«Secundum probatum Ecclesiae morem, sacerdoti cuilibet Missam celebranti aut concelebranti licet stipem oblatam recipere, ut iuxta certam intentionem Missam applicet» — «Согласно утвержденному обычаю Церкви, каждому священнику, служащему Мессу или сослужащему при ней, разрешается принимать предложенное денежное пожертвование для того, чтобы он совершил Мессу в определенном намерении» (кан. 945 § 1 ККП).
«Евхаристия, хотя и составляет полноту сакраментальной жизни, служит не наградой для совершенных, а великодушным исцелением и подкреплением для немощных. Эти утверждения имеют последствия для пастырства, и мы призваны благоразумно и без боязни рассмотреть их. Часто мы поступаем, как контролеры благодати, а не как способники. Однако Церковь — не таможня, а отчий дом, где есть место для каждого, какой бы сложной ни была его жизнь»[1].
Осознавая эту благодать, верующие посредством пожертвования желают теснее соединиться с Евхаристической жертвой, принося собственную жертву и участвуя в нуждах Церкви, в частности, внося свой вклад в содержание ее священнослужителей.
Таким образом, верующие теснее соединяются со Христом, который приносит Себя в жертву, и, в определенном смысле, еще глубже приобщаются к Нему. Такая практика не только одобряется Церковью, но и поощряется ею[2].
Апостол Павел пишет, что те, кто служит алтарю, также имеют право жить от алтаря (ср. 1 Кор 9:13-14; 1 Тим 5:18; Лк 10:7). Нормы, собранные в первые века, сообщают о дарах, добровольно приносимых во время служения Мессы. Часть из них предназначалась для бедных, часть — для mensa episcopalis («для стола епископа») и тех, кому епископ оказывал гостеприимство, часть — для богослужения и часть — для служащих Евхаристию или ассистирующих на ней клириков, в соответствии с заранее установленным критерием распределения[3].
Таким образом, те верные, которые приносили дары, особым образом соучаствовали в Евхаристической жертве. Дары, приносимые во время Евхаристии, а позже и вне ее, рассматривались как воздаяние благодетелю за служение (occasio servitii), совершаемое священником, как милостыня, а не как «цена для продажи» чего-то святого, что по сути являлось бы актом симонии.
В то время уже существовала практика совершения Мессы по просьбе верных, в определенных намерениях, даже если она не сопровождалась пожертвованием. Позже возник обычай приносить милостыню за празднование Мессы и дарить подарки священнику или Церкви. Именно эта практика является прецедентом пожертвования на священнопразднование Мессы. С конца X века стали вносить специальное пожертвование, чтобы просить о совершении Мессы в определенном намерении. В этот же период возникли фундации Месс, то есть обязанность совершать Мессы в заранее определенных и профинансированных намерениях. Это привело к появлению традиции совершать пожертвование по случаю Мессы — обычая, который Церковь не только одобряет, но рекомендует и поощряет.
Вековой обычай и церковная дисциплина настаивают на том, чтобы каждое конкретное пожертвование предназначалось для отдельно отслуженной священником Мессы. Более того, католическая доктрина, также выражаемая в sensus fidelium, учит, опираясь на икономию благодати, духовной пользе для лиц и целей, в намерении которых священник совершает Мессы, а также ценности повторного совершения для тех же лиц или целей.
Что касается намерения, в связи с которым дается пожертвование, то неоднократно подтверждался запрет на проведение одной Мессы в нескольких намерениях, для которых соответственно были приняты разные пожертвования.
Подобная практика, как и несовершение Мессы в отношении принятого пожертвования, была признана противоречащей справедливости, о чем неоднократно говорилось в церковных документах[4].
Не менее незаконной является подмена обещанного проведения Мессы в намерении простым «молитвенным намерением» во время Литургии Слова или простым упоминанием в определенные моменты евхаристического празднования.
Церковная дисциплина в этом вопросе, даже если отвлечься от чисто богословских рассуждений, явно руководствуется двумя соображениями: справедливостью по отношению к жертвователям, то есть соблюдением слова, данного жертвователю, и обязанностью избегать даже простой видимости сделки или торговли священнодействиями (ср. канн. 947; 945 § 2 ККП).
Однако в последнее время возникают ситуации и прошения, которые призывают адаптировать некоторые элементы дисциплины, создав исключения из всеобщего правила, чтобы сохранить самое важное.
Среди таких обстоятельств мы находим нехватку духовенства, способного удовлетворить просьбы о совершении Мессы, обязанность не «расстраивать благочестивую волю жертвователей, отвращая их от добрых намерений»[5], наряду с констатацией, что использование так называемых «коллективных» Месс, «если они получат чрезмерное распространение […], должно рассматриваться как злоупотребление и могло бы постепенно породить у верных отказ от пожертвований для совершения Мессы в индивидуальном намерении, уничтожив очень древний обычай, полезный для отдельных душ и для всей Церкви»[6], и это лишь некоторые причины нововведений.
Именно в связи с подобными обстоятельствами 22 февраля 1991 года Конгрегация по делам духовенства издала декрет Mos iugiter[7].
Декрет, подтверждая доктринальные основы и фундаментальные нормы дисциплины, уже принятые в Кодексе Канонического Права, предусматривает, что при определенных условиях и только в этих случаях священник может совершить одну Мессу в нескольких намерениях, в отношении которых он принял отдельные пожертвования.
Сформулированные условия были призваны, с одной стороны, обеспечить справедливость, то есть соблюдение слова, данного жертвователям, а с другой — предотвратить опасность или даже видимость сделки или торговли священнодействиями.
Именно желание исключить эту опасность позволило принять такие дисциплинарные изменения. Фактически, с этой точки зрения, декрет устанавливает, прежде всего, что только в случаях, когда жертвователи были должным образом проинформированы и выразили свое согласие [consenso esplicito], можно принять несколько пожертвований для священнопразднования одной Мессы, и что подобная практика не должна становиться ежедневной, чтобы не породить общую тенденцию и чтобы сохранить характер исключительности.
Прошло более тридцати четырех лет с момента вступления в силу декрета Mos iugiter, и на основании накопленного с тех пор опыта, в ответ на замечания, вопросы и прошения, поступающие из разных частей мира, от епископов, а также от представителей духовенства, верных мирян, лиц и общин посвященной жизни, Дикастерия, подробно рассмотрев все аспекты данного вопроса и после продолжительных консультаций с другими заинтересованными Дикастериями, sive ratione materiae sive alia ratione (по сути дела или по другим соображениям), пришла к выводу, что для урегулирования данного вопроса необходимы новые нормы, соответствующим образом адаптированные.
Учитывая возможность обновить правила и в то же время уточнить их, чтобы исключить некоторые виды практик и злоупотреблений, распространившиеся в различных местах, Дикастерия распорядилась издать следующие правила, которые в настоящее время призваны дополнить действующие правила по этому вопросу:
Ст. 1 § 1. Без ущерба для кан. 945 ККП, если провинциальный собор или собрание епископов провинции, принимая во внимание такие обстоятельства, как, например, количество священников по отношению к количеству просьб о намерениях или социальный и церковный контекст, в пределах своей юрисдикции, постановляет это, священники могут принять несколько пожертвований от отдельных жертвователей, объединяя их и удовлетворяя их совершением одной Мессы в соответствии с одним «коллективным» намерением, если — и только в этом случае — все жертвователи были проинформированы и дали добровольное согласие.
§ 2. Такое согласие жертвователей никогда не может подразумеваться; напротив, при отсутствии явно выраженного согласия всегда предполагается, что оно не было дано.
§ 3. В случае § 1, священнослужителю разрешается оставить себе пожертвование только от одного намерения (ср. ККП канн. 950-952).
§ 4. Каждая христианская община должна заботиться о том, чтобы предоставить возможность совершать ежедневные Мессы по индивидуальному намерению, для чего провинциальный собор или собрание епископов провинции устанавливает размеры пожертвования (ср. кан. 952 ККП).
Ст. 2. Без ущерба для кан. 905 ККП, когда священник законно служит несколько Месс в один и тот же день, если это способствует истинному благу верных, он может совершать разные Мессы даже в соответствии с «коллективными» намерениями, при этом подразумевается, что ему разрешается ежедневно принимать только одно пожертвование только от одного отдельного намерения (ср. канн. 950-952 ККП).
Ст. 3 § 1. Особенно необходимо помнить о положениях кан. 848 ККП, который устанавливает, что священнику, помимо пожертвований, определенных правомочной властью, не подобает требовать ничего для совершения таинств, всегда избегая ситуации, в которой самые нуждающиеся были бы лишены помощи таинств из-за бедности. Кроме того, настоятельно рекомендуется соблюдать указанное в кан. 945 § 2 ККП, а именно: «совершать Мессу в намерении верных, особенно нуждающихся, даже не приняв никаких пожертвований».
§ 2. В отношении назначения пожертвования действует правило кан. 951 ККП, congrua congruis referendo.
§ 3. Учитывая специфические обстоятельства отдельной Церкви и ее духовенства, диоцезный епископ может специальным декретом предусмотреть распределение пожертвований среди нуждающихся приходов в своей или других епархиях, особенно в миссионерских странах.
Ст. 4 § 1. Ординарии обязаны инструктировать своих клириков и верных о содержании и значении этих норм и следить за их правильным применением, заботясь о том, чтобы количество принятых к совершению Месс, намерения, пожертвования и сведения о совершении Месс были точно записаны в особую книгу, и ежегодно проверять эти книги лично или через других лиц (ср кан. 958 ККП).
§ 2. В частности, ординариям и другим пастырям Церкви подобает позаботиться о том, чтобы всем было понятно различие между совершением Мессы в определенном намерении (пусть даже «коллективном») и простым упоминанием во время Литургии Слова или в определенные моменты Евхаристического празднования.
§ 3. Всем должно быть известно, что просить о пожертвовании или даже принимать пожертвование в связи с упомянутыми двумя последними случаями [простой молитвой в намерении верного во время Литургии Слова или в определенные моменты Евхаристического празднования], является в высшей степени незаконным. Если такой обычай чрезмерно широко распространен, правомочные ординарии не должны исключать применение дисциплинарных и/или уголовных мер для искоренения этого прискорбного явления.
Ст. 5. Ввиду ценностей, в том числе сверхъестественных, связанных с почитаемой практикой принятия пожертвований для совершения Мессы в определенном намерении (ср. кан. 948 ККП), а также чтобы поощрять приветствуемый обычай передавать избыточные намерения для Мессы вместе с пожертвованиями в страны миссии, пастыри Церкви обязаны позаботиться о том, чтобы надлежащим образом поощрять верных поддерживать этот обычай, а там, где он ослаблен, возрождать и развивать его, также посредством соответствующей катехизации о последних событиях и об общении святых [communio sanctorum].
Ст. 6. Если провинциальный собор или собрание епископов провинции не принимает никаких решений по этому вопросу, то остаются в силе положения декрета Mos iugiter от 22 февраля 1991 года.
Через десять лет после вступления в силу этих норм Дикастерия по делам духовенства проведет исследование практик, а также действующего законодательства по этому вопросу, с целью проверки его применения и возможного обновления.
Верховный Понтифик 13 апреля 2025 года, в Вербное воскресенье, утвердил этот декрет в данной форме и распорядился о его промульгации, предписав его вступление в силу 20 апреля 2025 года, в Пасхальное воскресенье, derogatis derogandis, contrariis quibuslibet minime obstantibus.
Кардинал Лазарус Ю Хын Сик
Префект
+ Андрес Габриэль Феррада Морейра
Титулярный архиепископ Тибурни
Секретарь
[1] Франциск, Апостольское увещевание Evangelii gaudium, 24 ноября 2013 г., в AAS 105 (2013), 1039-1040, п. 47.
[2] Ср. Павел VI, Апостольское письмо в форме Motu proprio Firma in traditione, 13 июня 1974 г., в AAS 66 (1974), 308; Конгрегация по делам духовенства, декрет Mos iugiter, 22 февраля 1991 г., в AAS 83 (1991), 443.
[3] Ср., например, Constitutiones Apostolorum (± 380) II.28,5: «Si autem (diaconus) et lector est, accipiat et ipse una cum presbyteris»; VIII.31,2-3: «Eulogias, quae in mysticis oblationibus supersunt, diaconi ex voluntate episcopi aut presbyterorum distribuant clero…», in F.X. Funk, Didascalia et Constitutiones Apostolorum (Paderborn, 1905; анастатическое переиздание 1964), т. 1, с. 108-109 и 532-533; Canones Apostolorum (5e eeuw) 41, в C. Kirch, Enchiridion fontium historiae Ecclesiasticae antiquae (Barcelona, 1965[9]), 699.
[4] Ср., например, Священная канцелярия, декрет, 24 сентября 1665 г., п. 10, в DH 2030; Верховный Трибунал Апостольской Пенитенциарии, инструкция Suprema Ecclesiae bona, 15 июля 1984 г., в Enchiridion Vaticanum S1, пп. 901-912; Конгрегация по делам духовенства, декрет Mos iugiter, цит. 444, ст. 1 §1.
[5] Конгрегация по делам духовенства, декрет Mos iugiter, цит., 446, art. 5 § 1.
[6] Там же, 445, ст. 2 § 3.
[7] Ср. там же, 443-444.
Источник: Официальный сайт ККЕР
