Пастырское послание архиепископа Павла Пецци на Великий пост 2011

Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные Народа Божиего!

Возлюбленные во Христе братья и сёстры!

В последние месяцы пастырские встречи священников и монашествующих Архиепархии были посвящены размышлению о теме первоочередной важности ― евангелизации. Размышления эти вызвали живую дискуссию и стали очень плодотворными. Поэтому, начиная благодатное время Великого поста, я хочу пригласить всех вас, дорогие братья и сёстры во Христе, к молитвенному размышлению об этой тайне встречи человеческого сердца и Евангелия Христова. Это тем более важно, что именно евангелизация станет центральной темой Второй Общеепархиальной пастырской конференции, которая состоится с 17 по 20 мая.

Во всех приходах, где есть катехуменат, в Первое воскресенье Великого поста совершается обряд избрания, непосредственно подводящий новообращённого к принятию таинства Крещения. Неслучайно этот обряд совершается в присутствии и при участии приходской общины, в которой новообращённый встретился с Христом и Его живым телом, Церковью.

Крещение является одновременно вершиной и источником евангелизации. В Катехизисе Католической Церкви мы читаем, что «стать христианином уже со времён апостольских означает пройти многоэтапный путь христианского посвящения, кульминацией которого является совокупность трёх таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Крещение, которое есть начало новой жизни; Миропомазание, которое есть её укрепление; Евхаристия, которая питает ученика Телом и Кровью Христа, для его преображения в Христа» (Катехизис Католической Церкви 1229, 1275).

Новое рождение происходит в определённый момент ― момент Крещения. В Крещении каждый человек вновь зачинается как «сын в Сыне». В Крещении берёт начало новое восприятие себя, новое самосознание христианина: «Я, но уже более не я, ― вот формула христианской жизни, основанной на Крещении, формула воскресения внутри времени. Такова формула христианской новизны, призванной преобразить мир» (ср. Бенедикт XVI, Проповедь в Навечерие Пасхи, 15 апреля 2010 г.). То, что совершается в Крещении, происходит один раз и навсегда, так что мы говорим, что «Крещение отмечает верующего неизгладимой духовной печатью («характером») его принадлежности ко Христу» (Катехизис Католической Церкви 1121, 1272). 

Это действие Христа в жизни верующего является неотменимым. Это действие Христа, Который объемлет нас целиком, говорит нам: «Ты ― Мой, Ты принадлежишь Мне. Попросив о Крещении, ты решил оставить всё, чему принадлежал, чтобы принадлежать Мне. Теперь твоя жизнь, твоё самосознание, твое мировоззрение, всё это – Я». Святой Павел образно говорит об этом: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3, 27). «Уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2, 20). Узы, которыми Христос соединяет нас с Собой в этот момент, ― вечны. И это очень важно для нашей веры, поскольку ясно говорит нам: это зависит не от тебя, не от твоих способностей и сил. Это ― целиком и полностью действие Христа. 

И потому, даже если я забуду своё Крещение, даже если захочу уйти из Церкви, даже если я у всех на виду отступлюсь от неё (как это происходило во времена гонений в первые века, когда христиане отрекались от Христа, но Крещение не повторялось), таинство не утратит своей силы. Потому что узы, соединяющие нас с Христом, настолько прочны, что нам не разорвать их. Это прекрасно знают каждый отец и каждая мать: что бы ни делал их сын, он не может разрушить соединяющую их связь. И если такова сила уз земного родства, то каково же могущество нового рождения, дарованного нам во Христе!

Однако Крещение не может оставаться лишь событием прошлого. Оно должно расцвести и вырасти в новое мировоззрение через личное общение с Христом в Церкви. Спасающее возрождение, совершающееся в Крещении, должно происходить в настоящем: Иисус Христос, присутствующий здесь и сейчас силой Своего Духа, должен возрождать и спасать нас здесь и сейчас.

Из этого становится понятна необходимость живой связи с Церковью ― общиной, где я в настоящем могу пережить встречу с Христом, той общиной, благодаря которой Христос стал реальным событием моей жизни. В этом смысле Крещение, пережитое в конкретной общине Церкви, оказывается путём всей нашей жизни. 

С каким волнением мы должны участвовать в жизни наших общин! Именно для этого мы собраны вместе: чтобы благодать Крещения стала нашим личным путём. Вот почему Дух Святой продолжает порождать харизмы в Церкви: чтобы новизна, которую принесла благодать Крещения, могла всё больше заполнять верующих. 

Таким образом переживание Крещения становится источником обновления себя и евангелизации ради преображения всего мира. Быть крещёнными ― искупленными, обновлёнными во Христе ― не значит стать непогрешимыми, что было бы чудовищной самонадеянностью. Это значит: жить, как жил Христос, жить согласно Его воле, всегда держать в уме Христа, питать в себе те же чувствования, что и в Иисусе Христе, видеть Христа во всём, потому что мы любимы Тем, Кто первый возлюбил нас.

Вопрос в том, является ли тот факт, что Христос возлюбил нас, опытом нашей веры? Живём ли мы, постоянно сознавая это? Ответ на этот вопрос зависит от единства, цельности нашей личности. Это единство личности выражается в добрых отношениях ― в семье, в общине Церкви, ведомой преемником Петра и преемниками апостолов, везде, где протекает наша жизнь, со всеми, кого мы встречаем.

Это единство, которое начинается с каждого из нас, и достигает всех церковных и, по возможности, общественных и гражданских институтов и сообществ, свидетельствует о спасающей новизне Христа и обеспечивает продолжение Церкви в истории. Это единство налагает на каждого из нас ответственность свидетельствовать о Христе и Его Евангелии. Единство и евангелизация становятся, таким образом, выражением благодарности Господу и тем, кто прежде нас начал следовать за Христом и сопровождал нас в этом пути. 

Единство и евангелизация  ― это смысл жизни христиан в миру.  Каждый из нас призван быть зримым и понятным знаком победы Воскресшего, зарей «новой твари». Это относится как к отношениям внутри нашей Церкви, в наших приходах, общинах, группах, семьях, так и к нашим отношениям с братьями, принадлежащими к иным религиям и христианским конфессиям. И значит, молитва Иисуса о единстве должна стать нашей насущной молитвой, самой нашей жизнью. «Стремление восстановить христианское единство не может сводиться к признанию имеющихся различий и мирному сосуществованию разных конфессий. Мы взыскуем единства, о котором молился сам Христос и которое по самой своей природе проявляется в общении веры, Таинств и служений. Обязанность стремления к такому единству есть нравственная заповедь, это наш ответ на призыв Господа» (Бенедикт XVI, Проповедь по случаю завершения Недели молитв о единстве христиан, 25 января 2011 г.). 

Призываю всех вас, дорогие братья и сёстры, участвовать в Святых Мессах освящения мира и благословения елея, которые состоятся в Калининграде в Великий понедельник, 18 апреля, в 10.00, в приходе Святого Семейства; в Санкт-Петербурге в Великий вторник, 19 апреля, в 11.00, в соборе Успения Пресвятой Девы Марии; в Москве в Великую среду, 20 апреля, в 10.30, в Кафедральном соборе.

Пусть Матерь Божия и Святой Иосиф, Её Обручник и Покровитель Церкви, сопровождают каждого из Вас. Пусть Их ходатайство станет источником единства и служения нашей Церкви ради преображения мира.

Пусть благоприятное время Великого Поста, завершающееся Светлым Воскресением Христовым, станет новым источником обновления нашего Крещения, нашего служения, нашего единства.

† Архиепископ Павел Пецци

Из Москвы, 19 марта 2011 г., в Торжество Св. Иосифа, Покровителя Церкви