Пастырское послание архиепископа Павла Пецци на Адвент (2016)

Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные во Христе братья и сёстры!

В послании на Адвент в этом году я хочу вернуться к теме, о которой уже говорил в своём послании на начало этого пастырского года, — к теме прощения. Прощение — это самая суть того, чего ожидает и на что надеется человек и что так прекрасно олицетворяет собой время Адвента. Прощение — это истинное содержание благодати Божией, о которой апостол Павел пишет в своей «рождественской» проповеди любимому духовному сыну Титу: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит 2,11).

Только что завершился Юбилейный Год Милосердия. Стал ли этот год временем, когда мы глубже погрузились в милосердное, утешительное, привлекающее к себе присутствие Бога Отца, Сына и Духа Святого? Стал ли этот год временем, когда мы, получив затронувший наши сердца опыт прощения от Бога, явили прощение своим ближним?

1. Опыт прощения ближнего открывается уже в Ветхом Завете, где милость Божия появляется на горизонте истории как критерий любви в отношениях между людьми. Как говорит третья книга Моисея: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев 19,18). 

Иисус распространяет понятие «ближний» на всех людей, как это прекрасно показывает Его притча о добром самарянине, открывающем своё сердце нуждам другого, чужого ему человека. Сам Иисус есть Добрый самарянин, который становится ближним настолько, что ни один человек до или после Его воскресения уже не останется далёким от Него, потому что Он сам есть воплощённое прощение, милосердная любовь Божия, которая стремится достичь всех людей.

Иисус принимает на Себя слабость человека, чтобы искупить его не только от зла, которое люди причиняют друг другу, но от самого источника зла, от сатаны, от смерти и греха. В свете жертвы Христа мы открываем подлинное лицо справедливости, которая не есть месть, но прощение, милость и сострадание по отношению к ближнему.

2. В Евангелии, в действиях и словах Иисуса мы можем увидеть два аспекта прощения, милости: с одной стороны это абсолютное бескорыстие прощения, а с другой — связь прощения Божия с нашим взаимным прощением.

Яснее всего эти два аспекта выражены в Молитве Господней: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6,12, ср. Лк 11,4). То, о чём мы просим, является абсолютно бескорыстным даром: «прости нам долги наши» — и в то же время нашей ответственностью: «как и мы прощаем должникам нашим».

Христос, говорит апостол Павел, умер за нас, когда мы были ещё грешниками (ср. Рим 5,6-8). Он умер, простив тех, кто распинал Его, оправдывая их непонимание: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23,34). Тем самым Он подал нам пример, ибо говорит Господь: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5,43-45).

Меру прощения нашей вины Иисус ставит в зависимость от нашей готовности без меры прощать вину ближнего: «Прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6,37-38). Это — любовь без меры, которая любит ближнего, любого ближнего, включая врага, противника.

Отказываясь простить ближнего, я тем самым показываю, насколько я сам далёк от Бога: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин 3,15-18).

В этом смысле прощение ближнего — это не условие прощения человека Богом, а проявление Божией любви, откровение бескорыстно принятого прощения. Когда мы не прощаем ближнего, мы тем самым показываем, что бескорыстие и благодарность в нас мертвы. Это значит, что мы ещё не вошли в опыт прощения, что мы ещё руководствуемся мирскими, светскими принципами.

3. Прощение, как мы увидели, тесно связано с молитвой. В Евангелии от Луки после молитвы Отче наш, которая завершается призывом к прощению, Иисус рассказывает притчу о том, что необходимо всегда молиться (ср. Лк 11,4-13). Иисус просит нас всегда прощать, но это, очевидно, невозможно человеку. Однако Богу всё возможно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1,37). Вот почему Иисус, как и явившийся Марии Ангел, говорит о необходимости молитвы: нам нужно умолять Бога о том, на что без Него мы сами по себе не способны, — о прощении.

Опыт молитвы, просьбы, обращённой к Отцу, тесно связан с прощением в проповеди Иисуса. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф 18,19-20). Источник молитвы — это искреннее общение, и поэтому — обращение: выйти из замкнутого круга наших разделений и раздоров, чтобы просить в истине. Прощение и молитва соединены воедино: нельзя просить в истине у Бога, если мы не простили от всего сердца нашему брату. «Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5,23-24). Подлинные жертвы и дары — это дела милосердия и молитва. 

4. Опыт прощения должен воплотиться, прежде всего, в прощении обид. Простить обиды — это непросто. Прощение обид предполагает решение, или, по крайней мере, расположенность снова принять человека, который нас обидел, признать его снова частью нас самих, и не в соответствии с нашими представлениями о нём, а в его конкретности, со всеми его недостатками, ранами, ошибками.

Вот почему нам нужно смиренно просить Бога об этой открытости, просить помочь нам признать, что для того, чтобы простить, мы сами прежде нуждаемся в том, чтобы Бог снова нас принял. Ведь часто мы не можем простить обиды, потому что не прощаем себя, не выносим самих себя. Чтобы любить другого, нам нужно научиться принимать, любить себя по-настоящему. Это имеет в виду Иисус, когда говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк 12,31). Невозможно любить и прощать другого, ближнего, если мы не любим и не прощаем себя. И невозможно любить и прощать себя, если мы не позволим Богу любить и прощать нас.

Путь прощения обид, путь любви к врагам — это путь, который расширяет горизонт нашего существования, это путь принятия, интеграции того, что сегодня мы ещё воспринимаем как чужое, враждебное в самих себе и в ближних. И поэтому мы понимаем, что простить обиду не значит очистить память от того, что нас ранило, но это значит принять ближнего силой благодарности за объемлющее нас милосердие.

5. Как мы можем помочь друг другу воплотить в жизни прощение обид? Опыт прощения берёт начало в источнике неисчерпаемого потока милосердия — в таинствах, и особенно в таинстве Покаяния. Этот поток, к которому мы приникаем в исповедальне, поддерживает нашу жизнь, питает молитву, обновляет диалог с Христом, Который может изменить и на самом деле преобразует нашу жизнь, если мы просим Его об этом со смирением и искренностью. Таинство исцеляет наши раны, наши сердца и души. Без молитвы, без диалога с Иисусом, без участия в жизни Церкви и в таинствах наши раны не заживают.

Время Адвента, как и соответствующее ему время года, напоминает нам о том, что мы живём во тьме, в тени смертной, и ожидаем примирения, чтобы Бог посетил нас по Своему благоутробному милосердию (ср. Лк 1,78-79). Поэтому, дорогие братья и сёстры, устремимся к Рождеству, к тому, чтобы Христос снова родился в наших сердцах! Входя в храм, в общину Церкви, оставим позади обиды, сплетни, жалобы и попросим о том, чтобы Церковь укрепила нас в вере, надежде и любви: в вере, позволяющей нам признать присутствие Христа среди нас, надежде, предвкушающей победу прощения над ненавистью, и любви, в которой мы радуемся торжеству прощения в отношениях с нашим ближним. И тогда в Рождество мы сможем снова родиться свыше (ср. Ин 3,3).

Дорогие братья и сёстры!

Позвольте Христу жить в вас! Откройте двери вашего сердца для безмерного прощения Бога, дайте Иисусу родившемуся жить в вашей судьбе! И тогда вы будете святыми, так как Бог Свят (ср. Лев 11,45). И тогда слова святого Павла станут повседневным опытом в ваших сердцах, семьях и общинах: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3,12-14).

Желаю всем вам плодотворного времени Адвента. На этот путь всех вас благословляю — во имя † Отца, и † Сына, и † Святого Духа. Veni Sancte Spiritus, veni per Mariam.

Ваш во ХР,

† Архиепископ Павел Пецци
Митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве

из Москвы, 27 ноября 2016 г., в Первое Воскресенье Адвента