Торжественной Мессой Воспоминания Тайной Вечери, совершаемой в Великий четверг, Вселенская Церковь начинает священнопразднование Пасхального Триденствия. В этот день Церковь празднует установление двух Таинств – Евхаристии и Священства. И с этого же дня и до Навечерия Пасхи после пения гимна «Слава Высших Богу» в храмах затихает музыка и колокольный звон.
28 марта Архиепископ Павел Пецци отслужил торжественную Святую Мессу Великого четверга, на которой омыл ноги 12 прихожанам московского Кафедрального собора в знак воспоминания о жесте, который совершил Иисус на Тайной Вечере за день до Своего распятия.
Как заметил в проповеди владыка Павел, в жесте омовения ног ученикам мы видим «желание Самого Отца, Его жажду веры человека, Его любовь к Своему творению. Любовь, ожидающая момента соединения, любовь, которая хочет привлечь к себе людей, чтобы этим исполнить желание самого творения, которое живо ожидает откровения сынов Божиих [ср. Рим 8,19]».
«А что насчёт нас, действительно ли мы жаждем Его? Есть ли в нас желание встретиться с Ним? Стремимся ли мы к Его близости, к единению с Ним, которое Он дарует нам в Святой Евхаристии? Или мы равнодушны, отвлечены, заняты чем-то другим?» — спросил владыка Павел, обращаясь ко всем участникам богослужения.
Архиепископ напомнил, что вечерняя трапеза Иисуса перед Страстями была пространством молитвы, «молитвы благодарения и благословения»: «Иисус превратил Свои страдания в молитву, в жертву Отцу за Своих и за всех, кто будет веровать в Него через них. Преображение Его страданий в любовь имеет своей целью евхаристическое преображение, наше собственное преображение в общении со Христом. Евхаристия направлена на нового человека, новый мир, так как он может родиться только от Бога через дело Его Сына».
Размышляя о молитве Иисуса на Тайной Вечере, владыка Павел отметил, что «Иисус четыре раза обращается к Отцу с молитвой о нас: и это молитва о единстве. Иисус прямо говорит, что эта просьба относится не только к присутствующим ученикам, но направлена на всех, кто будет верить в Него через них [ср. Ин 17,20]. Он просит, чтобы все стали едины, «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе… чтобы мир уверовал» [ср. Ин 17,21]. Христианское единство возможно только тогда, когда христиане тесно соединены с Ним, с Иисусом, когда вера и любовь к Иисусу, вера в то, что Он един с Отцом, объемлет всех нас.
Эта молитва имеет евхаристический смысл, который Павел ясно раскрывает в своём Первом послании к Коринфянам: «Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» [1Кор 10,16-17]».
Далее в своих размышлениях о Таинствах Евхаристии и священства, Архиепископ напомнил, что «в Евхаристии рождается единая Церковь Христова. Мы все едим один и тот же хлеб, мы принимаем одно и то же Тело Господа. Это делает всех нас единым целым. Евхаристия — это тайна предельной близости и общения каждого человека с Господом. И в то же время — это видимое единство всех. Евхаристия — это таинство единства. Она есть личная встреча с Господом, но одновременно она никогда не является только актом индивидуальной преданности. В каждой христианской общине Господь присутствует в полной мере. Но одновременно Он един во всех общинах. Поэтому священник произносит после пресуществления такие слова: «Господи, сделай Церковь Твою совершенной [единой] в любви вместе с Папой нашим и епископом нашим»; эти слова выражают тесную связь между единством и Евхаристией. И мы называем Папу и епископа по имени: единство совершенно конкретно, у него есть имена. Таким образом, единство становится видимым знаком для нас и для всего мира. Служение единства имеет своё видимое место в праздновании Святой Евхаристии».
Завершая свою проповедь, владыка Павел обратился к Господу с молитвенной просьбой, которая также может стать примером для нашей личной молитвы: «Господи, Ты желаешь разделить Себя с нами в Святой Евхаристии, соединиться с нами. Господи, пробуди и в нас стремление к Тебе. Укрепи нас в единстве с Тобой и друг с другом. Даруй Своей Церкви единство, чтобы мир уверовал».
В заключительной части богослужения Пресвятые Дары были перенесены с алтаря в символическую «темницу», которая была воссоздана в боковом приделе храма. Здесь владыка Павел и сослуживающие ему священнослужители опустились на колени для личной молитвы. После завершения богослужения верующие и гости храма могли остаться возле «темницы» для молитвы в тишине или приступить к таинству исповеди.
Текст и фото: Ольга Дубягина
Полный фотоотчёт (ВК): Месса Великого четверга с Архиепископом Павлом Пецци