Дорогие братья и сёстры!
Сегодня мы празднуем Благовещение и, может быть, сегодня как никогда мы переживаем связь между воплощением Слова Божия, между «да» Марии — и крестом и воскресением. Сегодня, как никогда, мы видим глубокий смысл того, почему торжество Благовещения обычно приходится на время Великого Поста. Дело не только во «временном» расстоянии от зачатия до рождения. Речь идёт о глубоком единстве всего Евангелия — от воплощения до вознесения, через крест и воскресение.
То, что Господь даёт нам через тайны Своей жизни, огромно и безмерно, как волна благодати и любви. От нас же Господь требует нашего «да», как Он просил «да» от Богородицы Марии. Наш ответ, наше «да» иногда бывает непростым, скорбным, драматичным, но именно это «да» веры позволяет выжить в самые тёмные моменты и в обстоятельствах, когда Господь как будто оставляет нас.
Это «да», которое мы произносим иногда тихо, почти в молчании, позволяет нам открыть для себя ту стократную награду, которую обещает нам Господь. Эту награду мы уже сейчас вкушаем в общении, в дружбе Церкви.
Мария у креста напоминает нам, что Иисус всегда действует «в общении», в отношениях со Отцом и со Своими. Иисус — это не «одинокий герой», один против всех и вся.
Полная самоотдача Иисуса вовлекает в себя рождающуюся Церковь, и требует «помощи» Марии. Её вера, её надежда, её готовность исполнить «всё то, что Он скажет» (ср. Ин 2), «придаёт» кресту образ славы, образ престола Царства любви и мира.
Иисус отдаёт дух, отдаёт кровь. Здесь видна вера Марии не только храброй, но и скорбящей. Как оружие пронзит сердце Иисуса, так скорбь пронзит душу Марии.
Мария в Кане Галилейской просила именно об этом, о крови Своего Сына! Это и есть цена спасения и утешения для всех бедных нового народа Божиего.
Таким образом плод того «часа», в котором пребывала Мария у Креста, становится расширением Её «Божественного» материнства, которое было некогда обещано ей через приветствие Архангела Гавриила: «ты станешь Матерью Сына Всевышнего»; и теперь повторяется: «Жено, вот твой сын». Иоанн снова рождается не только из крови и воды, которые истекают из пронзённого бока Иисуса на кресте, но также от «скорби» Марии, как от новых родов: «Жено, вот твой сын».
Предание донесло до нас трогательный образ спасительной печали Марии, Матери Иисуса, которая вместе со своей сестрой Марией Клеоповой, Марией Магдалиной и Иоанном стоит у креста.
Мир полон жестокости, цинизма, но также трусливости, а в нём — горькая боль этих женщин, хранящих верность; они не могут предотвратить несчастье, но, сострадая, они принимают сторону приговорённого к смерти, и через свою любовь оказываются на стороне Бога, Который Сам есть любовь.
Это сострадание заставляет меня вспомнить удивительные слова святого Бернара Клервоского из его Проповеди на Песнь Песней: «Бог не может страдать, но может сострадать» (Impassibilis est Deus, sed non incompassibilis).
Посвятить мир Непорочному Сердцу Марии значит приблизиться через заступничество Матери к тому же Источнику Жизни, который зародился на Голгофе. Из этого Источника непрерывно истекают искупление и благодать.
В нём постоянно совершается возмещение за грехи мира. Это непрестанный источник новой жизни и святости. Посвятить мир Непорочному Сердцу Матери значит вернуться под Крест Сына.
Более того: это значит посвятить этот мир пронзённому Сердцу Спасителя, вернуть его к самому источнику его Искупления. Искупление всегда больше греха человека и «греха мира». Сила Искупления бесконечно превосходит всё множество зла, которое есть в человеке и в мире.
Сердце Матери знает об этом, как не знает больше никто во всем космосе, видимом и невидимом. И для этого оно призывает нас быть вместе с ним.
Оно призывает не только к обращению, оно призывает нас принять помощь Матери и вернуться к источнику Искупления. Посвятить себя Марии означает просить Её помощи, чтобы мы отдали себя и всё человечество «Тому, Кто есть Свят», бесконечно Свят.
Мы прибегаем к Сердцу Пресвятой Богородицы, которое открылось под крестом любви ко всякому человеку, ко всему миру, чтобы отдать мир, и человека, и человечество, и все народы Тому, Кто Свят безмерно (Иоанн Павел II).
Посвящение Непорочному Сердцу Богородицы да станет и для нас актом искреннего обращения, покаяния и прощения. Аминь.
Фото: Ольга Дубягина