Пастырское послание на Страстную Неделю и на Пасху Архиепископа Павла Пецци к духовенству, монашествующим и верным Народа Божиего Архиепархии Божией Матери в Москве

Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные Народа Божиего!
Возлюбленные во Христе братья и сёстры!

Это послание на Страстную Неделю и Пасху я посвятил теме веры, потому что считаю вопрос о вере решающим на данном этапе нашего пути.

Не случайно в итоговом Документе Синода епископов о семье, над которым мы с вами размышляли как лично, так на пастырских встречах нашей епархии, говорится о том, что кризис веры коснулся многих католиков, «упоминания о Боге значительно сократились, а вера больше не разделяется обществом» (ср. Lineamenta, 5, 7, 32).

Во время недавней встречи с молодёжью в Москве в начале февраля одна девушка задала прямой вопрос: «Что такое вера?» И всем было понятно, что вопрос этот не риторический, но подлинно насущный. Это вопрос, который затрагивает жизнь всех людей. На самом деле нет вопроса более важного, чем вопрос о вере. Потому что каждый человек хочет понять, чтo с ним происходит, каждый человек ищет смысл. И более всего каждый человек спрашивает себя, почему происходит то, что, с нашей точки зрения, происходить не должно. Достаточно посмотреть на то, что происходит в наших семьях, в наших общинах, в нашей стране и во всём мире, чтобы понять актуальность вопроса о вере.

И прежде всего нужно подчеркнуть, что вера — это не религия. Вера — это не моя попытка установить связь между моим настоящим и бесконечностью. Это первое, что мы должны понять. Каждый человек испытывает потребность искать и найти исчерпывающий смысл своего существования и существования мира. И в этом смысле любая религия — это выражение религиозности человека. Религия — это плод наших попыток найти и выразить этот всеобъемлющий смысл.

Человек рождается в определённой среде, в определённый исторический момент. И скорее всего, лучший вариант для него заключается в том, чтобы принять религию той среды, в которой он родился. Для человека естественно следовать своей религиозной традиции. Другое дело, что в какой-то момент может произойти встреча, благодаря которой человеку откроется новое возвещение, новое учение, новая нравственность, новая эмоциональная сфера, более отвечающие потребностям его сердца, его жизненной истории. Кардинал Ньюмен заметил, что обращение всегда является более глубоким и подлинным открытием того, чему человек прирастал раньше.

В начале своей первой энциклики, — написанной, правда, почти полностью его предшественником, Бенедиктом XVI, — Папа Франциск говорит, что «(для первых) христиан вера, как встреча с живым Богом, явленным во Христе, была «матерью», ведь она позволяла им появиться на свет, зарождала в них Божественную жизнь, новый опыт, ясное видение бытия, ради чего они были готовы публично свидетельствовать до конца» (ср. Lumen Fidei, 5).

«Вера — это ответ на Слово, обращённое к личности, данный конкретному «Ты», зовущему нас по имени» (ср. Lumen Fidei, 8). Начиная с Авраама, нашего отца в вере, вера появляется в истории как новое рождение: «Дoлжно вам родиться свыше», —  говорит Иисус Никодиму, — «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин 3,7-8). Это новое рождение для нас должно заключаться прежде всего в отказе от идолов. Сколько идолов господствует в нашей жизни! Сытая спокойная жизнь, деньги, здоровье, возможность делать только то, что хочется, — не является ли всё это современными идолами, от которых нам нужно освободиться? Вера — это именно «отказ от идолов ради возвращения к живому Богу, посредством личной встречи» (ср. Lumen Fidei, 13).

Вера — это также признание Христа, присутствующего в нашей жизни. В этом выражении, которое мне дорого, великолепно соединяются познавательный и жизненный аспекты веры. Если бы вера не была реальным познанием личности Христа, подлинным проникновением в Тайну Бога и, поэтому, приобретением отношений с Христом, то воскресший Иисус остался бы в далёком прошлом и нам невозможно было бы установить отношения с Ним так, чтобы Он мог реально влиять на нашу жизнь, преобразить наше настоящее. Мы оказались бы в положении людей, к которым апостол Павел обращается в своей знаменитой речи в афинском Ареопаге: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворённых храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”» (Деян 17,23-28). Если бы вера не была реальным познанием этого Бога, то такая вера была бы бессмысленной и бесчеловечной.

Вот почему вера — это не интеллектуальное познание, оторванное от жизни: она есть свет, который освещает и согревает наш путь, который заставляет наши сердца биться. Вера означает новое познание, расширение разума, благодаря чему мы замечаем связи, отношения, вещи, которые раньше не заметили бы, мы открываем значения вещей, которые остались бы для нас чуждыми.

Вера позволяет нам познать нечто ещё, всегда остававшееся для нас неизвестным: сладостное присутствие Христа, Бога в нашей жизни. Вера даёт нам понять смысл земных вещей, чтобы открыться небесным истинам. Согласны ли мы, что вера даёт подлинное познание Христа, которое требует участия в нём всей нашей личности? В противном случае мы рискуем остановиться лишь на наших чувствах или мыслях о Христе.

Чтобы проделать этот путь, мы нуждаемся в руководстве. Мы не можем идти к Богу, если не следуем за Христом. И точно также мы не можем идти ко Христу, если не участвуем в жизни Церкви, которая руководит нами и воспитывает нас. Автор послания к Евреям прекрасно подчёркивает эти два момента: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр 12,1-2). Иисус — верный свидетель, который ведёт нас за руку и даёт нам познать то, что необходимо для нашей жизни. И как не вспомнить здесь рассказ Луки о встрече воскресшего Иисуса с учениками в Эммаусе, о том, с каким терпением и любовью Он вводит двоих учеников в тайну Своих воплощения, страдания и воскресения.

Свидетельство Иисуса говорит нам о самом необходимом. Он говорит нам об Отце, Которого мы не видим непосредственно, но о Котором нам возвещает все, что мы переживаем в нашей жизни. Христос есть путь, который ведёт нас от реальности, пережитой в вере, к Отцу. Таким образом, мы открываем, что вера — это отношения, которые Иисус устанавливает с нами через свидетелей, то есть через тех, кого Он в течение всей истории призывает, избирает и присоединяет к Себе. Это открытие Церкви как живого организма, устроенного из живых людей! Это свидетельство веры через зримую взаимную любовь в общине Церкви (ср. Папа Франциск, Послание на Великий Пост 2015 г.)

В эти отношения со свидетелем должна быть вовлечена вся наша личность, точно так же как и вся личность свидетеля должна быть вовлечена в благовествование. Как Иисус передаёт нам не какую-то доктрину, так и  свидетель вслед за Ним не просто передаёт нам катехизис, но вводит нас в жизнь, сообразную тому, что говорит катехизис! Если свидетель не передаёт нам живую встречу с Христом, которую переживает он сам, то он перестаёт быть свидетелем и лишь повторяет чужие слова.

Через общение со свидетелями, через участие в общине Церкви мы открываем, что Сам Бог жаждет нас. «Жажду!» —  говорит Иисус на кресте, и этот вопль Он повторил блаженной Матери Терезе: «Жажду!» Мы открываем, что содержание веры — это любовь. Вера ведёт нас к познанию Того, Кто нас любит. Вера побуждает нас войти в эти отношения любви. И благодаря этому мы понимаем смысл и необходимость молитвы, ежедневного чтения Евангелия и размышления над ним, смысл таинств, потому что отношения нужно питать, постоянно развивать. Как иначе мы можем пребывать в отношениях с Христом? Как иначе мы можем увидеть любовь Бога к нам, если не в таинствах, молитве и дружеском общении?

Через веру, открывающую нам доступ к истине и любви, открывается и единство нашей личности, единство жизни. Апостол Павел пишет, что «сердцем веруют» (Рим 10,10). «В Библии сердце — центр человека, где пересекаются все измерения: тело и дух; внутренний мир личности и открытость миру и другим; интеллект, воля, чувственная сфера. Сердце способно удержать вместе эти измерения именно потому, что представляет собой пространство, где мы открываемся истине и любви, позволяем им затронуть нас и глубоко преобразить нас. Вера преображает всю личность, поскольку личность открывается любви. Вера познаёт, поскольку связана с любовью, так как сама любовь несёт свет. Познание веры рождается именно тогда, когда мы получаем великую любовь Бога, преобразующую нас изнутри и дарующую нам новые очи, чтобы видеть реальность» (Lumen Fidei, 26).

В вере мы обретаем то единство, которое позволяет нас принять Христа в Его Теле — Церкви, которая состоит из братьев; единство, которое побуждает нас идти навстречу другим людям, которые ищут Бога и еще не нашли веру. Веру, которую мы получили в Крещении и обновили через живую встречу с Христом, мы не должны прятать от других. Мы были призваны, и если мы осознаём наше призвание, то это не наша услуга, а чистая благодать, благодать ради миссии, ради того, чтобы мы стали свидетелями любви Бога к людям, ради спасения, ради счастья, ради более человеческой жизни на земле и ради вечной жизни на небесах. «О том, что было от начала, …что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (ср. 1 Ин 1,1-4).

Дорогие братья и сёстры!

Позволю себе напомнить вам о важном для нашей епархии событии — ежегодных общегородских богослужениях Крестного пути. Как вы знаете, для того, чтобы в этом событии могло участвовать как можно больше верующих, особенно молодёжи, мы совершаем Крестный путь в субботу и воскресенье в преддверии Страстной Недели. В Москве общегородской Крестный путь пройдёт по улицам вокруг Кафедрального Собора в субботу, 28 марта, в 15.00. В Санкт-Петербурге — в приходе Святого Иоанна Крестителя в Пушкине в Вербное Воскресенье, 29 марта, в 16.30. Приглашаю всех вас, и особенно молодёжь, принять активное участие в этом событии.

Священное Пасхальное Триденствие начинается с особой литургии, которая знаменует единство поместной Церкви вокруг своего епископа в едином общении всей Церкви. Призываю всех вас, дорогие братья и сёстры, по мере возможности принять участие в Святых Мессах освящения мира и благословения елеев, которые состоятся: в Санкт-Петербурге — в Великий понедельник, 30 марта, в 11.00 в соборе Успения Пресвятой Девы Марии; в Москве — в Великую среду, 1 апреля, в 11.00 в Кафедральном соборе, в Калининградской области — в Великий четверг, 2 апреля, в 10.00 в приходе Святого Семейства в Калининграде.

Скоро мы войдём в Страстную Неделю. Пусть свет веры приведёт нас к Пасхе, когда мы вновь с удивлением откроем для себя, что наша община является плодом Воскресения Христова. Пусть исполненное ликования приветствие, —  «Христос воскрес!» — станет выражением нашей живой веры, открытой для всех людей доброй воли. Христос, истинный Бог наш, отдавший Себя как жертву благоугодную ради нашего спасения, по ходатайству Приснодевы Марии и всех святых, да укрепит нас в вере, надежде и братской милосердной любви.

Примите моё благословение на предстоящее нам ради нашего обращения время Страстной Недели и Пасхи во имя † Отца и † Сына и † Святого Духа.

† Архиепископ Павел Пецци

Москва, 19 марта 2015 г., в Торжество Святого Иосифа