В субботу, 24 июня, в Соборе Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге состоится рукоположение в постоянные диаконы Алексея Пирогова, врача, публициста, кандидата философских наук, награжденного грамотой Общественной Палаты при Президенте РФ за социальную работу в составе ОНК. Накануне рукоположения мы поговорили с Алексеем о пути распознавания призвания и подготовки, который он прошёл.
— Алексей, вы являетесь аколитом прихода Успения Пресвятой Девы Марии, 12 лет работали главным редактором на «Радио Мария», по благословению архиепископа много лет занимаетесь тюремным служением в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. То есть о служении Церкви вы знаете не понаслышке. Почему вы делали и делаете всё это?
— Это внутреннее стремление жить так, как хочет Господь Иисус Христос. Он всех зовёт в Церковь, каждому даёт свои таланты для служения Ему. Мне никогда не хотелось жить иначе. Даже в медицинский институт я когда-то поступил для того, чтобы в советское время служить Богу и людям. Учился в аспирантуре Санкт-Петербургского Университета, писал работу о благотворительности и милосердии в пенитенциарной системе, там же, в моей альма-матер, защитил кандидатскую диссертацию по социальной философии. Для кого-то это казалось невозможным, но я всегда шёл так, словно слышал Его голос, постоянно на пути видел и вижу Его знаки: через Церковь, Писание, священство, обстоятельства. Против течения, против обстоятельств часто приходилось двигаться. Я ни о чем не жалею, только исполнен благодарности Богу и людям.
Вижу, как Он помогает тому, кто стремится исполнять Его волю. Взять, например, сессии в Католической Высшей Духовной Семинарии «Мария – Царица Апостолов», три года учёбы в аспирантуре философского факультета СПБГУ, при этом — постоянная работа и труд в ОНК (Общественная Наблюдательная Комиссия по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания (при Общественной палате РФ) по Санкт-Петербургу) в пенитенциарной системе. Казалось, что всё невозможно совместить, даже по времени, но Бог давал силы и возможности. При этом я всегда работал своими руками, по профессии. Считаю, что диакон должен трудиться своими руками, не быть на содержании приходов, которые и так имеют массу материальных проблем – с ремонтом, с оплатой коммунальных расходов. Постоянные диаконы должны приносить свой скромный дар в приход, стараться не брать у него. Верные сейчас трудно и скромно живут. Смирение и добросердечие простых прихожан всегда вызывают моё восхищение.
— Желание стать постоянным диаконом – логическое продолжение этого пути служения Христу и Церкви?
— Желание стать постоянным диаконом пришло достаточно давно, как только я узнал о таком пути диакона Владимира Дегтярёва, который трудился в Сибири. Отец Стефан Катинель, наш настоятель, очень повлиял — духовный пастырь, настоящий человек, можно сказать, историческая личность. Приход наш возрождал, храм при нём наполнился, много семей пришло, дети в воскресной школе появились, богослужения на национальных языках, расцвет духовный, как казалось. Говорили с отцом Стефаном о призвании, часто советовался, молился о распознании воли Божией. Потом был долгий путь формации: чтецом, аколитом прихода, в семинарии. Курс наш был очень дружный, несмотря на то, что время учёбы увеличилось из-за пандемии. Мы по сей день общаемся. Трое выпускников курса уже рукоположены во диаконы, двое из них служат в Молдове, один – монашествующий.
— Как к вашему желанию отнеслась ваша семья?
— Решение о начале подготовки я принимал в согласии с семьёй. Это очень важный момент. Если не будет поддержки и согласия супруги, то служение не состоится. Моя жена очень одобряет этот путь, поскольку понимает важность христианских приоритетов в сегодняшнем мире. Мы в браке больше 30 лет. Супруга трудится в области реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот труд очень напоминает диаконский, весьма тяжёлый и профессиональный. Думаю, мне многому стоит у неё поучиться. Это настоящее посвящение себя Богу и людям. Не боюсь это повторять: самоотверженный труд Ольги среди лиц с ограниченными возможностями здоровья всегда являет мне пример истинного христианского посвящения. Мы в католическом браке, вместе воспитали четверых детей, все крещены и воцерковлены в Римско-католической Церкви. В 2022 году наша семья была награждена общественной наградой – медалью «За любовь и верность святых Петра и Февронии».
Пример – это очень много, особенно сейчас, когда кругом такой индивидуализм. В этом плане должен сказать несколько слов признательности моим коллегам – врачам, чей ежедневный подвиг труда и помощи пациентам, детям и взрослым, всегда будет для меня путеводной звездой и основой вдохновения.
— Какой путь вы прошли от того первого желания до сегодняшнего дня? Как проходила ваша подготовка?
— Подготовка в семинарии длилась примерно пять лет, из-за пандемии, я давно сбился со счёта, сколько раз мы собирались на двухнедельные сессии. Группа была очень мотивированной, все из разных городов и епархий, были также кандидаты из Молдовы. Весь стандартный курс предметов католической семинарии был прочитан в сжатые сроки, в виде очных лекций, семинаров и многочисленных экзаменов. Мы писали объемные экзаменационные работы по каждому курсу, читали теологическую литературу, первоисточники, изучали церковные документы. Больше всего меня потрясло то, что основную часть экзаменов мы сдавали устно. То есть требовались не только письменные работы, которых иногда было по три и больше, но и длительное собеседование по всему курсу. Признаюсь, что мне, окончившему с отличием философский факультет СПБГУ и медицинский университет, сдать некоторые экзамены было действительно непросто. Естественно, списывание не практиковалось. Для сдачи экзамена ты должен был усвоить весь курс лекций, прочитать то, что задавалось, и в добавок – ответить на вопросы, демонстрируя, что ты разбираешься в этой теме. Учили нас на совесть, надо сказать!
Например, покойный отец Михаил Магда преподавал у нас Ветхий Завет. Мы слушали отца с большим удовольствием, но спрашивал он нас почти дословно по своим конспектам. Поэтому мы полностью вкусили всю радость пересдач. Слава Богу, у отца Михаила я всегда чудом вытаскивал самые лёгкие билеты. Он мне ставил хорошие оценки, как-то миловал (смеётся). Моим сокурсникам есть что рассказать весёлое про эти экзамены, как они их пересдавали по много раз, потели, зубрили по десятому разу. На четвёртом курсе мне выпускники семинарии сказали старую добрую шуточную поговорку: «Кто отца Магду не видал, тот и в нашей семинарии не бывал». Светлый был человек, хороший священник и преподаватель, мы его искренне уважали и любили. Очень переживали, когда отец внезапно скончался. Улыбку его помню.
Помню, как беседовали на семинарах с отцом Андреем Пухаевым, он философию на нашем курсе тогда преподавал. Всё логично, увлекательно, метафизика. А экзамен ему не сдать… Мы долго беседовали, поставил оценку, хмурился, смотря куда-то на улицу, в окно, на проспект, на дождь питерский. Наверно, расстроился, что мы не совсем сошлись в философских мнениях. Потом подарил ему книгу философскую, совсем нечитаемую, трудный язык аналитической философии. Отец радовался, шутил, прозу мою читал, кажется.
Сестра Алёнка Арко сильно повлияла на мою формацию. Господи, сколько я открыл для себя через эти лекции! Думал тогда, даже если и не рукоположат, буду заниматься тем же самым – служить милосердию. Что может быть лучше, чем совершенней познать Его! Думал, время в семинарии не зря потрачено, когда такие преподаватели нам читают духовные дисциплины. Бежал на лекции, усталости почти не чувствовал.
Отец Хосе, отец Мариано, отец Якуб, отец Бонавентура очень интересно читали свои курсы. Даже в университете я таких одарённых и высокообразованных преподавателей мало встречал. Поблажек нам не делал никто и никогда, спрашивали, как со всех семинаристов. Высокомерия и снобизма совсем не встречал, только искреннее расположение и внимание к человеку, чисто, тепло и здраво, дисциплина строгая. Хорошее было время! Всем желаю не только молиться о семинарии, но и размышлять о том, чтобы учиться там. Кто знает? Бог из камней может себе учеников сделать (улыбается).
Стоит сказать, что много было постоянной учебной нагрузки, с раннего утра, до позднего вечера лекции, нужно было посвящать это время полностью учёбе. Все работы нужно сдавать в срок. Кто не смог время отдавать учёбе и духовной формации, к сожалению, оставил наш курс. Практики было много, я трудился в приходе, прислуживал на Мессе постоянно, также – в тюремном служении подвизался, потом ещё в служении милосердия. Поддерживал отец Александр Коробцов, он был добрым другом и братом всем семинаристам курса постоянных диаконов, моим куратором в годы учёбы. Много значит в этой формации молитва и исповедь, ты распознаешь своё призвание, исправляешь ошибки.
— Каковы основные функции постоянного диакона?
— Постоянный диакон в Российской Федерации в своём служении руководствуется нормативным документом, в котором представлены исторические и богословские аспекты служения, а также канонические и пастырские нормы и основные черты духовности диаконата. Это документ Конференции католических епископов России от 2019 года «Указания относительно формации, жизни и служения постоянных диаконов в Российской Федерации». Там говорится, что Второй Ватиканский Собор охарактеризовал служение диаконов как «диакония литургии, слова и любви». Диакон провозглашает и разъясняет Слово Божие, преподаёт таинства Крещения и Евхаристии, участвует в Мессе как «служитель Крови», храня и раздавая Святое Причастие, участвует в организации жизни общины, помогает и служит епископам и пресвитерам, то есть тем, кто предстоит на Литургии. Через таинство рукоположения диаконы «становятся живыми орудиями Христа» и служат Народу Божию «ради созидания Тела Христова». Через своё служение диакон воплощает добродетель послушания. Самое главное, что это служение милосердия, в котором диакон подражает Христу служащему. Оно совершается в Теле и для блага Церкви.
— Эти функции вы можете выполнять только в своём приходе или, в случае такой необходимости, и в других приходах Архиепархии?
— Насколько я понимаю, это служение регламентируется декретом епископа, который назначает постоянного диакона для служения в приходе. Диакон не может самовольно где-то служить или оставлять тот приход, где ему поручено трудиться. Это служение совершается не самовольно, но только в смирении и в духовном послушании епископу и настоятелю. Если епископ посылает диакона в приход, где нет постоянного священника, этого требует пастырская необходимость, диакон обязан с усердием и любовью совершать этот труд для Церкви. Знаю, что некоторые выпускники нашего курса уже имели такой опыт. Нужно учитывать, что постоянный диакон, кроме служения в приходе, может и должен трудиться по профессии, материально обеспечивая свою жизнь и потребности семьи.
— Что вы чувствуете накануне рукоположения?
— Я испытываю радость и внутреннее спокойствие. Очень благодарен Богу за весь путь, которым Он меня ведёт. Благодарен владыке Павлу за доверие и духовную поддержку, епископу Николаю — за молитвы, отеческий совет и лекции по литургике в семинарии, отцу настоятелю Янушу Прусиновскому – за простодушную доброту, открытость к человеку и внимательную пастырскую заботу. Благодарю духовного отца семинарии о. Себастьяна Прието Сильва, SJ – за духовные упражнения и постоянную молитву.
Молюсь о том, чтобы глубже познать Бога, сильнее любить Его и совершенней следовать за Ним. Осознаю великую милость Господа в том, что Он призвал меня!
Беседовала Анастасия Бозио
Фотографии предоставлены Алексеем Пироговым