Послание епископов на начало Пастырского года 2022-2023

Духовенству, монашествующим, семьям, всему народу Божию Архиепархии Божией Матери в Москве

Дорогие братья и сёстры!

Этот пастырский год мы начинаем в очень непростых условиях. Однако не следует дожидаться «лучших времён», чтобы углублять веру, укрепляться в надежде и щедро делиться любовью, продолжая совместный путь странствующей Церкви — Народа Божия, идущего по стезям спасения. Вслушаемся вновь в слова Апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5,16–18).

Прежде всего, мы хотим поблагодарить Папу Франциска за его визит в Казахстан. Множество наших верующих сопровождало его духовно, а некоторые смогли быть рядом с ним лично. Папа Франциск, посланник мира и единства, для всех нас — красноречивый свидетель того, чего способны добиться наша вера и молитва. Мы молимся о том, чтобы духовные плоды этой встречи распространялись на весь год. Поэтому призываем всю Архиепархию: верующих – лично, а приходы и общины – совместно – глубоко вслушаться в слова, с которыми Папа обратился к духовенству, монашествующим, семинаристам и пастырским сотрудникам в Кафедральном соборе Астанинской Архиепархии. В огромной степени это слова, которые самым непосредственным образом обращены и к нашей поместной Церкви, пусть же они станут для нас новым конкретным и действенным евангельским импульсом в дальнейшем совместном пути.

Нас окружает множество свидетелей, говорит Послание к Евреям (ср. 12,1–2). Однако мы рискуем не увидеть их, если наш взгляд веры не обращён на Иисуса Христа. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и будем терпеливо преодолевать предстоящий нам забег, не сводя глаз с Того, Кто начинает и совершает в нас веру, — Иисуса, Который, вместо подобающей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши позор, и воссел одесную престола Божия».

Этот «забег», о котором говорит автор послания, — вся наша жизнь, проживаемая в перспективе призвания, с точки зрения вечности. Нам нужны постоянство и терпение, потому что это забег длинной во всю жизнь. Для этого автор даёт нам указание: «Не сводить глаз с Того, Кто начинает и совершает в нас веру, — Иисуса» (12,2). Иисус — источник нашей веры не только в её начале, в первой встрече с Ним, но и дальше, в каждое мгновение нашей жизни.

Этот взгляд подразумевает внутреннее внимание веры, потому что только твёрдая, духовная и глубокая вера способна дать нам силы для забега. И автор приглашает нас смотреть на Иисуса «пристально», буквально — не отводя глаз, то есть размышлять над личностью Христа. Но где мы встречаем Его?

Личность и опыт Богочеловека Христа открываются нам в Священном Писании, особенно в Евангелиях и Псалмах, и являются парадигмой жизни для всех нас — мирян, посвящённых Богу людей и монашествующих, духовенства, епископов.

Слово Священного Писания становится в нас действенным благодаря действию Святого Духа. Поэтому мы призываем всех вас продолжить доброе дело размышления над Священным Писанием, которое развивалось в наших приходах и общинах в год паломничества иконы Пресвятой Богородицы — «Матери Слова». Для наших общин и верующих также очень важно развивать разумное и подлинно духовное богородичное благочестие: богослужения, посвящённые Марии, совместное размышление над тайнами Святого Розария, чтение Литании Богородице, углубленную катехизацию, показывающую Её роль в истории спасения и жизни Церкви.

Личность воскресшего Христа присутствует также в единстве и общении Церкви. Прошедшим летом мы завершили епархиальный и всероссийский этапы синодального пути, что стало удивительным и трогательным свидетельством того, как много может дать нашим общинам открытое и искреннее общение.

Мы призываем всех вас продолжить в приходах и общинах этот путь воспитания нашей веры, обращаясь к итогам и предложениям, изложенным в документах синодального процесса нашей епархии и Конференции епископов. Многие из проблем, поднятых в ходе обсуждения, не имеют простого и быстрого решения, но мы надеемся, что опыт этого этапа синодального пути продолжится, в частности, через открытое и ответственное общение как средство совместного распознания, через реальное оживление служения приходских пастырских советов, а также через работу синодальных групп на епархиальном и региональном уровне.

Имея в виду предложения синодальной ассамблеи, мы приняли решение установить чтение или пение Богородичного антифона «Под Твою защиту» (также «Под Твою милость» или «Sub Tuum praesidium») на каждой Святой Мессе после молитвы после причащения.

Мы также рекомендуем, чтобы там, где это возможно, прошения молитвы верных готовились и читались самими прихожанами и отражали нужды конкретной общины.

Нам известно, что некоторое количество приходов и священнослужителей не сочли нужным или возможным участвовать в этом пути. Мы призываем всех в этом году присоединиться к синодальному пути в приходах и общинах.

Пусть Господь благословит это смиренное дело! Отец воспитывает того, кого любит, и исправляет своих детей. Вот почему воспитание, исправление, и иногда даже порицание являются средствами на пути святости, чтобы мы могли глубже чувствовать наше сыновство и реально ощущать милосердную руку Бога (ср. Евр 12,5-13).

Говоря о воспитании, мы также увидели, что процесс катехизации нуждается в обновлении. В связи с этим мы сердечно и настойчиво приглашаем всех ответственных за катехизацию — духовенство, монашествующих, катехизаторов, приходских сотрудников — участвовать в общеепархиальной пастырской встрече, которая состоится онлайн на платформе Zoom 30 сентября. Также на этой встрече будет представлен процесс распознания призваний к священству на епархиальном уровне и будут объявлены пастырские указания на предстоящий год. Просим, особенно в первые четверги каждого месяца, молиться о новых призваниях и об укреплении тех, кто уже вступил на путь радикального следования за Христом. Просим ваших молитв также о новом руководстве нашей межъепархиальной семинарии «Мария — Царица Апостолов».

Воспитание, вместе со страданием, — это те средства, благодаря которым мы уподобляемся Христу, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (ср. Флп 2,6-11).

Страдание, боль, смятение, неспособность отличить добро от зла, ненависть и жестокость не прекращаются, и с каждым годом выносить их всё труднее. Но в любых обстоятельствах мы по-прежнему призваны обращаться ко Христу и стремиться относиться ко всему с теми же чувствами, что были в Нём (ср. Флп 2,5).

Особым образом мы призываем всех вас часто прибегать к великому дару таинства исповеди, покаяния и примирения, поскольку прощение — это главное средство, которое у нас есть, чтобы победить зло, восстановить отношения с Богом, в семье, в приходе, между людьми и народами. Исповедь — это поистине объятия Бога, в которые Он принимает нас как Своих детей, как на великой картине Рембрандта.

Обстоятельства, которые мы переживаем и которые составляют ткань, пространство нашего свидетельства, требуют от всех нас снова распознать: к чему и к Кому мы стремимся? Ради чего, ради Кого мы живём? Не ищем ли мы прежде всего самоутверждения, «власти» и «богатства», которые всё больше отдаляют нас друг от друга? Не будем забывать, что всё это – вечные искушения, которые сатана постоянно предлагает нам.

Нам необходима та радикальная отвага, которую Христос показал на Тайной Вечере: «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлёгши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13,12-17).

Служение Богу в наших нуждающихся и страдающих братьях и сёстрах даёт нам уже сейчас вкусить «стократную» жизнь, полную вкуса и смысла, ту вечную жизнь, которую мы надеемся в будущем обрести в небесных обителях Отца.

Путь служения — это путь святости, участия в святости самого Бога. Поэтому мы призываем мирян более смело и щедро включаться в различные формы служения церковной общине — служения милосердия, воспитания и литургические служения, используя для надлежащей подготовки к ним те средства, которые уже имеются и ещё будут предложены в Архиепархии.

В разнообразии талантов и харизм продолжим наш путь возрастания в общении и единстве во Христе, стремясь углублять знакомство и взаимопомощь между приходами, учась быть солидарными с теми, кто страдает и обездолен, молясь о наступлении мирного и безопасного времени, во всём уповая на Господа.

Примите благословение на предстоящий пастырский год во имя † Отца и † Сына и † Святого Духа.

† Павел П.
Архиепископ

† Николай Д.
Вспомогательный Епископ

15 сентября 2022 г., в день памяти Пресвятой Девы Марии Скорбящей

Edit