«Кто не любит, тот не познал Бога,
потому что Бог есть любовь» (1Ин 4,8)
Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные Народа Божия!
Возлюбленные во Христе братья и сёстры!
В этом году я решил посвятить пастырское послание на начало нового пастырского года трём элементам – миссии, семье и милосердию, – вместе они составляют тот шаг, который нам предстоит сделать в этом году навстречу нашему назначению.
1. Путь прошедшего года
На меня произвёл большое впечатление Всероссийский конгресс, посвящённый миссии, состоявшийся в ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге. Я услышал, как слово миссия, свидетельство, вновь стало словом, которого нельзя стесняться, потому что оно отражает жизнь и реальный опыт нашей Церкви. Продолжением этого опыта стал Крестный путь в Москве в канун Вербного Воскресенья, посвящённый молитве о наших братьях и сёстрах – христианах, которые подвергаются гонениям, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Навечерие праздника Пятидесятницы мы распространили эту молитву уже на всех христиан, преследуемых повсюду в этом мире, – подлинных мучеников и исповедников нашего времени. В рамках Праздника семьи мы увидели, насколько тесно миссия, свидетельство веры, связана с семьёй, милосердием и прощением. Наконец, в своей речи на Епархиальной конференции в июне этого года в Вильнюсе я подчеркнул, что миссия и свидетельство семей исключительно важны для возрождения человеческого «я», от разрушения которого наше общество страдает, пожалуй, больше, чем от чего бы то ни было.
2. Целостность человеческой личности и её взаимосвязь с познанием Бога
Для нашей эпохи характерно фундаментальное заблуждение относительно человеческого «я», своего рода «бесчеловечность», которую поддерживает и эксплуатирует мирская власть: личность оказывается как бы раздробленной на части, действует фрагментарно: одна часть – на работе, другая – в эмоциональной жизни, третья – в обществе. При этом личность нигде не существует и не действует как цельное «я». Однако именно это чувство собственного «я» является тем критерием, который определяет наше отношение к другому: он необходим, чтобы понять жену или мужа, чтобы войти в диалог с сыном, чтобы понять глубину того, что передаёт тебе друг, или того, что ты читаешь в великих стихах. Без осознания своего «я» теряется и чувство другого, того «ты», которое мы встречаем, но, увы, почти не замечаем, потому что в отношениях господствует поверхностность, сухость. Говорят, что когда святой Франциск молился на горе Ла Верна, он повторял всего два слова: «Кто я? Кто Ты?». И действительно: кто «я»? Чего «я» на самом деле хочу? Сегодня это стало неясным. Каждый по-своему чувствует желание быть, реализовать себя, самоутвердиться. Но на что направляется это желание и что может его по-настоящему удовлетворить? Мы знаем, чего хотят от нас другие – какими мы «должны» быть, что «должны» думать, – но часто сами не знаем, кем являемся на самом деле. Содержание слова «я» стало просто социальной условностью. Обрести себя, «завоевать» очевидность собственного «я», ясность о себе – это возможно, в конечном счете, только благодаря опыту встречи с Христом в христианской общине. И мы должны задать себе вопрос: как современному человеку в условиях нашей жизни встретить Христа?
3. Необходимость свидетельства для встречи с Христом и мученичество
Исходя из этого становится понятной насущная важность свидетельства для миссии возрождения человеческого «я», потому что свидетельство – это орудие, инструмент встречи с Христом. Евангелист Лука в конце своего Евангелия и в начале Деяний Апостолов, как представляется, отождествляет христианскую жизнь со свидетельством. «И сказал Своим ученикам Иисус: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк 24,46-48). «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1,8). Рискну сказать, что этот призыв к свидетельству является последним значимым посланием Иисуса.
Начало 12 главы Послания к Евреям подтверждает важность этого опыта для миссии первых христианских общин, связывая свидетельство общины с обращением к Христу: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр 12,1-2а; ср. EG 13). Именно поэтому св. Иоанн Павел II мог сказать, что «миссия – это, прежде всего, сообщение другому причин собственного опыта обращения» (Послание по случаю III Международной конвенции церковных движений, 24 марта 1991 г., Братислава).
Говоря о свидетельстве, мы не можем не вспомнить о том, что оно может потребовать от нас самой нашей жизни, что свидетельство до конца – это мученичество, что стало реальностью для множества наших братьев и сестёр: мир возненавидел их только за то, что они – христиане!
Ненависть мира сего, ненависть тех, кто не принимает Христа и потому не принимает свидетельства Его учеников, всё чаще становится тем контекстом, в котором мы призваны дать своё смиренное свидетельство. Каждая эпоха, каждый век несёт новые гонения на христиан, потому что в каждую эпоху продолжается борьба между светом и тьмой. Нам, живущим в эту эпоху, Папа Франциск говорит, что происходящие сегодня гонения являются, возможно, самыми ужасными за всю историю.
Итак, в чём должно заключаться наше свидетельство? Свидетельство — это нечто большее, чем долг: «Есть как будто огонь во мне, я стараюсь удерживать его, но не могу! Подумал я: «не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (ср. Иер 20,9). Свидетельство — это возвещение, которым мы делимся с позиции смирения, как говорится в Апостольском обращении Evangelii Gaudium, через личный пример, рассказ, поступок, или какое-то другое действие, которое Святой Дух подсказывает в конкретной ситуации (ср. EG 128). Свидетельство обнаруживает глубоко личное, пережитое на опыте общение с Отцом и Сыном, как говорит об этом Иоанн (ср. 1Ин 1,1-4). И в то же время свидетельство — это не тайное, а публичное действие: в синагогах и в судилищах, на улицах и площадях, то, что вам сказано на ухо, вы прокричите с крыш домов! (cр. Лк 12,2-3) Свидетель не остаётся в одиночестве, он всегда вместе с другими, даже в самые трудные моменты он знает, что свидетельствует о Том, Кто рядом с ним. Мученики всегда умирали и умирают с именем Иисуса в устах и в сердце.
В свидетельствах преследуемых христиан, прежде всего, поражают их страдания, страшные мучения, через которые им приходится пройти. Но ещё поразительнее их спокойствие. Мы почти никогда не видим в них жажды мести. Мы видим жажду быть защищёнными, жажду вернуться в свои дома, откуда им пришлось бежать, жажду снова обрести право на нормальную жизнь. Но мести или ненависти – этого нет. Есть только прощение и осознание потребности в ещё большей преданности вере. Вот что поражает меня в святых и мучениках, которых Церковь провозгласила или даже не провозгласила таковыми в нашу эпоху, – это любовь без границ, свет, привлекающий всех: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13,35; ср. EG 198; EG 99). Это открытое свидетельство спасительной любви Господа, которая побуждает нас, устремляясь ко Христу, посвятить себя делу миссии (ср. Флп 3,12-13; EG 121). Христиане в нашу эпоху призваны явить свидетельство любви в тех обстоятельствах, в которых происходят их отношения с Богом Отцом во Христе – в семье или в целомудрии, на работе, в отношениях с другими людьми, через свой труд на благо общества.
4. Семья как субъект свидетельства Церкви. Подготовка к Браку и обручение
Необходимость свидетельства обусловливает важность нашего пастырского служения семьям, потому что семья – миссионер по природе, она свидетельствует о Христе и воспитывает веру. В начале нового пастырского года я хотел бы предложить несколько практических пунктов для размышлений в связи с нашей пастырской работой с семьями и парами, готовящимися к Браку. Прежде всего, я призываю настоятелей и в более широком смысле – всех, кто участвует в пастырской деятельности, сделать заботу о семьях своим приоритетом. Подумайте о том, каким образом можно проводить больше времени с семьями, организовать регулярные встречи с ними, как способствовать диалогу между семьями вашей общины или прихода – так, чтобы семьи почувствовали обращённый на них нежный взгляд Бога.
Второй пункт касается подготовки к Браку. Когда молодые люди готовятся к Браку, мы должны постоянно напоминать им о том, что в конечном счёте он и она принадлежат Другому – Христу, Который творит его и её так же, как и всех нас. Но это ещё не всё. Кто позволил тебе встретить его или её, если не Христос, Господин истории, Которым всё стоит? И Кто сохраняет его или её для тебя, если не Он, призывающий вас к тому, чтобы вы сочетались и приносили плод? И тогда, быть может, внутри тебя возникнет волна нежности, тоски, любви к Христу, бесконечно большей, нежели та, которую ты испытываешь к нему или к ней. И таким образом ты сможешь открыть, что он или она, как и вся реальность – это знак Христа. Эта перспектива позволяет молодым людям открыть для себя красоту и достоинство тех слов, которые они произнесут в день венчания: «во все дни жизни моей».
Брак, союз любви между мужчиной и женщиной, не может быть «импровизацией». В связи с этим я предлагаю уделить подобающее внимание периоду подготовки к Браку, и особенно подчеркнуть значимость обручения или помолвки. Во время нашей Епархиальной конференции я сказал, что обручение – это своего рода «новициат» для готовящихся к Браку. Я прошу о том, чтобы всем парам, которые готовятся к Браку, была предложена возможность обручения. Возможно, не все пары согласятся на это, – и в таком случае не следует ставить венчание в зависимость от согласия пройти период обручения. Однако предложить его необходимо. С этой целью в настоящее время готовится и в начале года будет опубликован на сайте Архиепархии «Чин обручения».
Обручение – это время проверки: действительно ли таково моё призвание? Какие знаки в подтверждение этого я вижу на моём пути? Ради этого «чуда свободы и сердца, исполненного веры», как назвал обручение Папа Франциск, необходимо не спеша проделать определённый путь и потрудиться над своей любовью. Союз любви между мужчиной и женщиной – это союз на всю жизнь, и он созидается не за один день. Вот почему необходим этот путь: союз любви между мужчиной и женщиной подразумевает готовность учиться и совершенствоваться. Тот, кто хочет иметь всё и сразу, отступает при первой же трудности, при первом испытании. Не может быть ни надежды, ни доверия, ни верности в отдаче самого себя, если есть привычка «потреблять» любовь как биологическую добавку для психофизического благополучия. Но это не любовь! Современная потребительская «культура» любви, в которой человек претендует иметь всё и сразу, стремится превратить любовь в предмет потребления. Но такая «любовь» не может стать фундаментом для союза на всю жизнь. Нужно показать молодым парам, готовящимся к Браку, прекрасные примеры обручения, которые мы находим в Библии и в литературе.
Есть разница между обручённой и супружеской парой. Нельзя легкомысленно относиться к телесным связям, потому что телесные символы содержат в себе ключ к душе. И когда это не принимают во внимание, следствием становятся тяжкие психические и духовные раны. Нельзя бояться передавать эту мудрость молодым парам, готовящимся к Браку, потому что современная культура и общество сделались безразличными к деликатности и серьёзности этого шага. С другой стороны, нельзя сказать, что общество проявляет щедрость по отношению к молодёжи, имеющей серьёзные намерения создать семью и растить детей. Напротив, перед ними ставят тысячу препятствий, теоретических и практических (ср. Папа Франциск, Общая аудиенция, 27 мая 2015).
Мы обязаны предельно серьёзно отнестись к занятиям по подготовке к Таинству Брака. Если таких занятий ещё нет в приходе, их необходимо организовать. В городах, где больше одного прихода, настоятели могут договориться о совместных курсах, однако настоятель должен поддерживать прямой контакт с парами. По своему опыту могу сказать, что для некоторых пар такие занятия стали подлинным открытием красоты призвания к Браку, поводом для возвращения в Церковь, возможностью принять всерьёз свою жизнь, толчком к возрождению и воспитанию своей веры. Нужно также иметь в виду, что некоторые пары уже какое-то время живут вместе и уже имеют опыт интимной близости, даже при том, что не знают друг друга по-настоящему. Я не думаю, что для таких пар нужны какие-то специальные подготовительные встречи, отличающиеся от занятий по подготовке обручённых пар. Это может показаться странным, но опыт говорит, что это именно так. Необходимо помочь осознать ценность обручения как периода подлинного взаимного узнавания и распознания замысла Бога об их жизни.
Путь подготовки к Браку обязательно должен включать в себя свидетельство христианских супружеских пар. Такое свидетельство может быть очень простым – и одновременно очень насыщенным. Обручённые пары необходимо приглашать вместе читать Писание, молиться, приступать к Таинствам, активно включаться в жизнь приходской общины. Время обручения может стать настоящей «инициацией», открытием духовных даров, которыми Господь через Церковь обогащает новую семью, готовую жить по Его благословению.
В связи с этим я настоятельно призываю воспитывать в наших семьях интерес и любовь к общине. Этой цели могут служить «каникулы с Богом» для семей, конференции и воспитательные встречи, совместные экскурсии. Я считаю чрезвычайно полезным опыт приходских реколлекций для семейных пар. Этот опыт уже начал развиваться в Калининграде и Санкт-Петербурге, недавно он был возобновлён и в Москве. Эти встречи позволяют начать или развивать диалог, увидеть друг друга, заново открыть дружбу, вновь обрести корни своего призвания. Нам как воздух необходимы воспитательные встречи, через которые община, где происходит наша встреча с Христом, открывается как дар и благодать Святого Духа.
Конференцией епископов было принято решение о проведении встреч семей по аналогии с принятым календарём встреч молодежи: первый год – на всемирном уровне, второй – на всероссийском, третий – на епархиальном. После Всероссийского конгресса семей в Казани в 2014 г. и Всемирной встречи семей в Филадельфии в 2015 г. мы проведём первую Епархиальную встречу семей 13-15 мая 2016 г. в Москве.
5. Открытие Юбилейного Года Милосердия
11 апреля этого года, накануне второго воскресенья Пасхи, Воскресенья Милосердия Божия, Папа Франциск объявил Юбилейный Год Милосердия, который откроется 8 декабря, в торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Эта дата особенно важна для нашей поместной Церкви, потому что Непорочно Зачатая является покровительницей нашей Архиепархии. Юбилейный Год начнётся, когда Святейший Отец откроет Святые врата в соборе Святого Петра в Риме. Однако Папа пожелал, чтобы во всех кафедральных соборах всего мира также открылись свои особые врата Милосердия Божия – символ тех врат в римской базилике, открытых на протяжении всего года, проходя через которые человек мог бы почувствовать объятия Божия Милосердия. В нашем кафедральном соборе в Москве эти особые врата Милосердия будут открыты 13 декабря, в Третье Воскресенье Адвента, в 10.00. В этот день я призываю всех присоединиться к этому событию – если не лично, то хотя бы молитвенно. Также предписываю, чтобы во всех храмах Архиепархии в течение одного месяца от открытия Юбилейного Года была совершена по крайней мере одна Святая Месса в намерении изобильного дарования благодати Милосердия Божия нашей Церкви, всем христианам и всему человечеству.
Милосердие – это опыт познания Христа, которое осуществляет Дух Святой: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (ср. Рим 8,9). Лишь тот, кого коснулась нежная ласка Милосердия, действительно знает Господа и имеет доступ к Отцу, потому что «Иисус Христос – это лик милосердия Отца» (Папа Франциск, Булла об объявлении Чрезвычайного Юбилейного Года Милосердия Misericordiae Vultus, 1). Думать, будто мы безгрешны, – наивность и самообман, но более того, – если мы не переживём на опыте и не узнаем милосердие Христа, то никогда не узнаем, кто Он такой. Отсутствие опыта Его милосердия подтверждает, что мы отошли в сторону, отстранились, отдалились от Христа. Существует ли ещё в наши дни этот опыт милосердия? Ощущаем ли мы присутствие Христа через этот опыт? Безусловное прощение, дарованное Марии Магдалине (ср. Лк 7,36-50) и другим исцелённым Христом грешникам, пробудило в них дерзновение, проистекающее из уверенности в милосердии Божием. Вот освобождение, которое Христос приносит в нашу жизнь, сколько бы мы ни согрешили. Милосердие сопровождает человека к встрече с Христом, и это должно стать главным содержанием нашего возвещения миру. Милосердие Божие – это самая важная, поистине благая весть, которую Церковь может возвестить современному миру (ср. Франциск, Речь перед членами Папского Совета по Новой Евангелизации, 21.05.2015).
Милосердие – это конкретный опыт любви Божией, который мы особым образом переживаем в Таинстве Покаяния и Примирения – Исповеди. Я призываю всех священников уделить особое внимание этому Таинству в процессе катехизации и быть расположенными больше времени проводить в исповедальне. Также прошу о том, чтобы в ответ на предложенную Папой Франциском инициативу «24 часа для Господа», во всех приходских храмах, особенно в Москве и Петербурге, в течение пятницы и/или субботы перед Пятым воскресеньем Великого поста состоялось, по мере возможности, особое молитвенное бдение с возможностью Исповеди, сосредоточенное на переживании Божия милосердия.
Юбилейный Год Милосердия объявлен Папой Франциском для того, чтобы мы обратили наш взгляд к милосердному Отцу, и, таким образом, сами стали проводниками Его милосердия. «Юбилейный Год также связан с возможностью получения индульгенций. В Святой Год Милосердия это обретает особое значение. Даруемое Богом прощение наших грехов не знает границ. В смерти и воскресении Иисуса Христа Бог явил Свою любовь, которая уничтожает человеческие грехи. Примирение с Богом возможно благодаря Пасхальной тайне и посредничеству Церкви. Бог всегда готов прощать и неустанно предлагает нам Своё прощение всегда новым и неожиданным образом. Мы все, однако, переживаем опыт греха. Мы знаем, что призваны к совершенству (ср. Мф 5,48), но одновременно чувствуем тяжкое бремя греха. С одной стороны мы ощущаем силу преображающей нас благодати, но одновременно испытываем на себе силу греха, которая нас ограничивает. Несмотря на прощение, в нашей жизни присутствуют противоречия, которые являются следствиями наших грехов. В Таинстве Примирения Бог прощает наши грехи, которые действительно уничтожаются; тем не менее негативный отпечаток, который грехи оказали на наше поведение и наши мысли, остаётся. Однако Милосердие Божие сильнее греха и его последствий. Это проявляется в снисхождении (индульгенции), даруемой Отцом, Который через Невесту Христову – Церковь достигает прощённого грешника и освобождает его от любого остатка последствий греха, и позволяет ему действовать с милосердной любовью, чтобы возрастать в любви, а не впадать в грех» (Папа Франциск, Misericordiae Vultus, 22). В связи с Юбилейным Годом Милосердия будет целый ряд возможностей получения индульгенций. Ознакомиться с ними можно будет в Декрете об индульгенциях, который будет опубликован мной позже.
Особой возможностью для получения индульгенций и укрепления нашей веры и надежды на милосердную любовь Бога станет епархиальное паломничество в Рим. «Паломничество – это особый знак Святого Года, поскольку оно является иконой пути, который каждый человек совершает в своей жизни. Жизнь – это паломничество, и быть человеком значит быть viator, путником, идущим к желанной цели. Для того чтобы достичь Святых Врат в Риме или в любом другом месте, каждый верующий призван совершить паломничество, сообразное его силам. Это будет знаком того, что Милосердие является целью, к которой следует стремиться, и достижение этой цели требует от нас усилий и жертв. Паломничество, таким образом, побуждает к обращению: проходя через Святые Врата, мы позволяем Милосердию Божию обнять нас, и в то же время сами стремимся быть милосердными по отношению к другим, как Отец милосерден к нам» (Папа Франциск, Misericordiae Vultus, 14).
Существует также намерение организовать паломничество в Рим для всей России. Информация о конкретных датах епархиального паломничества и о других возможных паломничествах будет опубликована позже. Приглашаю всех, кто имеет такую возможность, принять участие в паломничествах в Рим и в места паломничества на территории нашей поместной Церкви, а всех, кто не сможет в них участвовать, призываю к молитве о том, чтобы эти паломничества принесли всем нам обновлённое сознание силы Милосердия в нашей жизни и в жизни наших общин.
Дорогие братья и сёстры!
Христос, присутствующий посреди нас через свидетельство Церкви, наполняет нас радостью и побуждает свидетельствовать о Нём в любой ситуации. Пример этого показывают наши гонимые братья, в чьей жизни мы видим исполнение слов, сказанных Иисусом святому Павлу: «Довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Посему, отвечает Павел, «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён» (ср. 2Кор 12,9–10). Мы малы и сознаем нашу ограниченность, наши каждодневные предательства, хрупкость наших усилий. Однако вслед за Павлом мы уверены: Отец избрал нас такими, какие мы есть, чтобы благодаря этому с ещё большей ясностью открылось, что только Он по-настоящему силён.
Поэтому в течение Юбилейного Года Милосердия станем просить Бога о том, чтобы Христос был центром нашей жизни, чтобы Он поддерживал нас на каждом шагу и помог на собственном опыте пережить освобождение от греха и зла, отягощающего нас. Желаю вам проделать путь этого Юбилейного Года в объятиях Христова милосердия, достигающего нас через общину Церкви, которая вновь и вновь возвращает нас на путь истины и ведёт нас навстречу нашей судьбе. Приходя к Христу, мы с изумлением открываем, что Он всегда ждал нас. Из благодарности Господу, живому и присутствующему, произрастает бескорыстная щедрость, позволяющая нам отдать жизнь за брата, идущего рядом. Тот, кто откликается на призыв Христа и позволяет Ему обнять себя, становится частью народа Божия, рождённого от Воскресения, становится руками и сердцем Церкви, идущей в мир.
Примите мое благословение на предстоящий Пастырский год — во имя † Отца, и † Сына, и † Святого Духа.
† Архиепископ Павел Пецци
Из Москвы, 15 августа 2015 г., в Торжество Успения Пресвятой Богородицы