«Что ходили смотреть вы в тайгу?» Свидетельство паломницы из Москвы в Харск

В последнюю субботу сентября отцы-иезуиты из томского прихода Пресвятой Богородицы Святого Розария устраивают ежегодное паломничество в Харскую Заимку. Это место в далекой тайге, где покоятся останки блаженных мучениц Конгрегации Святого Иосифа – сестер Олимпии и Лаврентии, сосланных за веру в 1950 году. Как родилась и что несет эта дорога в настоящем для прихода Блаженного Леонида Федорова в Москве, расположенного в 4000 км от этого места, рассказывает паломница из Москвы Виктория.

Как известно, случай – один из псевдонимов Провидения, сохраняющего человеку свободу. Так, случайно на Рождественской трапезе прихода родилась идея совершить паломничество. Очень скоро появилось и конкретное предложение: Томск, Харск, сентябрь 2024 года. Еще полгода сборов, пожертвований, интенций и мы, казалось бы, на финише, но последние 4,5 часа полета открывают новое начало, делают, казалось бы, уже известный вопрос вновь живым и вызывающим. Женщина на соседнем сиденье в самолете спросила, зачем я еду в Томск. Я рассказала ей о паломничестве. Изумлению моей соседки не было предела и ее конечный вопрос стал живым вопросом для меня самой: «Нет, я все-таки не пойму, что хотите смотреть вы в тайге?»

Томск встретил нас великолепной погодой. Огненные рябины. Зелено-золотая осень всюду. Дух простоты, какой-то глубинной тишины и внешней суровости сразу сбивает всю столичную пыль и снобизм.

Томский приход принял около 150 паломников, по их меркам – из близлежащих мест, таких как Новосибирск и Кемерово, но также и из далеких – Новокузнецка, Омска, Сургута, Оренбурга, а в этом году – и из Москвы. Обычно в этом паломничестве принимают участие и люди с ограниченными возможностями, в том числе, около 10 колясочников из интерната в Томской области, но в этом году их не было из-за карантина. Всех нас разместили, накормили, обняли. Вечером – Месса открытия паломничества. Отец Войтек обновляет вопрос:

«Что такое паломничество? Это что-то, что мы уже знаем? В этом году – Юбилей. Ежегодно отцы-иезуиты ведут этим путем народ. Столько чудес, столько открытий и, главное, умножения веры принес этот путь за эти годы, что продолжать его, распространять весть о нем разумно. И вы, паломники, расскажите всем о том, что вы видели и слышали. Пусть придут все труждающиеся и обремененные, пусть придут все радостные и счастливые сюда, в место, где семя мученичества прорастает в Воскресение, свидетельствует о Спасении, о Смысле».

Итак, в минувшую субботу, 28 сентября, в 6 утра на шести автобусах мы выехали из Томска в Харскую Заимку. Шесть часов пути на автобусе до Оби, далее – переправа на пароме с транспортом по реке, еще немного вглубь тайги на автобусе и, вот, мы на финальном отрезке – 5 км пешего пути по тайге, удивительно суровой, залитой солнцем в этот день и немыслимо красивой, хоть и не броской. Чтобы заметить ее красоту, надо смотреть, всматриваться, быть внимательным. Так, идя, смотря, молясь, прося, я поняла еще больше, чему учат нас паломничества, к чему призывает через них Церковь. Они учат нас смотреть. Снова и снова поднимать взгляд на то, что, кажется, уже давно известно и знакомо. Взрослые редко учатся тому, что, как им кажется, они уже знают. И вот тут на помощь приходят дети.

В Томском приходе есть удивительная многодетная семья, с которой мне посчастливилось ехать в одном автобусе. Пять малышей до 5 лет, трое взрослых – от 13 до 18 лет, а остальные, совсем взрослые, остались дома, воспитывают уже своих маленьких детей. Дети пели народные песни многоголосием. Мальчишки пели дуэтом по голосам. Никто их не просил и не заставлял – было очевидно, что пели с удовольствием, пело их сердце. И как же это было красиво!

В Небе край родной…
Мой – в Небе дом.
Там – мой Отец благой,
Мой в Небе дом…
(Симон Хоральский – «Мой в небе край родной»)

— Валентин и Богдан, — спрашиваю я этих прекрасных ребят из томского прихода. – Вы каждый год ходите в это паломничество?
— Да, — отвечают.
— Добровольно или с родителями?
— Мы из-за дружбы друг с другом ходим!

Через эти звуки свободы пробуждались наши сердца. Эту искренность, молодость, чистоту и истинность ты не спутаешь ни с чем. Ты просто смотришь и признаешь, как надежда движет миром, общиной. Как вера растет через удивление во встрече с затронутыми Христом свидетелями. И ты понимаешь, что только Бог может творить это в настоящем для тебя, для меня, для всего мира. И ты понимаешь, что вообще есть такое любовь – не сберечь, а отдать, отдать все до последней капли и отдать с радостью, разделить всю свою жизнь с Церковью и через нее – со всем миром, как с тобой разделили, как тебя полюбили.

Вот и сестры, блаженные Олимпия и Лаврентия – живой знак и пример этой взаимной, исполненной любви – каждый год призывают пройти не какой-то дорогой, а единственной дорогой, дорогой любви, что даже дремучую тайгу делает раем.

Кульминационный момент пути – Месса на месте упокоения сестер! На вход мы слышим:

«Пусть крест тяжел, но радость больше всяких бед.
Благословенны те, кто следуют за Богом.
Ликуйте, пойте сестры в небе и на земле.
Прекрасна цель – одна дорога!
Ликуй, Олимпия! Ликуй, Лаврентия!»

И потом: «Вот Тело Мое. Вот Кровь Моя. Ешьте от Него все. Пейте от Нее все! Это совершайте в память обо Мне».

Что ходили смотреть мы в тайгу? Бога, ставшего ради нас Человеком! Христа в Его ни с чем несравнимых проявлениях, во всем и во всех и, особенным образом, в мучениках как в ставших подобными Ему.

Возвращались почти в сумерках, и эти закаты на Оби мне не забыть никогда, они, как сама Слава Христа в настоящем, будут сопровождать память навсегда, до каждого нового начала единственного пути, одной дороги!

Виктория
Приход Блаженного Леонида Федорова, Москва