будет немножко «лишнего» времени, вам будет проще возвращать людей к регламенту мягко и уважительно.

Легко сказать «правильно проинструктировать». А конкретнее можно?

— В начале консультации напомните основной вопрос, поставленный перед Синодом: Синодальная Церковь «сообща странствует», возвещая Благую Весть. Как это «совместное странствие» происходит сегодня в вашей отдельной Церкви? Что Дух приглашает нас сделать, чтобы возрастать в нашем «совместном странствии»? (ПД, 26)

— Уточните дополнительные вопросы (из десяти, предложенных к обсуждению или других на ваше усмотрение), на которых сегодня предлагается остановиться.

— Опишите, что именно будет происходить, в каком порядке и сколько примерно времени; задачи и правила для каждого из этапов обсуждения. Перед каждым из этапов повторяйте то, что относится именно к ней.

— Напомните основные принципы уважительного общения: говорить о себе, избегать оценивания ближних и советов без запроса, помнить об основной цели – дать Духу говорить через нас, а не высказаться самому, необходимости слушать и стараться услышать других участников, «складывая их слова в своём сердце».

— Не забывайте о молитве и чтении Писания (предложенные Рабочей группой чтения или другие на ваше усмотрение): постарайтесь, чтобы они не были формальностью и совершались с должным почтением и вниманием. Секретариат Синода сейчас сделал целую дополнительную страничку «Молимся о Синоде», где можно найти дополнительные молитвенные тексты в дополнение к Молитве Синода (Adsumus). https://www.prayforthesynod.va/ К сожалению, молитвы на этом сайте доступны только на английском, итальянском, испанском, португальском и французском языках, но, если надо, — не стесняйтесь сказать, мы переведём.

Собственно, в качестве введения можно даже просто прочесть (но лучше сказать «не по бумажке») фрагмент из того же Приложения В (п. 5):

Мы приглашены:

— Вспомнить, о каком опыте нашей отдельной Церкви напоминает этот вопрос?

— Переосмыслить более глубоко этот опыт: какую радость он принёс? С какими трудностями и препятствиями был связан? Какие раны раскрылись? Какие открытия были сделаны?

— Собрать плоды, чтобы поделиться друг с другом: где в этом опыте звучит голос Святого Духа? Что Дух от нас требует? Что нужно подтвердить, а что изменить, какие шаги сделать? В чем мы отмечаем согласие? Какие новые пути открываются для нашей поместной Церкви?

Стоп-стоп! Какие ещё этапы обсуждения?

Рекомендованная в Вадемекум методика (п. 8 Приложения В) – всего лишь «одна из», вы можете сделать все иначе, если это вам по разумному рассуждению не подходит. Но она предполагает три круга обсуждения: в первом каждый из участников делится своими плодами молитвы и размышления (тут не лишне заметить, что вопросы и материалы Вадемекум рекомендует рассылать участникам за 2-3 недели до встречи, но мы понимаем, что вряд ли в наших условиях это возможно: в любом случае, постарайтесь, чтобы между «вводной инструкцией» и началом каждого круга было достаточно времени и «духовного пространства» для молитвы и размышления). Дискуссия на этом этапе не уместна: каждый призван внимательно слушать и стараться понять своих сестёр и братьев. Далее следует время молчания, чтобы отметить свои внутренние движения души. Во втором круге (после молитвы и размышления) участники делятся тем, что вызвало в них наибольший отклик во время первого круга и что происходило во время молчания. На этом этапе возможен диалог между участниками. Затем вновь наступает время молитвы и размышления, и третий круг – это разговор о том, что звучало в беседе и затронуло глубже всего. Именно как итог этого этапа происходит фиксация того, что будет передано «на следующий уровень». Важно фиксировать не только озарения, но и нерешенные вопросы, и голоса, оказавшиеся как бы «не в струе», темы, не получившие дальнейшего развития, но могущие быть голосом Святого Духа.

Затем все группы собираются вместе и участники делятся с остальными своим опытом участия в малой группе (достаточно одного представителя от каждой группы, но, если кто-то хочет дополнить, это вряд ли имеет смысл запрещать).

А итог-то как подводить?

Вадемекум советует, чтобы представители групп и организаторы задержались после встречи, чтобы обсудить происшедшее и составить итоговый документ (собственно, итоги групп – это уже его «черновик», тут важно просто более-менее свести вместе и записать «по горячим следам»).

А если у нас серия встреч – вроде, говорили же, что не надо итогов по каждой отдельно?

Если у вас проходит серия встреч с одним и тем же составом участников, то можно не отправлять итоги в епархиальную группу после каждой встречи. Но подводить их всё равно надо. И, пожалуйста, обратите внимание: это так, только если есть обоснованная надежда, что до самого конца удастся сохранить примерно тот же состав участников. Потому что, если на встречи приходят разные люди, то подвести общий итог и провести распознание, которые бы учли все голоса, может оказаться затруднительно.

Мария Касьяненко
Член Епархиальной синодальной группы
Санкт-Петербург