Уже в некоторых текстах Библии мы видим постановку вопроса о способности разума обнаруживать существовании Бога в результате созерцания порядка творения. А в святоотеческую эпоху уже развернулась напряжённая богословская полемика по вопросу о взаимоотношениях веры и разума. И сейчас ещё нередко можно встретиться с убеждённостью в том, что вера иррациональна; причём такое мнение высказывают не только атеисты и приверженцы сциентистской идеологии, но также порой и верующие, которые ссылаются на то, что нельзя ни рационально обосновать, ни проанализировать уникальный опыт встречи с Богом. Те богословы, которые подчёркивают сверхъестественное измерение веры и акцентируют парадоксальность Откровения Бога, тоже бывают склонны недооценивать роль разума в вопросах веры.
Эта позиция, однако, не является доминирующей в истории богословия: уже в трудах Отцов и Учителей Церкви можно, как правило, видеть ясное осознание того, что разум играет очень важную роль для акта веры.
Современное богословие тоже стремится лучше проникнуть в характер этой взаимосвязи веры и разума, и достигает этого в том числе путём более глубокого осмысления природы разума. Осознав ошибочность сведения разума к «рассудку», то есть к его инструментальной составляющей, богословы смогли более позитивно оценить трансцендентность, проявляющуюся в различных аспектах жизни личности, а также дать гораздо более высокую оценку когнитивной роли символического языка и неконцептуальной коммуникации.
Помимо фундаментального вопроса о взаимосвязи веры и разума, существует и множество частных вопросов о том, как реализуется их взаимодействие в различных конкретных ситуациях. Так, для многих христиан серьёзным вызовом стали историко-критические методы исследования Библии, побудившие задуматься о том, где проходит граница между богооткровенным содержанием веры и обусловленными культурой и историей формами его выражения, такими, как, например, литературные жанры. Правильное решение такого рода вопросов помогает устранить то, что на первый взгляд могло бы показаться примером конфликта между верой и разумом.
На Богословские чтения, которые пройдут в субботу 21 марта 2020 г. в библиотеке нашей семинарии, приглашаются богословы, доценты религиозных и светских гуманитарных учебных заведений. Тексты докладов будут опубликованы в научном журнале Богословского института св. Иоанна Златоуста Folia petropolitana.
Оргкомитет конференции:
председатель — свящ. Константин Передерий (ректор семинарии, кандидат богословия),
о. Хосе М. Вегас СМF (префект по научной и учебной работе семинарии, кандидат философии),
свящ. Александр Конев (кандидат богословия).
Заявки на участие в конференции в качестве докладчика и тезисы докладов объемом 5-6 тысяч знаков принимаются до 20 февраля 2020 г.
Для подачи заявки и получения дополнительной информации (в том числе о правилах оформления статей, объеме и порядке публикации) можно связаться с секретарем оргкомитета свящ. Александром Коневым. Электронная почта: [email protected].
Почтовый адрес: Католическая высшая духовная семинария «Мария — Царица Апостолов», 1-я Красноармейская д. 11-А, Санкт-Петербург, 190005.