К 25-летию повторного освящения Кафедрального собора Пресвятой Девы Марии мы собрали свидетельства верующих о великой и прекрасной Жизни, наполняющей его стены. За четверть века этот храм стал домом для многих людей. А дом — это место, где происходят самые важные вещи, ведь здесь мы любимы и учимся дарить любовь другим.
Дом семей
«Храм стал нашим вторым домом» — с этих слов начали свое свидетельство Светлана Загурская, Станислава Спесивцева и Юлия Ермолаева — дочери Ядвиги Казимировны Немонякиной, которую в храме знали многие, и не только прихожане, и с любовью и уважением называли «Пани Ядвига». Она была удивительным человеком с открытой душой и сердцем к людям, многих она привела в храм, многих научила молиться, постоянно повторяя слова, сказанные когда-то ей ее родителями: «Без Бога нет порога».
Приехав с мужем в Москву, Ядвига Казимировна, будучи человеком верующим и помнящим наказ священника, данный ей на венчании («поручаю тебе семейную катехизацию»), она нашла храм св. Людовика, который на тот момент был единственным католическим храмом в Москве, и стала активной его прихожанкой. В тот же храм она привела и своих дочерей – Юлию, Светлану и Станиславу, которые впоследствии оказались в числе прихожан собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
«Мы с мамой, как всегда в воскресенье пришли на Мессу, и тут священник говорит, что Правительство Москвы отдает верующим храм на Малой Грузинской, и что там нужна будет помощь. Наша мама сказала, что мы должны пойти и помочь. Для нас, когда мы услышали о возвращении храма верующим, это была такая радость, и, конечно же, мы пошли.
Когда мы пришли первый раз, нам слегка стало страшно. Это сейчас храм большой светлый, с высокими шпилями и колокольным звоном, а тогда — много мусора, на крыше березки растут. Первые службы и первые молитвы на ступеньках, потом субботники. Мы старались участвовать во всех субботниках, наша мама была для нас главной движущей силой, она задавала «боевой» настрой всей нашей семье. Когда вернулся из армии наш брат Казимир, он активно помогал рабочим-строителям. И какая была у нас радость, когда торжественно открыли двери храма. Это было незабываемое время, мы вместе с монашествующими, священниками и семинаристами молились, участвовали в субботниках, как одна семья. Храм еще полностью не восстановили, но богослужения были каждое воскресенье и каждое воскресенье мы видели, как возрождается наш собор.
Первое Крещение в нашей семье в еще не отремонтированном храме состоялось в 1994 году. Мы крестили Юлию, дочь Светланы, потом в 1995 – Вадима, сына Юлии, и в 1996 — Машу, дочь Станиславы. Конечно, потом наши дети венчались и крестили своих детей в этом же храме, но теперь он был светлым и красивым.
Храм для нас стал вторым домом, все праздники мы отмечали в храме, мы приходили и приходим к священникам с нашими радостями и горестями, и они разделяют их, помогают в трудную минуту советом, поддерживают нас, когда уходят наши близкие и радуются с нами нашим успехам. В том, что мы в храме чувствуем себя как дома, большая заслуга нашей мамы – Ядвиги Казимировны, которая привела нас к Богу, научила молиться и трудиться. Мама почти до самой смерти была одной из активных прихожанок, она была дежурной в храме и привлекала нас дежурить с ней. Она не просто сидела, она встречала каждого входящего, всем старалась что-то рассказать, всех выслушать, хотя народу было всегда много. Когда ее отпевали в нашем соборе, пришло много людей, и они говорили, что «пани Ядвига» привела их в храм, когда встретила их у дверей, провела, рассказала, а кто-то говорил, что она научила их молиться.
Мамы с нами нет, изменились священнослужители, но и мы, и наши дети, и внуки по-прежнему приходим в храм, здесь наша семья, здесь люди, которые знают нас и нашу маму, здесь мы чувствуем особую атмосферу домашнего тепла и уюта».
Дом, где рождаются призвания
Отец Илья Астапов переступил порог Кафедрального собора в августе 2002 года. Он говорит, что на тот момент уже получил от Бога прямое приглашение к священству, но тогда еще не мог этого понять, раскрыть для себя: «Случилось это непосредственно в Фатиме, в июне того же года. Фатима была целью долгого двухнедельного паломничества, где я, 16-летний православный юноша, впервые узнал об особой заботе Девы Марии о России. В день Ее памяти, 13-ого числа, сестра Тамара из Общины Блаженств, которая организовала данное паломничество, попросила меня представлять нашу группу на вечернем богослужении и прочесть часть Розария на русском языке. Я научился этой молитве только во время паломничества. Как только я завершил молиться свои пять «Радуйся, Мария», ко мне подошли священники и поставили меня рядом с собой. По завершении молитвы и процессии они спросили меня: «Хочешь ли ты стать священником?» Я оторопел, не ожидал подобного вопроса. И сам бы никогда не задумался на счет этого. Не знаю почему, но я ответил: «Да, я хочу!»».
Именно Кафедральный собор стал кузницей этого «хочу» на протяжении последующих лет, признается отец Илья: «Должно было пройти достаточно времени, чтобы я глубоко осознал, на что я дал согласие тогда в Фатиме. Это согласие я повторял несколько раз в стенах собора, свидетельствуя о своем желании различным священникам и монахиням, получая от них добрые советы и поддержку.
Когда я в первый раз оказался в Соборе, то меня впечатлила группа молодежи, которая стояла полукругом перед фигурой Девы Марии и молилась Розарием. Благодаря паломничеству и Фатиме я знал эту молитву. Подошел и встал рядом с ними. Так я оказался в Оратории. Собор принял меня в свое лоно, я провел в его крипте, наверное, очень много времени, прежде чем поднялся наверх перед алтарь».
Каждый день будущий священник проводил в Оратории. Он занимался тем, что уже знал и любил – театром и музыкой с детьми. «Мое призвание, которое я еще не понимал, нуждалось в примерах и поддержке таких же молодых, как и я. И мне повезло и с тем и другим», – говорит отец Илья. – «Однажды в Оратории ко мне подошел маленький мальчик Тимур, как оказалось, детдомовец (всю жизнь я буду благодарен ему за этот дар!), который протянул мне тоненькую книгу о святом Доминике Савио. И эта книга все во мне перевернула. Она познакомила меня с жизнью святого священника Иоанна Боско. Тогда в моей жизни появился пример и ориентир. Я еще ничего не знал об образе своего священства, но уже знал, каким должен быть священник – похожим на Иоанна Боско».
«Сказать свое первое уверенное и осознанное «да» священству мне помогла совместная с молодежью молитва о призваниях. Сейчас эта традиция не сохранилась, но раньше каждый четверг молодежь, желающая посвятить себя Богу, готовила и проводила размышления о призвании перед Святыми Дарами в соборе. Именно тогда я смог понять, о чем же спрашивали меня священники в Фатиме. Когда же наконец я осознал, то заплакал от счастья», – рассказывает отец Илья.
«Собор действительно стал моим домом. Я проводил здесь каждый день. Даже прогуливал школу ради него. И он стал для меня еще важнее тогда, когда я стал министрантом. Это случилось спонтанно. Раньше в крипте была Ораторская часовня, где каждую неделю проводили специальную Мессу для молодежи. Вот один министрант, видимо, желая увильнуть в этот день, напялил на меня, ничего не понимающего, альбу и сказал: «Сегодня прислуживаешь ты!». «Но я же ничего не знаю!» — воскликнул я. «Не переживай, там все легко!» Так я стал министрантом. И с того момента был им почти каждый день и чаще всего на двух Мессах подряд: польской и русской. Специально приходил на Мессу на польском языке, потому что на ней обычно не было министрантов. А затем оставался и на русскую Мессу, особенно, если и здесь никто не приходил помочь священнику». Участие в Святой Мессе, нахождение около алтаря, общение со священниками и сестрами в ризнице стали школой его призвании.
Отец Илья признается, что ему очень повезло со священниками и сестрами: «Я бы мог перечислить огромную литанию из имен, кто оказал на меня влияние, кто поддерживал меня и мое желание посвятить себя Богу. Самое дорогое – это то доброе и сердечное отношение, которое я встретил в стенах собора с их стороны. Особая мудрость о. Августина Дзендзеля, отцовское отношение и наставничество со стороны о. Аркадия Грабовского, братское и простое отношение со стороны епархиальных священников, внимание и забота сестер-монахинь – это те условия, в которых я формировался и возрастал».
Формированию призвания помогали и миряне: «Особо мило, что для многих приходских бабушек я стал словно родным внуком. Они молились обо мне очень много. Сегодня мне несколько горько, что поскольку мой путь к священству занял достаточно много времени – около 13 лет, некоторые мои приходские, любимые бабушки не смогли увидеть мою первую Мессу. Рад, что дорогая моему сердцу Валентина Васина, которая знала меня еще подростком, утешилась, когда увидела меня священником. Молитва и поддержка прихожан всегда помогала мне идти к священству. Я знал, что за мной стоит много душ, которые молятся и ждут. С 2007 года я также являюсь частью Ассоциации салезианцев-сотрудников, теперь уже как священник. Члены этой Ассоциации – это почти все прихожане Собора, та моя приходская семья, благодаря поддержке которой, я стал священником».
Несмотря на то, что путь отца Ильи к священству был непростым и долгим, он начался в соборе, который он считает своим домом, в который он всякий раз возвращается, в который стремится, который любит и мысль о котором наполняет его благодарностью.
Дом, где звучит музыка
19 августа 1991 года началось служение с. Валентины Новаковской, CSA в России. Много лет она возглавляет благотворительный фонд «Искусство добра», который организует органные концерты в Кафедральном соборе.
«Начало 90-х годов в России ознаменовалось не только возрождением структур Католической Церкви, но и изменением социальной и духовной жизни людей, их отношением к религии», — вспоминает с. Валентина. – «Это был сложный период, когда в буквальном смысле происходило изменение самосознания, переосмысления навязываемых им десятилетиями в том числе и в отношении с Богом».
Одним из важных и значимых событий этого «времени перемен» стало освящение Кафедрального собора. Сестра Валентина вспоминает, как уже на Мессе освящения Архиепископ Тадеуш Кондрусевич в проповеди сказал: «Этот прекрасный храм призван служить домом молитвы для всех верующих людей, а также местом, где будет звучать прекрасная музыка».
«Его слова стали призывом к действию. Как сестра от Ангелов, я искала способ, как рассказать наибольшему числу людей об этом чудесном соборе и о Боге, Который ждет их в этом месте. Так появилась идея создания благотворительного фонда «Искусство добра», главной задачей которого будет развитие духовной и органной музыки, поддержка молодых музыкантов, знакомство с Католической Церковью посредством ее музыкальной культуры. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич благословил эту идею, дон Бернардо Антонини поддержал нас, и так, 25 декабря 2001 года Фонд был официально зарегистрирован Московской регистрационной Палатой. Так началась концертная, духовно-просветительская деятельность и благотворительная деятельность фонда «Искусство добра»».
Концерты в соборе буквально притягивали людей своей мистической красотой и непостижимой тайной присутствия в храме живого Бога. «И спустя 23 года Фонд собирает вокруг себя выдающихся российских и зарубежных музыкантов, с которыми мы создавали Международные Фестивали, Органные Конкурсы, образовательные органные семинары и множество прекрасных инициатив. Мы приглашаем на концерты подопечных из приютов, социальных организаций, многодетных семей и домов престарелых. И конечно, мы поддерживаем наш храм и органы собора. Так, следуя названию нашего фонда «Искусство добра», мы показываем, что искусство должно быть добрым, а добро нужно делать красиво. Мы очень бережно относимся к слушателям, которые приходят в наш собор, стараясь через музыку звучащую в храме привести их к Богу, возбудить тоску по Богу, пробудить сердца к добру, свету и любви. Из огромного океана музыки мы выбираем шедевры духовной музыки, которая способна затронуть в человеческой душе самые благородные струны, настроить человека на интимный разговор с Творцом. Так родились вступительные предисловия, предваряющие концерт. В них мы раскрываем содержание музыки и ее связь с Литургией, церковными Праздниками, библейскими событиями».
Так, говорит сестра Валентина, для многих стало «откровением», что «Щелкунчик», это сказка о Рождестве или то, что Реквием — это заупокойная Месса. Для кого-то было полным откровением, что музыка может звучать под сводами действующего храма.
«Мы видели, как кто-то становился нашим постоянным слушателем, кто-то после концерта приходил на богослужение, кто-то шёл на катехизацию. Все эти люди приходили сами и приводили своих родных и знакомых, через музыку они завязывали личные отношения с Богом.
Наша деятельность – это не только концерты, фестивали, конкурсы, но и экскурсии по храму, которые знакомят посетителей с историей нашего храма и рассказывают об истории Католической Церкви в России, о том, кто такие католики и во что они верят. Многие годы их проводила с. Наталья Кабишева, сейчас эту традицию продолжает г-жа Ольга Дубягина.
Мы продолжаем развиваться и ищем новые пути, чтобы через музыку, звучащую в храме, люди открывали красоту и величие мира и его Творца».
Дом, где встречают Христа
В 2017 году Дмитрий Калинкин, будучи министрантом в Кафедральном соборе, захотел включиться и в процесс катехизации. Эту мысль он обсудил с сестрой Терезой Матыей, салезианкой, которая в то время несла служение в ризнице, и с которой они близко общались.
«На мое предложение «взять вместе группу» она согласилась, и в сентябре 2017 года мы вместе начали катехизацию в группе по подготовке к присоединению к Католической Церкви и воцерковлению», – вспоминает Дмитрий. – «Должен признаться, что это желание было продиктовано некоторой неудовлетворенностью тем, как в то время выстраивался процесс катехизации взрослых в приходе, который, на мой взгляд, не может быть просто «учебным процессом» с неким «экзаменом» по его окончании. Помимо этого, часто возникающий вопрос, куда исчезают те, кто только год или два назад присоединился к Церкви или принял крещение, находил свой ответ в моей убежденности, что проблема заключается в подходе. Как говорила сестра Мария Стецка, есть две большие «тайны веры» — тайна появления людей в Церкви и тайна их исчезновения. Уж мы то точно сделаем «как надо»!
Дальнейший опыт показал, что человеческие усилия не всегда пропорциональны видимому результату, поскольку передача веры, содействие встрече людей со Христом, не зависят полностью от нас. Мы можем лишь сеять, надеясь на обильный урожай».
Дмитрий не соглашается с теми, кто говорит, что люди уходят из Церкви: «Они в ней остаются, поскольку всегда могут прийти, чтобы получить утешение и исцеление в таинствах. За время катехизации они уясняют для себя, что приход — это место, куда всегда можно вернуться».
Возвращаясь к первому опыту катехизации, Дмитрий благодарит сестру Терезу, которая многому его научила, а главное — доверию Богу: «Память о ее доброжелательном, спокойном, принимающем отношении к людям и сейчас является для меня примером».
В начале каждого катехетического года Дмитрий объясняет пришедшим на первую встречу, что за девять месяцев катехизации та мотивация, с которой человек приходит в храм, должна очиститься и быть четко сформулированной: «Необходимо ответить на вопрос, почему я здесь, что значит для меня быть христианином, верить во Христа. Без ответа на эти вопросы, а значит и без понимания свой христианской идентичности, будет достаточно сложно «протянуть» на неофитском топливе больше полугода после присоединения или Крещения».
«Как известно из учебников по катехетике, наша христианская жизнь держится на нескольких столпах — литургия, диакония (служение милосердия), койнония (общение) и катехизация (наставление в вере)», – рассказывает Дмитрий. – «С самого начала мы строили катехетический процесс на этих столпах — совместная молитва, Святая Месса, дела милосердия у сестер Матери Терезы, сборы на благотворительные проекты, помощь в храме, поездки в другие приходы и совместное празднование Рождества и Пасхи – все это является неотъемлемой частью катехизации».
«Для меня всегда было удивительным то количество людей, которое приходит каждый сентябрь, чтобы записаться на катехизацию: 110, 120, 115 человек. До присоединения доходит примерно половина. Каждый ищет ответ на тот вопрос, с которым пришел — кто-то его не находит, кто-то — не принимает, а кто-то пока боится. Но практически у каждого присутствует жажда, которую он пытается утолить, и задача катехизатора — помочь человеку осознать, что только Иисус Христос может утолить эту жажду, потому что только он дает ответы на вопросы, возникающие у человека, и удовлетворяет его желание быть счастливым», – говорит Дмитрий.
Он также замечает, что катехизация — это взаимный процесс: «Как часто, переживая какие-то трудности, я укрепляюсь в вере, видя, с какой настойчивостью и серьезностью люди относятся к нашим катехетическим встречам, участию в Святой Мессе или уборке храма — с уверенностью можно сказать, что они тоже передают мне веру и являются моими катехизаторами».
«Ситуация нашего прихода непростая — Кафедральный собор, центр Москвы — столицы, современного и динамичного мегаполиса — все это накладывает определение требования и ответственность по отношению к духовенству, катехизаторам, прихожанам.
За внешним, которое безусловно важно, необходимо помнить о главном — это место встречи с Богом в молитве, в таинствах, в общении. Многие, кто из прошедших катехизацию поддерживает со мной общение, часто повторяют, что здесь они чувствуют себя как дома, что они не мыслят себя без участия в воскресной Мессе. Всегда радостно, когда видишь во время Литургии тех, кто когда-то слушал тебя в зале святого Иосифа, когда через год или два на занятия приходят их супруги, родители, дети, друзья или знакомые, когда между теми, кто ходил вместе на катехетические встречи, зарождается дружба, когда спустя три или четыре года человек, которого ты всего пару раз видел в храме после присоединения, пишет сообщение с вопросом, когда можно прийти на исповедь и во сколько начинается рождественская или пасхальная Месса».
В эти дни, когда мы празднуем годовщину освящения нашего храма, можно конечно подводить итоги, собирать статистику и т.п., говорит Дмитрий, но самое главное, что не меняется — Кафедральный собор продолжает оставаться домом, где встречают Христа.
Материал подготовили Анастасия Бозио и Ольга Дубягина
Фото обложки: Ольга Дубягина