Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные народа Божия!
Возлюбленные во Христе братья и сёстры!
В Булле Папы Франциска, провозглашающей юбилейный Год милосердия, написано, что «бывают моменты, когда мы ещё настоятельнее призваны неотрывно глядеть на милосердие, чтобы самим стать убедительным знаком Отчего действия» (MV, 3).
Как нам глядеть на милосердие Божие? Какое конкретное лицо милосердие обретает в нашей жизни? Великий Пост и предстоящая Страстная Неделя, которые достигают своей вершины в Пасхе воскресения, связывают милосердие с всемогуществом Бога. В книге Премудрости Соломона говорится: «Ты всех милуешь, потому что всё можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. Ты любишь всё существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или бы как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что всё Твоё, душелюбивый Господи» (Прем 11,24-27).
Поистине, милосердие Божие простирается на грешников всего мира и всей истории, и бескорыстная любовь Бога играет решающую роль в сотворении и сохранении всего существующего. «Тех, кого спас Ты, сохрани, Владыка!», — поётся в одном из песнопений Великого Поста.
Цель милосердия — вернуть человеку истинное познание Бога и самого себя, чтобы он мог строить свою жизнь, исходя из своих отношений с Богом творящим и любящим. В этом и заключается созерцание милосердия, к которому нас призывает Папа Франциск.
Бог всегда действует с терпением. Долготерпение — это проявление всемогущества Бога, Который обращает человеческое высокомерие в смирение. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы всемогущество Бога проявлялось в том, чтобы Он решал все наши проблемы, чтобы Он волшебным образом осуществил наши мечты об успехе, устранил из нашей жизни зло и страдание. Это — вечная мечта человека создать себе идола, а иногда и откровенная попытка поставить себя на место Бога. Но «Мои мысли – не ваши мысли; Мои планы – не ваши планы, — говорит Господь» (ср. Ис 55,8).
Действие Бога в нашей жизни часто является для нас скандалом, соблазном. Потому что Бог, милосердный и долготерпеливый, относится к человеку иначе, чем мы сами относимся к себе и другим. Бог принимает человека, давая ему надежду на новую жизнь. Он понимает и даже оправдывает его: «Отче, прости их, потому что они не знают того, что они творят» (ср. Лк 23,34). И, наконец, Бог прощает человека: «В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф 18,21-22). «Пусть этот Великий Пост подготовит наши сердца к принятию Божьего прощения; но принимая его, мы должны затем сделать то же самое и с другими: всем сердцем простить их. «Быть может, ты никогда со мной не здороваешься, но в своём сердце я простил тебя». Таким образом мы становимся ближе к величайшему Божьему милосердию. Прощая, мы открываем свои сердца, дабы милосердие Бога вошло в них и простило нас. Потому что все мы должны просить о прощении, все» (Папа Франциск, Проповедь 1 марта 2016 г.).
Но цель милосердия состоит также и в том, чтобы мы сами стали «убедительным знаком Отчего действия» (MV, 3). Мы сможем выполнить эту задачу, если будем подражать тем «чувствованиям», которые были в Иисусе Христе (ср. Флп 2,5), отдавшем Свою жизнь в жертву за меня, грешника. Чувствовать, как Иисус, — значит смотреть на другого, как на дитя, навсегда связанное со мной. Отец никогда не откажется от сына, но будет терпеливо ждать его до конца, вплоть до того, чтобы отдать свою жизнь ради его спасения. «Бог никогда не отказывается от нас: мы — Его народ. Каким бы злым ни был человек или народ — это Его дети. Таков Бог: Он никогда не отказывается от нас. Он всегда говорит: сын Мой, приди ко Мне. Такова любовь нашего Отца, таково милосердие Бога. Иметь такого Отца значит иметь надежду и доверие. Эта принадлежность Отцу должна переживаться в доверии и послушании, с уверенностью, что всё, что мы получаем от любви Отца, — это дар» (Папа Франциск, Общая аудиенция 2 марта 2016 г.).
То, что делает нас знаком милосердного действия Бога и даёт надежду нашим братьям, — это жертва. Мы призваны воспринимать саму свою жизнь, как жертву, благоприятную Богу, потому что она участвует в спасительной жертве Иисуса Христа. С нашей точки зрения крестная жертва кажется несправедливой, немыслимой. В самом деле, наша природа создана для счастья, она создана для полноты, для прекрасного, для истины, а крест как будто противоречит этому.
Однако сама жизнь показывает необходимость жертвы: для матери — чтобы родить ребёнка, для отца — чтобы содержать жену и ребёнка; чтобы быть истинным другом, чтобы продолжать путь вместе с любимым человеком, чтобы работать и зарабатывать — жертва нужна повсюду. Избежать жертвы невозможно, и, в конце концов, надо всем нависает самая огромная жертва, какую только можно себе представить, — смерть.
«Совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин 19,30). Без этого события нет ни веры, ни надежды, ни любви, ничего прекрасного, доброго, справедливого — без жертвы Христа нет ничего. Жертва креста — это центр, в котором всё собирается воедино. С тех пор, как Богочеловек Иисус был пригвождён к кресту, жертва стала центром не только жизни Христа, но и жизни каждого человека. С той поры судьба каждого человека зависит от этой смерти. С тех пор, как этот Человек был пригвождён ко кресту, с того момента, когда Он возопил: «Отче, для чего Ты оставил Меня?» (ср. Мф 27,46), затем сказал: «Отче! прости им, ибо не знают, что творят» (ср. Лк 23,34), и, наконец, возгласил: «В руки Твои предаю жизнь Мою» (ср. Лк 23,46), с тех пор, как Иисус умер на кресте, жертва стала центральным событием истории спасения и судьбы каждого из людей.
Однако Христос умер на кресте, чтобы люди могли достичь своей судьбы и преодолеть смерть. Своей смертью Иисус показал, что жертва неразрывно связана с судьбой человека, — и это придаёт смысл всем тем жертвам, из которых состоит наша жизнь, начиная с необходимости вставать по утрам. Крест Христов показал, что смысл жертвы не обязательно отрицателен, более того, её смысл таинственным образом положителен. Жертва — это условие достижения человеком своей судьбы: quia per sanctam crucem tuam redemisti mundum — «ибо Ты святым крестом Твоим искупил мир».
Каким образом для нас крест Христов становится ценностью, приобретает положительный смысл? Жертва становится ценностью, когда она является нашим ответом на смерть Христа ради спасения нашей жизни и жизни всех людей. Жертва становится принятием того, что единственный способ для нас обрести свою судьбу и победу над смертью — это также взойти на крест Христа и участвовать в Его смерти. Наша жертва — это приношение Христу собственной жизни как участие в Его смерти. Жертва Христа, спасающая мир от распада и смерти, становится нашей ценностью, если мы принимаем от Христа тот способ, которым Он желает сделать нас участниками Своей жертвы — например, посылая мне болезнь или несчастную любовь, позволяя, чтобы со мной обращались несправедливо, или требуя от меня пожертвовать своей привязанностью.
Вся человеческая история зависит от Иисуса, Который умер на кресте. И это значит, что я тоже могу повлиять на человеческую историю, на судьбу тех, кто страдает и подвергается опасности: я могу вмешаться и помочь матери, у которой умирает сын, если я принимаю ту жертву, которую в данный момент моей жизни предлагает мне Христос.
Дорогие братья и сёстры!
Одним из главных событий этого Юбилейного года является ежегодное общегородское богослужение Крестного Пути. Как вы знаете, для того, чтобы в этом событии могло участвовать как можно больше верующих, особенно молодёжи, я предлагаю совершать Крестный Путь во всех городах, где существуют католические приходы, в преддверии Страстной Недели. Это будет хорошей возможностью подготовиться к празднованию Пасхи и в то же время обратить свой взор на милосердие Отца (ср. MV, 3).
В Москве общегородской Крестный путь пройдёт по улицам вокруг Кафедрального собора в субботу, 19 марта, в 15.00. В Санкт-Петербурге — в приходе Святого Иоанна Крестителя в Пушкине — в Вербное Воскресенье, 20 марта, в 16.30. Приглашаю всех вас, и особенно молодёжь, принять активное участие в этом событии.
Священное Пасхальное Триденствие начинается с особой литургии, которая знаменует единство поместной Церкви вокруг своего епископа в едином общении всей Церкви.
Призываю всех вас, дорогие братья и сёстры, по мере возможности принять участие в Святых Мессах освящения мира и благословения елеев, которые состоятся: в Санкт-Петербурге — в Великий понедельник, 21 марта, в 11.00 в соборе Успения Пресвятой Девы Марии; в Москве — в Великую среду, 23 марта, в 11.00 в Кафедральном соборе, в Калининградской области — в Великий четверг, 24 марта, в 10.00 в приходе Святого Семейства в Калининграде.
Скоро мы войдём в Страстную Неделю. Попросим у Богородицы, стоящей у Креста, чтобы она помогла нам самим стать ответом на смерть Христову ради спасения нашей жизни и жизни всех людей. Христос, истинный Бог наш, отдавший Себя как жертву благоугодную ради нашего спасения, по ходатайству Приснодевы Марии и всех святых да укрепит нас в вере, надежде и братской милосердной любви.
Примите моё благословение на предстоящее нам ради нашего обращения время Страстной Недели и Пасхи во имя † Отца и † Сына и † Святого Духа.
† Архиепископ Павел Пецци
Москва, 6 марта 2016 г., IV Воскресенье Великого Поста