Обычно тексты о церковных обязанностях христианина-католика начинаются с цитат из Катехизиса и Кодекса канонического права, соответствующих предмету. Однако если мы захотим найти в них определение того, что такое десятина, нас ждет разочарование: таких статей в этих изданиях нет. Уплата десятины не является необходимой для спасения души, не является догматом, и все же без нее сложно представить себе историю и современность христианских общин. Всё, что нужно знать о десятине, в формате часто задаваемых вопросов рассказывает Анастасия Паламарчук.
Что такое десятина?
Десятина – это традиционная практика Католической Церкви, когда конкретный верующий, семья или домохозяйство жертвует примерно 10% от получаемых доходов на нужды и содержание своей поместной церковной общины. В сегодняшней Церкви десятина является добровольной, а ее объем определяется совестью и возможностями верующего.
При этом десятина:
— не то же самое, что милостыня – добровольное пожертвование на бедных, больных или любые благотворительные нужды;
— не является пожертвованием за совершение Мессы в определенной интенции или других церковных треб;
— не совмещается с другими церковными сборами (такими, как «грош святого Петра», взимаемый непосредственно Святым Престолом на благотворительность, епархиальные сборы на нужды миссий, семинарий и т.д.).
Тогда на что идут эти деньги?
Цель десятины состоит в обеспечении ежедневных материальных нужд Церкви, прежде всего на уровне прихода. Поэтому пожертвования на воскресной Мессе, которые расходуются на приходские нужды, как раз могут стать для верующего частью суммы, которую он хочет отдать в качестве десятины. В истории Католической Церкви никогда не существовало единой универсальной формы расчета десятины или форм ее взимания, однако исторические истоки этого вида пожертвования коренятся в Священном Писании.
То есть платить десятину предписывает Библия?
Самое раннее библейское упоминание о пожертвовании десятой части мы встречаем в истории Авраама. «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего». (Быт. 14: 18-20). Закон Моисеев делал десятину обязательной и придавал ей сакральный характер: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев. 27:30; также см. Втор. 14:22). Десятая часть урожая шла на содержание сынов колена Левиева, не имевших своей земли и исполнявших служение в Храме: «а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числ. 18:21).
Пожертвования верных были необходимы и первым общинам христиан. Они носили сугубо добровольный характер, однако в 1 Кор. 9:13 мы видим, как апостол настаивает на продолжении ветхозаветной практики: «Разве вы не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?»
Церковь как-то регламентирует уплату десятины?
Церковь развивалась, и, как любой большой организм, требовала постоянных и упорядоченных финансовых поступлений. Вложений требовало и строительство храмов, и содержание клира, который становится особой группой внутри церковной общины, и забота о бедных – например, обустройство госпиталей и раздача милостыни… Уже в VI столетии поместные церковные соборы начинают законодательно регулировать процесс сбора десятины. Однако настоящим стимулом для того, чтобы этот церковный налог стал действительно общецерковным, оказалось становление системы приходов в XI-XII веке. Именно жизнь приходского духовенства в провинции требовала регулярной поддержки. Для того, чтобы посвящать себя пастырскому служению, деревенский священник должен был иметь стабильный и предсказуемый источник дохода, и сбор десятины освобождал его как от необходимости держать хозяйство, так и от необходимости выпрашивать средства у епископа. Поэтому если в период раннего Средневековья десятину взимали преимущественно епископы, то позднее это право делегировалось приходскому духовенству.
Канон 54 IV Латеранского собора гласил, что десятина имеет преимущество перед любым другим финансовым обязательством, «поскольку Господь определил десятину себе как знак своего вселенского господства». Десятиной облагался ежегодный урожай и доход от ремесла или торговли, уплатить его можно было деньгами или в натуральном виде. Не обходилось и без злоупотреблений. Так, светские патроны храмов могли узурпировать сбор церковного налога; сбор десятины мог быть передан светскому лицу в качестве «феода», принесенный в уплату урожай мог быть несправедливо оценен. На протяжении всего Средневековья в разных областях Европы против сбора десятины вспыхивали восстания. Сам принцип десятины отвергали приверженцы еретических учений (например, вальденсы), а ее обязательное взимание критиковали сторонники церковного обновления, такие как Уиклиф и Ян Гус. Как отмечает историк средневекового церковного права Р. Гельмгольц, «не существовало золотого века покорной выплаты десятины». На протяжении XIX столетия по мере отделения Церкви от государства десятина как таковая утратила статус обязательного налога (это касалось и католических, и протестантских регионов).
То есть сегодня уплата десятины остаётся личным выбором каждого христианина?
Сегодня в ряде европейских стран отдаленным аналогом десятины можно считать так называемый «церковный налог», который взимается одновременно с другими налоговыми выплатами и перечисляется в пользу той конфессии, принадлежность которой декларирует налогоплательщик. Размер этого налога варьируется от 1% (Скандинавские страны) до 8-9% (некоторые федеральные земли Германии) от суммы подоходного налога. Целый ряд протестантских деноминаций считает уплату десятины обязательным условием членства в общине.
А как дела обстоят в России?
Опыт общения с собратьями по вере позволяет предположить, что среди российских католиков сегодня существует два подхода к необходимости уплаты десятины. Оба подхода заслуживают понимания и уважения.
Первый состоит в том, чтобы «делать добро и бросать в воду»: вручать Церкви часть своего дохода и не рассуждать о том, на какие конкретно цели пойдет это пожертвование. Делать добро, не ожидая для себя плодов, кроме Божьего милосердия. Здесь важен как сам акт жертвы, жертвы прежде всего Богу, так и доверие вполне конкретным церковным институтам (епархии, приходу) – доверие, которым не нужно злоупотреблять!
Второй подход предполагает, что, отдавая часть своих средств на нужды Церкви, жертвователи ожидают прозрачности и в расходовании десятины. Более того, практический опыт современной светской благотворительности говорит о том, что понимание реальных материальных нужд прихода или епархии в денежном побуждает давать большие пожертвования. Доступная информация о том, какие нужды прихода (цветы, коммунальные услуги, зарплата органиста и т.д.) удалось закрыть за счет пожертвований – такой простой знак благодарности и уважения к жертвователям.
Что ещё стоит учитывать, принимая решение об уплате десятины?
Конечно же, каждый из нас может отдать десятину на конкретную цель, связанную с обеспечением прихода или епархии.
Конечно же, следует здраво оценивать собственные финансовые возможности и, жертвуя Церкви, не действовать, например, в ущерб базовым потребностям семьи.
Конечно же, пожертвование десятины может быть связано с добровольным самоограничением (потратить жертвуемую сумму не на личное благо, а на нужды Церкви).
Конечно же, эквивалентом денежного пожертвования может быть любая необходимая работа на благо общины.
Так нужно ли давать десятину?
Размышляя о десятине, важно помнить о том, что, жертвуя Церкви, мы не отдаем деньги некой сторонней, пусть и нужной, организации. Помнить, что мы не «ходим в церковь», а являемся Церковью. Пожертвованные деньги не становятся «чужими», ведь они позволяют создать достойные условия для нашей же духовной и молитвенной жизни. Мы делимся этими средствами с братьями и сестрами, духовенством и мирянами, и в определенном смысле – просто перераспределяем часть средств на собственные же нужды. Десятина – хороший способ служения Церкви, жертва, Богу угодная.
Анастасия Паламарчук
Фото: iStock