Диакон Александр Хайдуков: «Я следую за Его волей, а она, очевидно, благая»

13 сентября Архиепископ Павел Пецци преподал таинство рукоположения Александру Хайдукову, который стал вторым постоянным диаконом в Архиепархии после возрождения формации для этого служения. В день рукоположения мы поговорили с Александром о его призвании и об особенностях предстоящего служения.

— Александр, постоянный диаконат был широко распространенным явлением в ранней Церкви, но в последние века эта форма служения была незаслуженно забыта. Как вы думаете, почему Католическая Церковь возвращается к ней сегодня? На какую потребность Народа Божия отвечает постоянный диаконат?

— Наверное, по той же причине, по которой произошел Второй Ватиканский Собор. Как раз после него появился документ Папы Павла VI о служении постоянных диаконов. Я думаю, что Церковь почувствовала изменения в мире.

Эта степень священства не то чтобы исчезла, но стала проходной, перестала быть самостоятельной, в отличие от того, как она сохранялась, к примеру, в Восточных Церквах.

Павел VI опередил свое время, потому что тогда не было таких проблем с кризисом священнических призваний, с вымиранием священства. Возможно, именно поэтому призыв Павла VI не был реализован в тот момент времени. Он реализовывается полномасштабно именно сейчас, уже в XXI веке. Почему? Потому что мир меняется, священников становится меньше. Это связано со многими причинами, часть из которых мы, возможно, даже не осознаем. Но нужда в служителях сохраняется. Конечно, есть таинства, которые не может преподать никто, кроме пресвитера и епископа, но жизнь Церкви не ограничивается этим.

Изменения в мире таковы, что не так много людей теперь готовы всю жизнь прожить в одиночестве. А все-таки в Латинской Церкви сохраняется дисциплинарная практика целибата, начиная с сана пресвитера. И наличие постоянных диаконов на данный момент может быть решением многих проблем, большой помощью в практическом управлении Церковью. Пресвитер должен служить Мессу, думать о пастырстве вверенных ему людей, окормлять их духовно, а диакон как раз призван помогать в практических аспектах жизни Церкви.

С другой стороны, главное, о чём просит нас Бог сегодня, это дело проповеди. Без проповеди не будет прихожан, не будет новых католиков, не для кого будет служить Мессу. А диакон может также проповедовать.

Всё это – хорошая помощь в приходе и также хорошая возможность, чтобы привлечь к служению Церкви людей, обладающих определенными компетенциями, специалистов не только в духовной сфере, но еще и в какой-то светской, практической. Это необходимо, потому что все сферы нашей жизни изменяются, усложняются и требуют новых навыков, выходящих за пределы того, чему учат в семинарии.

Как я уже сказал, в этом смысле постоянный диаконат – это определенное решение для Церкви.

— Поговорим подробнее о контексте этого служения. Жизнь женатого и работающего мужчины сегодня и так достаточно сложная. Служение Церкви требует от него дополнительной жертвы. Откуда берется эта готовность, откуда она в вас?

— Она рождается из призвания, которое ты обнаруживаешь в себе, из призыва Бога. Другой момент: отвечаешь ты на него или не отвечаешь, принимаешь или не принимаешь.

Мы верим, что есть Провидение Божие, которое ведет и направляет нас через обстоятельства жизни. И вот, именно через эти обстоятельства Господь дал мне возможность полноценно участвовать в жизни Церкви и как постоянному диакону, и как сотруднику церковных структур То есть сейчас я полностью посвящаю все свое время этому служению, служению Церкви (Александр работает секретарем вспомогательного епископа Архиепархии и нотариусом Курии. – Прим. ред.).

— Не секрет, что вы учились в семинарии, изначально распознавая призвание к священническому служению. Зачастую, если в процессе формации семинарист понимает, что этот путь не для него, то он совсем закрывает для себя тему служения. С вами произошло иначе, вы сумели найти свой уникальный путь. Помогает ли полученная ранее формация на нём?

— Да, я думаю, она очень важна для служения. Эта глубокая погруженность в духовную жизнь, которую мы называем формацией, этот путь длиною в шесть лет – это бесценный опыт, который подготавливает тебя к служению, потихоньку изменяет изнутри, как бы доделывает тебя для Церкви. Он способствует формированию определенного мышления, которое мы можем назвать «церковным мышлением», определенной перспективы во взгляде.

Когда в процессе учебы в семинарии я понял, что не призван к пресвитерскому служению, у меня, тем не менее, не было мысли уйти и вообще перестать служить Церкви. Думаю, мне очень повезло, что именно в тот период начала набирать силу идея восстановления постоянного диаконата. Раньше это было бы невозможно. Но сейчас получилось, как получилось, и значит, так и должно было быть. Все произошло именно тогда, когда должно было произойти. Поэтому я не сомневаюсь в том, что служение, которое я принимаю, это именно воля Бога. И в этом смысле я доверяю Ему, вижу, что Он устраивает мою жизнь, что мне не стоит беспокоиться о том, что будет. Потому что я следую за Его волей, а она, очевидно, благая.

— Постоянный диаконат – интересная форма служения, которую принимает на себя мужчина, но в нем также по-настоящему участвует и его жена, которая соглашается отдать Церкви часть времени, которое он мог бы посвятить семье. Более того, согласие жены является обязательным условием для того, чтобы мужчина стал постоянным диаконом. Расскажите, пожалуйста, как к этому относится ваша жена, и как ваш ответ на призвание к служению постоянного диакона помогает вашему союзу?

— Она относится к этому похожим образом, как и я, она тоже видит в этом возможность служить Богу. Она верующая католичка и воспринимает это как особенную благодать для нашей семьи. Конечно, это требует определенных жертв, накладывает отпечаток на бытовую жизнь. Но я вижу, что она воспринимает это как часть ее собственного служения. Так мы вместе проходим этот путь. Без неё он не мог бы не только начаться, но и прийти к своему совершению, не мог бы продолжаться сегодня. Это наше с ней общее служение.

И, конечно, это также особенная ответственность, потому что, так или иначе, люди обращают больше внимания не только на меня, но и на нее. Нужно быть внимательнее к собственной христианской жизни.

Мне кажется, в перспективе развития этого служения можно будет увидеть много интересного. Если семьи постоянных диаконов будут сохраняться, будут вырастать дети, это будет очень интересная модель в жизни Церкви: в Латинском обряде могут появиться священнические династии, как это есть в Восточных Церквах. И мне кажется, это хорошо. Это может в лучшую сторону поменять жизнь нашей Церкви.

— На что бы вы посоветовали обращать внимание тем женатым католикам, которые задумываются о служении постоянного диакона? С чего начать распознавание этого призвания?

— В первую очередь, на то, сможете ли вы пройти этим путем вместе с женой. Потому что без этого точно никак. Если вторая половина семьи не готова к этому, если она не понимает, какие будут последствия этого. Если вы не готовы всю жизнь идти по этому пути вместе, то лучше поискать другую форму служения в Церкви.

— Спасибо, Александр. Пусть Господь благословит вас и вашу жену Анастасию на принимаемое служение. Надеемся, что эта новая глава в жизни нашей поместной Церкви принесет много плодов и не раз удивит всех нас.

Беседовала Анастасия Бозио

Фото: Евгений Мартынович