День 3. Посещение Св. Первопрестольного Эчмиадзина – духовного центра Армянской Апостольской Церкви. Встреча с Его Святейшеством Католикосом всех Армян Гарегином II
Дословный перевод названия Эчмиадзинского монастыря — «Сошествие Единородного». Как говорят армяне, это то место, на которое сошел Господь после Своего Вознесения, и на этом месте был построен храм. В настоящее время монастырский комплекс — это не только духовный центр со множеством храмов и семинарией, но и административный центр Армянской Апостольской Церкви, престол Верховного Патриарха и Католикоса всех армян в 303-484 гг., а потом — с 1441 г. До настоящего времени Эчмиадзинский монастырь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырский комплекс построен в первые годы IV века (вскоре после принятия Арменией христианства как государственной религии) и перестроен в камне в V и VII веках.
Рядом с главными воротами можно увидеть храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный к визиту Иоанна Павла II. В настоящее время в этом храме один раз в семь лет происходит событие, объединяющее всех армян – приготовление священного мира, которое длится 40 дней. Приготовляемое миро содержит 46 трав, 15 масел, зеленое масло «баласан» и оливковое добавляются отдельно. Серебряный 73-килограммовый сосуд, в котором варят миро, хранится в храме Иоанна Крестителя и св. Вартана. В последний день мироварения в него опускают копье, которым по преданию римский воин пронзил сердце Иисуса.
Перед храмом находится комплекс хачкаров, установленных при Вазгене I, в знак памяти геноцида армянского народа. В основании хачкара — древо жизни как символ народа Армении, вверху — орёл, символ силы, на одном крыле которого — щит, а на другом — голубь с веткой оливы.
Храм Иоанна Крестителя и св. Вартана, был возведён в 2009 году как церковь для крещения паломников. В то же время на территории всего монастырского комплекса не совершается венчаний, как знак целибата.
Рядом с храмом Иоанна Крестителя и св. Вартана можно увидеть храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный в 303 г., и кафедральный собор Святой Богородицы с фресками XV в., рядом с которым находятся погребения Патриархов, в т.ч. могила Геворга VI, единственного Патриарха, удостоенного звания Героя Советского Союза (1943).
Достопримечательностями монастыря являются хачкары из известняка, с орнаментом, напоминающим восточный стиль — такая «хитрость» зодчих помогала охранить святыни от разрушения мусульманами.
На территории монастыря также расположены храм Свв. Архангелов Михаила и Гавриила, который является церковью семинаристов, кельи XVI века, гостиница, в которой останавливается Папа Римский во время визита в Армению и другие почетные гости, семинария и её библиотека.
Здесь, на территории и монастыря, прошла встреча паломников с 132 Патриархом Армянской Апостольской Церкви Его Святейшеством Католикосом всех Армян Гарегином II.
Вначале встречи Архиепископ Павел Пецци, Католикос Гарегин II и Архиепископ Натан Оганесян – глава отдела по международным отношениям, внутренней политике и протоколам, поприветствовали друг друга, после чего Гарегин II прочитал молитву.
Архиепископ Павел поблагодарил Католикоса, сказав: «Спасибо, что нашли время с нами встретиться. Это большая честь, потому что не везде у паломников есть возможность такой встречи.
Я вспоминаю нашу встречу, которая произошла 10 лет назад, во время моего первого визита, когда услышал ваш рассказ о встрече с Иоанном Павлом II <…>.
Сегодня мы встречаемся в непростое время, и я хочу уверить вас, что мы будем молиться за вас, за армянскую Церковь и армянский народ. Пусть Господь простирает Свой мир через покров Пресвятой Богородицы над всем армянским народом».
Католикос Гарегин II обратился к паломникам с приветствием, после чего сказал: «Ваш приезд совпал с трудными временами. Конфликт с Азербайджаном перерос в широкомасштабную войну для нашего народа. Есть жертвы.
Большое количество граждан были увезены. Это число сейчас увеличится на 20-30 тысяч. В Арцахе идёт настоящий геноцид. К сожалению, наши братья и сестры совершенно одиноки. Уже 9 месяцев они находятся в полной изоляции, даже не имея хлеба. Нет ни электричества, ни газа, ни других благ цивилизации. И сегодня осуществляется насильнная депортация народа. Все это происходит из-за того, что не было настоящей оценки действий, которые произошли в более ранних конфиктах с Азербайджаном. Но мы надеемся, что международное сообщество возвысит свой голос в защиту армян Карабаха и осудит действия в отношении них. Молим глав всех Церквей, которые поддерживают нас.
Наш брат заметил, что наши отношения с Католической Церковью очень долгие и добрые.
За последние 20 лет мы имели радость и честь принять на этой земле двух Понтификов: в 2001 году — Иоанна Павла II, а 2016 — Папу Франциска. И мы, конечно же, совершаем визиты в Ватикан. Естественно, они носят практическое значение для нашего сотрудничества. Мы с радостью можем отметить, что они продолжают расти. Вы сами можете быть свидетелями этого процесса. И эти отношения очень важно развивать, потому что только так мы можем быть услышанными.
Наше намерение — это то, чтобы все человечество жило в мире, чтобы человечество было освобождено от боли, которую оно претерпивает от войн. Бог нам в помощь».
* * *
После завершения встречи паломники имели возможность пообщаться с Архиепископом Натаном Оганесяном и задать свои вопросы.
— Владыка, Вы несли служение в других странах. Какие моменты вашей жизни дали вам почувствовать близость со Христом и Его Матерью?
— Я родился в Армении, здесь получил образование. Первое место моего служения — это было после развала Советского Союза — я служил в Украине, потом в Великобритании, потом вернулся в Армению.
В разных странах отношение с Церквями было одинаково. В Украине были трудные времена, это время восстановления Церквей, но даже в этой ситуации у нас были хорошие отношения со всеми Церквями. И наша Армянская Апостольская Церковь была местом для встреч представителей всех Церквей. И без Божией помощи это было бы невозможно.
Но большую помощь Божией Матери я чувствую здесь, на родной земле. И хочу сказать, что история нашей страны повторяется каждые 20 лет, и как мы выживаем, это загадка даже для учёных. Но я знаю, что это по молитвам Божией Матери, без Божией помощи это невозможно. Например, после землетрясения 1988 года, когда все было разрушено, были многочисленные её явления в разных местах Армении.
У нас, у армян, особое отношение к Божией Матери, в каждом храме главный алтарь – алтарь Божией Матери. В Армении все, что нам близко, именуется матерью.
— Где Вам больше нравилось служить? Какие знаковые события были в Вашем служении за границей?
— Когда ты служишь и хочешь служить, тебе все равно. Главное помнить, что, где ты служишь, там и лучше всего. Но когда ты служишь у себя дома, то это другое. Естественно, служить дома лучше, мои родители самые лучшие, мой дом самый лучший, потому что они мои.
Больше всего с католиками я общался в Украине. Особенно в городе трёх митрополий — во Львове, где у армян исторически складывались отношения жить вместе, вместе радоваться, вместе страдать, а иногда и страдать за другого. К сожалению, в христианском мире с древних веков не было единства. Воспоминания о моих отношениях с католиками во Львове самые добрые.
— Как, пережив опыт не одного геноцида, сохранить умение прощать?
— Даже ученые говорят, что они не понимают, как армяне еще существуют на земле. В 451 году, когда шло разделение Церквей по богословским вопросам, армяне вели первую в истории христианства войну за Христа. Тогда это были персы, которые хотели насильно привести нас к своей вере. В ночь перед битвой предводитель армянского войска открыл секрет, почему мы живы: христианство не просто религия или вероисповедание, христианство — это цвет нашей кожи, которую изменить невозможно. И любой армянин, верующий или неверующий, он христианин.
— Ваше мнение об объединении Церквей?
— Что вы имеете ввиду, объединение административное или духовное? Я думаю, вы имеете ввиду административное. Но есть и духовное — единство во Христе, но каждая Церковь может иметь свою администрацию. В настоящее время, говоря об объединении, нужно думать, чтобы не было новых разделений. Нас объединил Христос, и поэтому что мы хотим ещё объединить?
— Владыка, скажите, пожалуйста, как, обстоят дела с призваниями в Армении?
— В Армении есть естественная вера. Каждое воскресенье я прихожу в храм, вижу людей, идущих к Причастию, и душа моя радуется. 70% — это молодые люди до 30 лет, сегодня для мировой Церкви это «детский сад». В Армении большинство людей, приходящих в Церковь, это молодые люди, те, кто отслужил в армии, и они приходят на молитву, они присутствуют на службе от начала до конца. И что радует, что у этих ребят есть внутренняя вера. Это надежда на жизнь моего народа.
* * *
Уже на улице, прощаясь с паломниками, владыка Натан заметил: «Любовь объединяет всех и вся, кроме как с дьяволом. Любите друг друга».
Затем, посетив сокровищницу, расположенную на территории Эчмиадзина, мы увидели: наконечник копья, которым римский воин пронзил сердце Иисуса, которое привез в Армению ап. Фаддей. Наконечник копья уже в XVI в. был украшен крестом, а рядом с копьем в реликварии хранятся мощи святого Фаддея. Здесь также хранится частица Ноева ковчега, первая книга (Библия), изданная после создания алфавита в серебряном переплёте, первое рукописное и иллюстрированное Евангелие, алтарные занавесы.
В храме св. Гаяне паломники смогли почитать мощи святой. А затем ещё глубже погрузились в историю Армении в музее культуры и археологии г. Эчмиадзин.
Немного усталые, но вдохновенные впечатлениями этого дня мы были приглашены в дом нашего гида Геворга. Прямо во дворе дома мы отслужили Святую Мессу в интенции о мире в Нагорном Карабахе. А после окончания богослужения нас ждал прекрасный обед, приготовленный родными Геворга, и вечер свидетельств, в котором приняли участие и его родители.
Давая свидетельства о прошедших днях паломничества, многие из участников отмечали, что только здесь они смогли полностью осознать все богатство армянской культуры и святость народа.
Отвечая на вопрос одного из паломников, как можно прощать, отец Геворга ответил просто: «Иметь чистое сердце».
А когда паломники благодарили родителей Геворга за сына, отец заметил: «Я ничего особенного не делал. Я просто помогал им. Воспитывать детей — это долг родителей».
Архиепископ Павел, комментируя сказанное, подчеркнул, что «сейчас очень редко можно найти родителей, которые готовы разделить свое время с детьми. Они пытаются передать вопросы воспитания государству. Но кого может воспитать чиновник? Только чиновника. А сделать человека человеком может только образование и воспитание и, прежде всего, христианское. Наша задача как христиан не вести борьбу с идеологией, наша задача — дать обществу свидетельство о Боге».
Подводя итог прошедшего дня, Архиепископ отметил два кульминационных момента: «Сегодня мы были в Эчмиадзин у Католикоса Армянской Апостольской Церкви, после чего мы были приглашены в дом нашего гида, диакона Геворга. Прежде всего, всех нас поразило гостеприимство этой семьи. Когда мы разговаривали с отцом Геворга, я увидел, что этот человек посвятил свою жизнь воспитанию детей. Я думаю, что сегодня это один из важнейших вызовов нашего времени — чтобы отцы и матери занялись воспитанием детей и заботились о их образовании».
Текст и фото: Ольга Дубягина