В пятницу, 2 февраля, в Знаменске Калининградской области простились со священником Ежи Ягодзинским из конгрегации Служителей Слова Божьего. Заупокойную Святую Мессу сослужили Архиепископ Павел Пецци, епископ Николай Дубинин, собратья о. Ежи из разных городов и другие священники Архиепархии. Приводим запись трансляции заупокойной Мессы и погребения, а также полный текст некролога, прозвучавшего на отпевании, в котором рассказывается о долгой и плодотворной жизни о. Ежи.
Глубокой скорбью отозвалась в сознании многих людей в разных уголках мира весть о кончине священника конгрегации Служителей Слова Божьего (SVD) отца Ежи Ягодзинского, настоятеля приходов в Гвардейске, Знаменске и Полесске Калининградской области РФ.
Отец Ежи Ягодзинский родился 20 апреля 1955 года в многодетной семье глубоко верующих родителей Станислава Ягодзинского и Кристины Вержховской в г. Серазд (Польша), где с детских лет был министрантом в приходе старинного монастыря. Именно там зародилось его миссионерское призвание. После окончания школы в сентябре 1974 года Ежи Ягодзинский присоединился к миссионерам-вербистам и начал свой монашеский новициат. Образование завершил в миссионерской духовной семинарии в Пененжно. Там же 8 сентября 1980 года принес свои вечные монашеские обеты, а 20 сентября того же года был рукоположен в сан диакона. Рукоположен в священники 26 апреля 1981 года.
В 1983 году начинается миссионерское служение о. Ежи Ягодзинского на Филиппинах, где вместе с другими священниками-вербистами ежедневно спешил в несколько горных поселений прихода Раваля, а затем в районе Абра. Через семь лет служения он возглавил приходы в Пагуте, а затем в Сгаяне. Настоятель-поляк прекрасно говорил на илоканском языке – основном языке межэтнического общения для народов, живущих в северной части Филиппин, что давало ему возможность откровенно общаться со многими людьми. В тропические ливни или сорокаградусную жару по 5-8 часов пешком, нередко ночью, с зажженными факелами в руках, священник со своими верными единомышленниками-министрантами добирались до самых отдаленных поселков прихода Святого Сердца Иисуса (Sacred Heart Parish Kamuning). Ночью приходилось освещать путь только сосновыми факелами. С фонариками в руках военные в стране, охваченной революционным угаром, могли принять миссионеров за повстанцев и открыть огонь. По словам очевидцев, отец Ежи (на Филиппинах его звали отец Джордж) был бесстрашным пастырем. Он открыто призывал молодых революционеров бросить оружие и спуститься из своих укрытий на фермы к престарелым родителям. Обращения католического священника вызвало гневную реакцию лидеров прокоммунистической NPA (Новой Народной Армии) и созданного ею Народно-демократического правительства, которое действует независимо от законного руководства Филиппин.
Но жизнь священника всегда была и оставалась построенной по принципу «ora et labora» (молиcь и трудись). Он способствовал развитию приходской общины в небольшом муниципалитете Лакуб, где небогато живут около четырех тысяч человек. Отец Ежи построил здесь рисовую мельницу и купил генератор, чтобы освещать приходской дом, школу и церковь. Будучи примером для других, священник занимался самообеспечением, выращивая овощи и домашнюю птицу для ежедневного получения яиц. Он отремонтировал местную школу и благоустроил маленький монастырь. У него всегда был хороший запас лекарств для больных и бедных. Но миссия отца Ежи Ягодзинского в Лакубе закончилась внезапно из-за прямой угрозы его жизни со стороны леворадикальной группировки Новой Народной Армии. Община любила и защищала своего пастыря. Они позаботились о том, чтобы о. Ежи благополучно перебрался в колледж Божественного Слова Бангеда (Divine Word College of Bangued), где он еще несколько лет активно поддерживал бедных и талантливых учеников средней школы.
В 1987 году из Абры о. Ежи был назначен в провинцию Илокос Норте в город Пагудпуд. Оттуда он отправился в Санчес Мира и оставался там до 1993 года. В качестве прощального подарка небольшому муниципальному городку из 26 тысяч жителей о. Ежи Ягодзинский построил высокую и красивую церковную башню прихода Сан-Роуэ.
На Филиппинах и сегодня помнят и чтут отца Ежи как неутомимого священника. Его Мессы прихожанами никогда не пропускались – в сезон ли тропических дождей или в жару верующие спешили услышать Слово Божие из уст своего дорогого настоятеля. Отец Ежи остается в их памяти как бесстрашный, мужественный священник, счастливый в провозглашении Благой Вести в любые времена при любой погоде.
Многочисленные глубокие братские соболезнования в эти дни поступают от собратьев Дистрикта Абра, SVD-PHN, бывшего округа о. Джорджа. Молитвенные соболезнования приходят также от прихожан Бангеда, Лакуба и Санчеса Мира (провинция Кагаян) и от епархиального духовенства Абра.
В 1995 году о. Ежи Ягодзинский покинул Филиппины и начал работать в Москве. В 1998 году был избран руководителем вербистской миссии в бывшем СССР. В эти годы организовал приход св. Ольги в Москве и несколько лет был его первым приходским священником. Полиглот и интеллектуал, отец Ежи принимал самое активное участие в возрождении Католической Церкви в России. Будучи в 90-ые годы XX столетия настоятелем вербистской миссии в бывшем СССР, создавал общины в нескольких городах.
В частности, в середине 90-х годов вложил огромные силы и средства в возрождение католического прихода и почти разрушенного храма в Тамбове. Отец Ежи находил в Польше людей, которые были когда-то в 30-е годы крещены в тамбовском костеле. Они-то и внесли первые деньги в возрождение почти разрушенного костела. Отец Ежи также вкладывал в стройку финансы своей родной семьи. Однажды его родной брат прислал 10 тысяч долларов и на эти деньги удалось заказать калитку, ворота и центральный забор, идентичный тому тамбовскому ограждению у костела, что был когда-то в начале ХХ века.
Благодаря знанию иностранных языков и в первую очередь – английского, отец Ежи «атаковал» своими обращениями европейские благотворительные фонды, выделявшие средства. На деньги семьи отца Ежи поначалу покупались и первые книги в библиотеки католических приходов. Он вывозил в Европу детей с редчайшими заболеваниями, которых невозможно было оперировать в России, и там их поднимали. Совершал Мессы в местах захоронений военнопленных, погибших в лагерях после Второй мировой войны. Отец Ежи принимал участие в создании межконфессиональной радиостанции «Радио Благовест» в Москве, где католические программы вел незабвенный Петр Сахаров и ежедневно в прямом эфире из Италии выступала Ирина Алексеевна Илловайская. С инициативой создать католический еженедельник в начале 90-х годов выступил отец Бернардо Антонини, и в 1994 году Архиепископ Тадеуш Кондрусевич основал газету «Свет Евангелия». На протяжении более чем 13 лет она была единственным еженедельным католическим изданием в России. Отец Ежи Ягодзинский на протяжении ряда лет был по сути её руководителем и главным рецензентом, находил средства оплачивать труд многих журналистов. Редакция была удостоена наград международных профессиональных организаций журналистов-католиков. А снятый в 1996 году белорусскими кинематографистами по инициативе о. Ежи фильм «Молитва» о возрождении католической общины в Тамбове демонстрировался на телеканалах многих стран Европы и Америки. Эта работа получила высокую оценку на нескольких международных фестивалях документального кино и сегодня остается важным историческим документом. В эти годы настоятель привозил в Тамбов из Европы иностранных журналистов. После чего публикации о жизни верующих католиков в России появлялись в периодических изданиях Польши, Германии, Франции, Америки.
Отец Ежи Ягодзинский и сам запомнился как яркий католический публицист. Его материалы в еженедельнике «Свет Евангелия» читатели всегда с нетерпением ждали. Земной язык публицистики отца Ежи ненавязчиво заставлял читателей всматриваться в свою духовную жизнь и в Небеса обетованные. Неоднократно отцу Ежи прихожане и журналисты предлагали издать его статьи отдельной книгой, но он, увы, только отмахивался: «Сегодня много других задач…» Священник умел доступным языком, с помощью Евангелия, ярко связать земной язык с небесным.
После 12 лет работы в Москве, в 2008 году о. Ежи был отправлен на служение в Калининградскую область, где возглавил приход св. Юзефа в Гвардейске и приход Скорбящей Богоматери в Знаменске. И здесь ему пришлось буквально начинать работу «с чистого листа». С большим энтузиазмом он начал организовывать приходские общины. Открытый для каждого человека, как всегда имеющий много планов на будущее, переживал свое священство как жертвенное служение другим. Благодаря самоотверженному служению возрождалась жизнь этих разных общин, восстанавливались храмы, и множество людей находили свой путь к Богу через Его Слово.
Везде, где служил отец Ежи, он проявлял замечательные качества организатора и коммуникатора, который умел собирать людей вокруг Христа и открывать Его любовь. Прихожане общин, которые опекал последние 15 лет отец Ежи, с восторгом вспоминают его колоссальный энтузиазм и целеустремленность, фундаментом которых была огромная любовь настоятеля к людям, понимание их чаяний и надежд. Отец Ежи Ягодзинский вместе с храмами и приходами возрождал католические традиции в душах людей, проживших большую часть жизни в атмосфере атеистического мировоззрения.
Каждый приход, где он служил, священник всегда пытался превратить в одну большую семью. Многочисленные паломничества прихожан его приходов из Калининградской области в Польшу, Литву, Белоруссию, Венгрию, Австрию, Германию, Черногорию за эти годы были составной частью насыщения сознания верующих богатым духовным опытом. И сегодня они тепло вспоминают ежемесячные духовные упражнения в Гвардейске для всех желающих россиян. Время духовных упражнений он обогащал и культурно – просветительными программами, экскурсиями, встречами с интересными людьми, которые приезжали к нему со всего мира.
Отеческую заботу настоятель проявлял к детям, для которых организовывал ежегодно «Каникулы с Богом». Подбирались хороший повар, воспитатели, священник. Постоянно проводились и реколлекции для взрослых в Гвардейске, Полесске, п. Куликово, Знаменске.
Отец Ежи Ягодзинский был и останется для верующих в разных регионах планеты подвижником христианской веры. Память о нем будет побуждать нас быть мужественными в вере в любой ситуации, искать свои пути к спасению, чтобы и мы смогли получить победоносный венок вечной славы.
Через его руки и его голос Господь смог многое сделать за годы земной жизни отца Ежи. И это главный итог его служения.
Память о нем останется навсегда в наших сердцах.
Молим Господа о Царствии Небесном для нашего отца Ежи Ягодзинского.
Да сияет ему свет небесный!
Да покоится он с миром! Аминь.
Константин Денисов