«Христианский пост – это ожидание Жениха». Проповедь Архиепископа на Пепельную среду

Каждый год Литургия Великого поста приглашает нас обратиться к трём основным путям переживания этого особо важного времени для спасения верующих: это милостыня, молитва и пост.

Эти практики не только готовят нас к Пасхе, но уже являются её плодом: они предваряют в нас радость и свет Воскресения, потому что они способствуют нашему подражанию Иисусу Христу.

Христос делает наши сердца способными к подлинной любви, к жизни в глубоком единстве между верой и милосердием.

Церковь предлагает нам в это Время великого поста путь покаяния, потому что она заботится о нашем спасении, о нашей судьбе.

Христианство — это не религия скорби, а путь к Пасхе и в Пасхе. Чтобы войти в событие воскресения, чтобы войти в новую жизнь, которую начал Иисус воскресший, мы должны очистить наш взгляд и наше сердце от всего, что мешает нам увидеть и вкусить то, что Иисус приготовил для нас, от всего, что мешает нам быть праведными.

Праведный человек — это тот, кто живёт в подлинных отношениях с самим собой, с другими, и с Богом. Пути, на которые Церковь указывает нам во время Великого поста, — это пути справедливости: справедливости по отношению к Богу (молитва), справедливости по отношению к себе (пост) и по отношению к другим (милостыня).

Давайте попытаемся вникнуть в их смысл. В самой последовательности, в которой евангелист Матфей передаёт слова Иисуса, есть глубокая педагогика: сначала милостыня, потом молитва, и, наконец, пост [ср. Мф 6,1-18].

Милостыня, восстанавливая справедливость среди людей, помогает нам понять, что всё принадлежит Богу, и освобождает нас от бремени неумеренной привязанности к земным благам, которые мы почему-то часто считаем «нашими».

Евангелие говорит сначала о бедности (о нищете), а затем о молитве, потому что первая является условием второй: без бедности (нищеты), без ослабления уз, которые держат нас в рабстве у вещей, не может быть молитвы.

Если наше сердце занято и озабочено миром, в нём нет места для диалога с Богом. А именно в этом диалоге человек узнаёт, в чём он действительно нуждается.

Не случайно Матфей ставит между молитвой и постом слова молитвы «Отче Наш», акцентируя важность прощения.

Причина молитвы не в том, чтобы напоминать Богу о наших нуждах. Бог прекрасно знает, что нам нужно, это мы не знаем, и для того, чтобы понять, в чём мы действительно нуждаемся, мы должны войти во взгляд Бога, который создал нас и любит нас.

Начать молиться — это значит войти в действие Бога в нас; поднять наши сердца к Богу. Только тогда мы начнём осознавать свои нужды.

«Когда молитесь, говорите: «Отче» [ср. Лк 11,2], сказал своим ученикам Иисус. Но это сказано и нам, верующим по словам учеников [ср. Ин]. В этом и заключается глубокая причина молитвы: открыть своё сыновство.

Таков же и подлинный смысл христианского поста, который предлагает нам Церковь. «Не хлебом одним жив человек, но отношениями с Отцом» [ср. Мф 4,4; Лк 4,4]. Традиция Церкви и духовной жизни всегда связывала пост с необходимостью уделять время и место молитве.

Необходимо, чтобы наши тела не были отягощены: «берегитесь, чтобы сердца ваши не отягчались рассеянностью, пьянством и материальными заботами» [ср. Лк 21,34].

Таким образом, пост не является следствием презрения к вещам или к телу. Напротив, он необходим для блага тела в свете правильных отношений с самим собой и с Богом.
Тем, кто упрекал Иисуса в том, что Его ученики не постятся, Он отвечал, что они не могут этого делать, пока с ними Жених.

И как раз христианский пост можно уподобить ожиданию жениха, которое вовлекает всё творение: пост даёт нам ощутить в нас самих глубокий голод и жажду всего творения, которые может утолить только Дух.

«Мы хорошо знаем, что всё творение глубоко и совокупно стенает болями родов доныне; и не только оно страдает, но и мы сами, хотя имеем начаток Духа, в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» [ср. Рим 8,22-23].

Фото: Ольга Дубягина