Дорогие братья и сестры
Сегодня мы празднуем во всей Церкви обращение апостола Павла. На самом деле, это особое обращение, которое совпадает со встречей с Христом. Не всегда наше обращение совпадает именно конкретно с этим, но раньше или позже эта встреча неизбежна. Потому что если нет встречи, то нет и призвания, нет и миссии.
Какова эта общая миссия, связанная со встречей с Христом. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Да, это было сказано прежде всего апостолам, но мы прекрасно знаем, что с самого начала Церкви общая миссия проповедовать Евангелие своею жизнью была поручена всем членам новорожденной общины. Каждый в общине чувствовал, что призван проповедовать Евангелие. Да, некоторые почувствовали это особым образом, и это случай именно Павла. В Деяниях Апостолов мы читаем, что в общине в Антиохии, где христиане собирались после изгнания из Иерусалима, были некоторые, кого Дух Святой особым образом призвал для миссии. И среди них был как раз Павел. Для Павла миссия это что-то, можно сказать, неизбежное. Он чувствует миссию очень эмоционально, для него это не просто передача каких-то информаций и также это не как передачу какой-то философии или нравственного учения для того, чтобы прожить этот промежуток времени, которая есть жизнь, как можно лучше и легче.
Сколько сегодня распространяется таких теорий – для лучшего здоровья, чтобы развивать свое тело. Есть даже один миллиардер в Америке, который заплатил 50 миллионов долларов, чтобы ученые изучали, как можно продлить его жизнь. Разве он не знает, что завтра может умереть? Такие искушения бывают у каждого из нас: думать, что через определенные технологические упражнения мы можем продлить свою жизнь. Но для Павла Христос, Евангелие – это что-то живое, самое важное, что может произойти в жизни человека, и поэтому он не может не проповедовать.
И еще одно, что важно именно сегодня, когда мы молимся о единстве христиан. Для Павла проповедь – это прежде всего возвещение. Он всегда проповедует живого Христа. И даже когда он говорит о чем-то другом, например, как вести себя в церкви, это всегда прямо или косвенно связано с самим Христом, живущим посреди нас. Но также это возвещение всегда учитывает человека или людей, с которыми он беседует. И тогда возвещение иногда становится диалогом, иногда беседой. Иногда он даже не говорит ни одного слова о Христе, чтобы не обижать своих собеседников. Но они прекрасно понимают, о чем он говорит.
В Деяниях апостолов есть три рассказа об обращении Павла. В первом рассказе сам Лука передает нам этот эпизод, а во второй и третий раз сам Павел рассказывает о своей встрече с Христом. Так вот в третьем рассказе Павел беседует с важным человеком, консулом, и тот так поражен проповедью Павла, что приглашает на беседу с Павлом также местного царя, тетрарха. И Павел рассказывает о своей жизни, и что он делает? Он опирается на веру, поскольку у этого тетрарха были иудейские корни. И поэтому Павел говорит о Торе, о Законе, который дал Бог Своему народу. И он настолько уважительно рассказывает, что этот тетрарх говорит ему: лучше прекратить эту беседу, иначе ты обратишь меня в свою веру. Он прекрасно понял, в чем заключается подлинный смысл экуменического иди межрелигиозного диалога. Это желание не превратить человека в раба моей группы, а желание того, чтобы встреча с живым Христом произошла с этими людьми, как она произошла со мной.
Дорогие братья и сестры, я желаю вам радоваться, вспоминая ваше обращение, вспоминая тот момент, когда вы могли бы сказать: да, я встретился с Христом.