Дорогие братья и сестры!
Воскресная Литургия – это Литургия праздника. Потому что воскресенье, прежде всего, праздник, и какой праздник? Сегодня, следуя за чтениями, мы можем сказать, что мы празднуем жилище Господне, то есть тот Дом, то Место, где происходит следование за Господом, следование за Христом. И псалмист ставит это не под вопросом, а именно в виде вопроса: «Господи, кто может жить в Твоем жилище?». Таким образом, псалмист дает понять, что с одной стороны, следование за Христом – это просто, потому что следование за кем-то не требует особых усилий. Но с другой стороны – не легко, потому что, чтобы следовать за Христом, необходимо удерживать свой взгляд, свой внутренний взгляд, на Христе.
Сегодня мы слышали, что израильский народ выражает свою готовность, свою добрую волю, доброе намерение следовать за Господом. Но мы знаем из Священного Писания, что это следование было очень недолгим, на очень короткое время. И можно сказать, что с каждым разом народ все чаще и чаще оставлял жилище Господне, предпочитая жить в других местах.
В Евангелие мы слышали, как Иисус говорит, в чем причина. Она заключается в том, что когда мы перестаем следовать за Господом, мы начинаем следовать за нашими намерениями. То, что делали фарисеи и книжники, – нельзя сказать, что это было что-то нехорошее, что-то плохое само по себе. Нет, это были, можно сказать, добрые и правильные намерения – очищать всю посуду и т.п. Но Иисус показывает, в чем проблема. Она в том, что, когда мы так поступаем, то есть по нашим даже добрым намерениям, мы рискуем очень легко заменить ими следование за Христом. Мы готовы пойти на жертвы для Бога, но только на те, которые мы выбираем сами. Но мы не готовы пойти на те, о которых просит нас Господь.
В нашей повседневной жизни необходим переворот, который называется «обращением». И обращение – это не только момент, когда мы обратились. Обращение – это дело каждого дня, можно сказать, часа, мгновения. Почему нелегко следовать за Христом, хотя мы говорили, что это очень просто? Нелегко, как говорит нам Иисус, потому что наше сердце создано для Бога и потому для следования за Ним. Когда мы чувствуем запах какой-то вкусной пищи, мы сразу следуем за этим запахом, пока не дойдем до прекрасного и вкусного блюда на столе. Так вот, тут то же самое. Сердце человека чувствует присутствие Бога, но недостаточно признать Его. Даже демоны признали Христа, даже злые духи могли бы сказать: «Вот, Ты Сын Божий», но они не следовали за Ним. Иисус говорит, что, хотя в нашем сердце есть печать, чтобы следовать за Господом, чтобы идти по пути к Господу и с Господом, все-таки это сердце как будто испорчено, и потому ему нелегко следовать за Христом.
Иисус называет нам перечень препятствий, и, думаю, каждый из нас, если искренне посмотрит на себя, может легко найти хотя бы один из этих уже даже не грехов, а именно пороков. Каково же лекарство? Как мы можем вернуться к Богу? Как мы можем снова обратиться и следовать за Господом, а не за идолами, которых мы сами создаем и которые часто даже не существуют в реальности, а только в нашей фантазии? Прекрасная жизнь без болезней, где всегда все радостно, много денег, чтобы делать все, что хочешь. Все это существует только в нашем воображении, в реальности этого не существует. У каждого есть свои проблемы, трудности и, можно даже сказать, что по мере умножения наших идолов умножаются также грусть, печаль в нашей жизни. Тебе хочется все больше и больше, ты не можешь остановиться. И это источник множества беспокойств. А каково же лекарство?
Апостол Иаков дает нам очень простой рецепт, он говорит: смотрите на саму реальность, на то, что окружает вас. Вас окружает множество нуждающихся людей. И в чем они нуждаются? Они нуждаются во всем! Но, прежде всего, они нуждаются в том, чтобы вы показали им счастье, вкус вашего следования за Господом. Тогда очень остро стоял вопрос вдов, и потому апостол говорит о них. Сегодня мы можем говорить о других бедах, но, по сути, лекарство не меняется, оно заключено в смирении. Потому что только в смирении мы начинаем видеть другого, кто находится рядом с нами. Мы начинаем видеть его нужды, одним словом, мы начинаем по-настоящему любить его. В чем вершина любви? Вершина в том, чтобы передать людям ту любовь, которой мы любимы. Передать ту любовь Христову, которая обнимает нас. Передать, что, следуя за Христом, мы можем жить с большей радостью, с большим вкусом, и также будем переносить трудности, страдания и гонения в этой любви. И тогда происходит чудо, чудо обращения, самое большое чудо, по крайней мере, в этой жизни. Аминь!
1 сентября 2024 г.
Фото: Ольга Дубягина