31 мая, в праздник посещения Пресвятой Девой Марией Елисаветы, архиепископ Павел Пецци отслужил Святую Мессу в Московском Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, на которой призвал верующих соединиться вместе со всей Церковью в общей молитве в поддержку Синодального процесса, инициированного Папой Франциском два года назад в преддверии Синода епископов, который пройдет в Риме в октябре 2023 года.
Проповедуя на богослужении, архиепископ особо подчеркнул, что «в Евангелиях слово «синод» мы встречаем всего один раз: это слово использует евангелист Лука, когда рассказывает, что во время возвращения из Иерусалима в Назарет Мария с Иосифом были спокойны, потому что думали, что их сын, Иисус, находился в «синоде», то есть внутри каравана людей: «Иосиф и Матерь Иисуса думали, что Он идет с другими» (ср. Лк 2,44), буквально, что Он «находится в общении спутников». Так вот, мы можем сказать, что Святой Розарий — это молитва общения, молитва тех, кто вместе с Христом идет по пути навстречу своей судьбе».
Затем владыка Павел подробно остановился на сути и истории молитвы Розария, которая вводит нас в тайны земной жизни Иисуса, Марии и Церкви, напомнил, что колыбелью молитвы Святого Розария был Орден Проповедников. Их основатель, святой Доминик, с самого начала посвятил новую общину покровительству и защите Марии. Он ввел обычай петь песнопение Salve Regina («Радуйся, Царица») после Повечерия, чтобы Мать Иисуса ходатайствовала о сохранении всего Ордена. Жития первых братьев-доминиканцев изобилуют рассказами о материнском вмешательстве Девы Марии в жизнь ее сына, Иисуса. Правило, написанное для членов Ордена Покаяния, одной из ветвей Доминиканцев, предписывало, чтобы те, кто не может читать Бревиарий, читали определенное количество молитв «Радуйся, Мария» и «Отче Наш».
«С тем же убеждением многие монахи имели привычку приветствовать Богородицу, многократно повторяя богородичную молитву перед Ее иконами и образами», – сказал епископ. – «Один блаженный, лично знавший святого Доминика, был похоронен с простейшими четками в руках – ниткой с узелками, с помощью которой он молился каждый день, повторяя тысячу раз «Радуйся, Мария».
Молитва по четкам в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, утвердилась в монастырях Ордена Картузианцев в долине Рейна. Адольф из Эссена, настоятель Картузианского монастыря в Tpupe, ежедневно молился пятьдесят раз «Радуйся Мария», сосредоточившись на тайнах жизни Иисуса.
Вслед за ним Доминик Прусский установил полный объем молитвы в 150 «Радуйся Мария», разделенный на радостные, скорбные и славные тайны.
Эти тайны и сегодня, вместе со светлыми тайнами, введенными в 2002 году святым Иоанном Павлом II, образуют молитвенную цепочку, в которую с простотой сердца углубляются верующие люди по всему миру.
Возможно, Святой Розарий так и остался бы в монашеской среде. Но один французский доминиканец (Ален де ла Рош) в первой половине XV века посвятил свою жизнь тому, чтобы распространить Розарий по всей Франции.
Оттуда эта молитва распространилась в Германию, Италию и другие страны Европы. Наконец, в 1573 году Папа Григорий XIII установил литургический праздник Богоматери, Мадонны Розария, 7 октября в память о победе при Лепанто двумя годами ранее. Нам знаком также «Живой Розарий», который впервые установила молодая женщина из Лиона, Полина Жарико, в первые десятилетия XIX века».
Владыка Павел отметил, что окончательно подтвердили важность этой молитвы как обычного пути к святости Лурдские и Фатимские явления Марии: «Святой Папа Павел VI говорил, что «нам всем подобает вновь взять в руки четки, и молиться ими с простотой и рвением смиренных, малых, благочестивых, страждущих и уповающих» детей Божиих (ср. Общая аудиенция, 8 октября 1969)».
Говоря о духовных плодах молитвы Розария, владыка сказал, что «эта простая молитва полностью основана на Слове Божием и Евангелии. Ей можно молиться в любом месте, и в любом душевном состоянии. Она сопровождается радостью, но также скорбью и мольбой. Своей повторяемостью она воспитывает человека к постепенному созерцанию тайн и в то же время может быть наполнена всеми молитвенными намерениями и лицами людей, которых мы хотим вспомнить. Она подготавливает душу верующего к празднованию Святой Мессы, но также может следовать за ней как благодарение и хвала.
«Она вселяет в нас уверенность в защите Марии, она призывает нас не замыкаться в себе, размышляя о собственной ничтожности, но открыться безмятежному доверию к защите Марии (Исторические данные, собранные здесь, взяты из книги: Дж. Феста — А. Лафет, Святой Доминик, отец проповедников, 2021)».
Завершил проповедь архиепископ Павел молитвой, обращенной к Деве Марии:
«Мария, Ты — Мать Христа,
Мать Общения, которое дает нам Твой Сын,
как вечно новый и могущественный дар,
который есть вкус новой жизни.
Поэтому через Тебя мы посвящаем самих себя,
все радости, все страдания,
которые Твой Сын избирает для нас,
и саму нашу жизнь,
чтобы Ты стала Матерью Жизни,
и чтобы Христос дал всем людям
тот же вкус новой жизни,
который Он дал нам. Аминь».
По окончании Святой Мессы владыка Павел вместе с другими священнослужителями вознес Литанию к Пресвятой Деве Марии – Матери Слова, которую завершали слова: «пред сиянием Слова и Духом благодати да расступятся мрак греха и тьма неверия, а Сердце Иисуса да обитает в сердцах человеческих. Аминь».
Текст и фото: Ольга Дубягина
Полный фотоотчет: Месса в поддержку Синода в Москве