“Слово Божие — Бог с нами”. Послание архиепископа Павла на Адвент и Рождество 2020 года.

Возлюбленные братья и сёстры!

«Сын Божий, Господь наш, сущее Слово Отца, есть и Сын Человеческий, потому что имел по человечеству рождение от Марии», — такими словами св. Ириней Лионский описывает тайну веры, которую мы созерцаем в Адвент и Рождество. И сразу же возникает вопрос: осознаём ли мы глубину этого дара, который получили в Крещении и во встрече с Христом в общине Церкви?

Этот дар — Слово, живое и животворящее, и говорящее с нами. По примеру Богородицы, сохранявшей всё, что было Ей возвещено, и мы должны сделать наши сердца обителью Слова (ср. Лк 2,19.51).

Этот дар — наше призвание. Слово Божие сообщает каждому человеку своё определённое и неповторимое слово призвания. И каждого человека по-своему Слово Божие призывает участвовать в Своей миссии.

Слово придаёт нашей жизни вкус и смысл, в которых мы нуждаемся, как никогда раньше. В последние месяцы пандемия распространяет не только болезнь, но и страх перед будущим, недоверие и неуверенность. Мы нуждаемся в том, чтобы вновь обрести уверенность, доверие и надежду для себя и для всего общества.

Главный инструмент для этого — литургия. В литургии мы можем принести и отдать Богу нашу жизнь, наши проблемы, наши трудности, но также и наши желания, наши мечты. Вот почему так важно именно сейчас, в это время, конечно же соблюдая все меры безопасности, но продолжать участвовать физически, лично в воскресных и праздничных богослужениях.

Те же, кто не может участвовать в литургии из-за болезни, возраста или даже страха, пусть не падают духом: вы можете участвовать в богослужении по трансляции, которые мне хотелось бы видеть в каждом приходе.

Кто может участвовать в литургии только дома, пусть делает это с благоговением. В это время будет очень полезно читать Святой Розарий, Утреню и Вечерню, молитву Ангел Господень, и конечно же Священное Писание — и самим, и, если это возможно, вместе с семьёй. Очень советую вам прочитать Евангелие от Луки, особенно первые две главы; Евангелие от Матфея, также первые две главы; а в рождественское время — Евангелие от Марка, главы 1-13. Полезно также читать книгу пророка Исаии, так называемую «Книгу Эммануила», это главы с 6 по 12.

Скоро мы будем праздновать Рождество и вместе с ангелами возвещать Славу Божию. Возьмём на свои плечи это лёгкое иго — возвещать нашим братьям и сёстрам Иисуса Христа, Воплощённое Слово, Путь, Истину и Жизнь. «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если я не буду возвещать Евангелие!», — написал святой апостол Павел (ср. 1Кор 9,16).
Самое убедительное возвещение Евангелия — это дела любви, чистой и бескорыстной любви. «Смотрите, как они любят друг друга», — с завистью говорили о первых христианских общинах. Чтобы так любить, нужно желать подражать Христу, потому что в Нём явилась любовь Божия для всех людей: «Милость Божия, доброта и любовь Спасителя нашего, Бога, была явлена всем людям. Ибо Он спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом» (ср. Тит 2,11; 3,4-5).

Состояние этого времени — ожидание; ожидание того, что уже с нами произошло: Адвента и Рождества. Ведь если мы не ожидаем грядущего Христа по-настоящему, всем сердцем, то не сможем увидеть Его рождение в нас и среди нас.

Поэтому Адвент и Рождество предлагают нам обращение — нас самих и наших общин. Обращение! О чём идёт речь и почему оно так важно? Обращаться — значит постоянно возвращаться к вере, к доверию Богу, Который в Своём Воплощённом Слове желает присутствовать в нашей жизни.

Кто доверял Богу две тысячи лет назад? Те, кто видел и признавал в Иисусе присутствие более, чем человеческое, присутствие Бога, потому что «никто не может говорить слова и совершать дела, какие Ты говоришь и совершаешь, если Бог не с ним», — сказал пришедший к Иисусу ночью Никодим (ср. Ин 3,2).

Богу доверяли Мария и Иосиф, Богу доверяли пастухи, Богу доверяли волхвы. Для доверия нужно чистое сердце, сердце ребёнка: «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение» (Лк 10,21). Иисус внушал доверие Богу тем, кто следовал за Ним, тем, кто верил в Него и через эту веру смог доверить себя Богу.

Это доверие со временем приносит новое познание тайны Бога и себя. Присутствие воплощённого Слова внутри меня и внутри нас через веру и таинства, особенно Евхаристию, рождает в нас новое познание. «Сын Божий восхотел совершить в нас все дела и тайны жизни Своей и сим исполнить их. Он жаждет исполнить в нас тайны Воплощения и Рождества Своих, сокрытой жизни Своей, поселяясь в нас и в душах наших рождаясь, в таинстве Крещения и Пресвятой Евхаристии, и даря нам жизнь духовную и внутреннюю, кои сокрыты со Христом в Боге» (Св. Иоанн Эд. Царство Иисусово).

Эта внутренняя духовная жизнь и есть новое познание, более глубокое и великое, чем обычное познание, потому что оно открывает нам Христа в корне всего сущего. Мы обнаруживаем в себе это новое познание и доверие по мере того, как в нас иссякает гордыня.

«Господи! не надмевается сердце моё и не возносятся очи мои, и я не покушался на то, что выше меня, на то, что для меня недоступно. Но я тих и спокоен; душа моя, как дитя, отнятое от груди матери. Да уповает Израиль на Господа, да ожидает Израиль Господа отныне и вовек» (ср. Пс 130).

В это Рождество мы должны просить у Бога такое сердце, сердце ребёнка, иначе мы будем бесконечно убегать в рассеянность и томиться в плену возмущения и разочарования. Сердце ребёнка было у святого Ансельма, когда он сочинил прекрасную молитву, которую я рекомендую вам читать как акт благодарения после Причастия:

Прошу Тебя, Господи,
даруй мне через любовь вкушать
то, что я вкушаю познанием.
Даруй мне через привязанность ощущать
то, что ощущаю умом.
Пусть всё, что Твоё по природе,
будет Твоим по любви.
Привлеки всего меня к Твоей Любви!
Сделай, о Христе, то, чего сердце моё сделать не может.
Ты, творящий меня просящего, ответь на мою просьбу!

Дорогие братья и сёстры!

Пусть этот опыт новой человечности, опыт нового рождения свыше станет в это Рождество даром для ваших семей, для ваших отношений с женой, мужем, с вашими детьми, с коллегами на работе, для любых отношений в любых обстоятельствах, чтобы в благоприятных обстоятельствах мы были смиренными, а во враждебных — уверенными.

Пусть Господь, ныне родившийся и живущий с нами, вместе с молитвами Его Матери, Матери Слова, сопровождает наш путь и вдохновляет нашу жизнь и наше служение.

Примите моё благословение на предстоящее празднование Рождества Христова — во имя ✠ Отца, и ✠ Сына, и ✠ Святого Духа.

✠ Архиепископ Павел

Из Москвы, 8 декабря 2020 г.,
в Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии